DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Тьма в кино. Статьи

Дворянин, чей титул так и не нашел официального подтверждения, развратник, не раз уличенный в ужасных непотребствах, антиклерикал и безбожник, проповедник абсолютной личной свободы человека, преступник, арестованный по особому приказу короля – все это Донасьен Альфонс Франсуа де Сад, вошедший в историю как маркиз де Сад. И где, как не в номере DARKER, посвященном теме секса, была бы более уместна статья о киновоплощениях основоположника садизма? Подготовил ее Валерий Лисицкий.

Даже в самой темной и холодной Преисподней можно найти красоту. Пугающую, смертоносную и вместе с тем, пленяющую. Сегодняшний наш топ целиком и полностью посвящен коварным обольстительницам, прячущим дьявольскую сущность за ангельской личиной. При его составлении Султанбек Аббасов сделал упор на максимально неожиданные примеры, пусть и за редким исключением. Не будет здесь и «рядовых» красавиц, вроде моделей из «Хостела» или дуэта безумных нимфоманок из «Кто там?»... В общем, погнали!

Эпидемии и катастрофы – едва ли не идеальная почва для взращивания отличных хоррор-сюжетов! Султанбек Аббасов составил хит-парад самых ярких явлений из кинохоррора, ставших поводом для массовых убийств и всеобщего хаоса. При этом рассматривались фильмы, имеющие хотя бы отдаленное отношение к жанру ужасов, а не классические фильмы-катастрофы. Кто знает – быть может, эта статья пригодиться вам в качестве инструкции, если однажды на горизонте замаячит ядерная война или зомби-апокалипсис!

23 января 2019 года исполнилось ровно 100 лет со дня рождения Фрэнсис Эвелин Бэй. Творческий путь этой актрисы во многом уникален. Начав свой путь в кино в 59 лет, она почти до самой смерти исправно играла милых старушек в том числе и в хоррорах. Впрочем, не только милых: чего только стоит миссис Пикман из культовой ленты «В пасти безумия», а ведь еще были «Синий Бархат», «Твин Пикс» и многие другие работы с ее участием. Творческий путь актрисы проследил Валерий Лисицкий.

Впервые Джим Ван Беббер заявил о себе в 1988 году, когда свет увидел запредельно жестокий криминальный боевик «Резня на рассвете». И хотя Джим больше известен как актер и монтажер, а его режиссерский послужной список, помимо «Резни», включает только одну полнометражку, в его работах угадывается уникальный авторский почерк. Михаил Образцов подготовил специально для DARKER полный обзор фильмографии этого незаурадного хоррормейкера.

По традиции, отойдя от новогоднего похмелья, настало время задуматься о вечном. Для авторов и редакции DARKER это означает, что пришла пора, спотыкаясь об обломки мебели и тщательно обходя осколки разбитой за время праздников посуды, доползти до компьютеров и общими усилиями выбрать лучшие хорроры 2018 года, а также определиться с ожиданиями на год 2019-й. В общем, добрый дедушка Мороз умотал в свою Лапландию, и настало время вновь погрузиться в мир киноужасов.

Берите чашечку теплой темной ностальгии и усаживайтесь поудобнее – пришло время вспомнить, каким был 2018 год для любителей хоррор-сериалов. А он перенял традиции прошедших лет в плане моды на экранизации. Ну а потом мы вместе окунемся в ожидания и погадаем на гуще предстоящих проектов, которые ожидают нас в сериальном мире в следующем году. Сделаем мы это под чутким руководством нашего многолетнего эксперта по телеужасам – Елены Труш.

7 января 2019 года исполнилось девяносто лет со дня рождения Уильяма Питера Блэтти. А всего пять дней спустя была другая значимая дата, но уже печальная: год со дня смерти классика. Именно благодаря ему у нас есть легендарный роман «Изгоняющий дьявола», его чудесная экранизация и еще целый ряд замечательных фильмов, к которым он так или иначе приложил руку. Рассказ о творческом пути Блэтти и о его вкладе в кинематограф подготовил Валерий Лисицкий.

Как много было сказано на страницах DARKER о маньяках и психопатах, живых мертвецах и злобных клоунах, ведьмах и демонах, гоблинах и лепреконах, вурдалаках и оборотнях... Мы даже посетили самые мрачные места, какие только можно найти на карте. Похоже, настало время увеличить масштаб. Новый топ-6 посвящен не столько вариациям Ада из разных религий, сколько параллельным мирам из кинохорроров, которые давно уже опередили Преисподнюю в ужасах, таящихся в их недрах.

В одном из интервью финский режиссер Анти-Юсси Аннила говорил о том, что фильмы ужасов для него – средство очищения и совершенствования человека. Особенно ярко это утверждение проявилось в его работе под названием «Сауна». Фильм явно призван вырвать зрителя из зоны комфорта и вызвать у него психологический отклик. Но чтобы приблизиться к пониманию картины, необходимо более пристально взглянуть на систему персонажей и символическую основу фильма. Сделать это попыталась Анастасия Ильиных.

Чед Феррин – американский режиссер, сценарист, монтажер и актер. Известен, прежде всего, фильмом «Чей-то стук в дверь» и участием в киноальманахе «Байки с помойки». Некоторые его фильмы очень сложно найти в открытом доступе, а порой невозможно. Но, ознакомившись с его работами, одно можно сказать точно: Чед Феррин – это талантливый режиссер, который любит свое дело, снимая кино на минимальные деньги, порой вырученные с продажи собственного имущества. Обзор фильмографии Феррина подготовил Михаил Образцов.

Зомби! Какими только не изображали этих тварей киношники: страшные и смешные, быстрые и медленные, мертвые и не очень, слабые и сильные, тупые и удивительно сообразительные… Но с чего началась эта вакханалия с мертвечиной? Многие сошлются на «Ночь живых мертвецов» и… будут совершенно не правы. Валерий Лисицкий подготовил рассказ о том, как эволюционировали кинозомби до выхода культовой ленты Джорджа Ромеро.

Большинство фильмов о вуду опирается на контекст мистики и сверхъестественного, поэтому когда речь заходит о теме вуду в кино, то в подавляющем большинстве случаев мы будем иметь дело с фильмами ужасов. Как и сама религия, способная сочетаться с разнородными верованиями и культурными элементами, фильмы о вуду предоставляют творческий простор для смешения с различными дискурсами: сатанизмом, ведовством, экзорцизмом, вампиризмом и др. Обзор фильмов о вуду подготовил Глеб Сегеда.

И снова у нас в гостях суперзвезды. Гости с того света, ходячие клише, истории о которых уходят корнями в далекое прошлое. Они уже давно не связаны исключительно с вуду или сантерией, а их ареал обитания не ограничен Гаити – теперь они покорили весь мир. Ходячие мертвецы, такие зловещие, но такие милые и родные для истинных поклонников хоррора. Сегодня, специально для зомби-номера DARKER, Султанбек Аббасов подготовил топ-6 самых необычных и запоминающихся из них!

Во внутреннем развитии итальянского кинохоррора выделяются два наиболее влиятельных жанровых пласта с соответствующими им периодами. Первоначальный классический период расцвета готического фильма охватил примерно десятилетие с середины 1950-х по 1960-е годы. Появление нового вида спагетти-хоррора – джалло – отмечено рубежом 60-х и 70-х. Что же происходило на стыке этих непродолжительных, но весьма насыщенных жанровых эпох? Рассказывает Глеб Сегеда.

Дебютная картина Серджо Мартино за рубежом известности не снискала. В принципе, она не снискала ее и в Италии, ведь лента 1969 года, которую в русскоязычных источниках указывают под названием «Мир секса», была вполне обычным, проходным мондо-фильмом. Зато в 1971 году творческая история Серджо Мартино стала куда интереснее. В 1971 году итальянский режиссер решил обратиться к жанру джалло. Об этом этапе творческого пути Мартино рассказывает Валерий Лисицкий.

Что приходит на ум при словосочетании «злобный итальяшка»? У поклонников джалло это наверняка молчаливые киллеры в кожаных перчатках, медленно подбирающиеся к ничего не подозревающей жертве. Но мы решили пойти по иному пути. В этой подборке, которую, как обычно, составил Султанбек Аббасов, вас ждут злодеи всех мастей, объединенные этнической принадлежностью к итальянцам, а также персонажи из многочисленных треш-боевиков и грайндхауса, созданного итальянскими мэтрами.

Их жизнь – квинтэссенция серых будней. И в летнюю жару, и в зимние холода они проводят долгие часы в душных офисах. Но иногда все меняется. Зверь просыпается в очкариках-замухрышках и робких клерках. И тогда уже никакое повышение зарплаты не остановит их животного гнева. Сегодня в нашем топе тренинг личностного роста проведет шестерка самых отмороженных и беспощадных «мастеров заточки карандаша и настройки компьютера».

В каждом человеке живет подспудный страх, пожалуй, один из самых древних и распространенных. Это боязнь однажды лишиться своего привычного физического воплощения. Эта тема, как и многие другие, отнюдь не нова и множество раз поднималась, к примеру, в мировой литературе. Вспомнить хотя бы Франца Кафку, в 1912 году явившего миру маленькую повесть «Превращение». О киновоплощениях этого сюжета подготовил рассказ Валерий Лисицкий.

4 сентября 2018 года 70-летний юбилей отпраздновал актер Майкл Берриман. Человек с необычной судьбой, он сумел сделать редкое наследственное заболевание, сказавшееся на его внешности, своей визитной карточкой. Благодаря необычной внешности, Майкл Берриман неоднократно привлекался на роли злодеев и монстров, оставив заметный след в темном кинематографе. Подробнее о творчестком пути и личности Майкла Берримана читайте в статье Султанбека Аббасова.