Advertisement

DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Тьма в кино. Статьи

Теоретически фильмы, основанные на детских страшилках, – это гарантированные хиты. Формула опробована десятками писателей и режиссеров, аудитория есть всегда, а интерес к проекту подогревается чувством ностальгии по детству и жуткими воспоминаниями о ритуалах пионерлагерей (для бывшего СССР) или бойскаутских ночевках у костров (для США). Но – вот сюрприз – фильмов и сериалов, основанных на страшных историях для детей и подростков, не так уж много. Рассказ о самых ярких представителях не самой многочисленной категории фильмов ужасов подготовил Игорь Евдокимов.

Дети, как известно, это цветы жизни. Об этом говорил еще Остап Сулейман Берта Мария Бендер-бей в бессмертном произведении «12 стульев». Но не все знают, что у данного афоризма есть и продолжение, куда более мрачное. «Дети – цветы жизни… на могилах родителей». Какой бы смысл не вкладывал в уточнение извращенный разум, придумавший его, но фраза как нельзя кстати подходит к сегодняшней теме. С детьми-злодеями и детьми-жертвами знакомит читателей Алексей Абросимов.

Поверхность Земли на 70 % покрыта океанами. На остальных 30 % ютится человечество. Худо-бедно люди заселяют сушу вдоль и поперек, зачастую забираясь и повыше, там, где горный рельеф позволяет. А вот спускаться поглубже – это совсем другое дело, даже когда речь идет о твердой почве под ногами. Что уж говорить о морских недрах – их исследования затруднены не только экономическими и политическими нюансами, но и чисто физическими сложностями. Большие глубины, огромное давление и в целом весьма недружелюбная к хрупким двуногим среда делают океанские бездны такими же загадочными, как и космические просторы. С самыми жуткими обитателями киношных вод знакомит читателей Алексей Абросимов.

Рэй Деннис Стеклер – плоть от плоти нишевого кинематографа. Кинокритики братья Медвед, назвавшие Эдварда Вуда в своей книге «Удостоенные Золотой индюшки» (1980) худшим режиссером в истории кино, как-то проглядели эту лакомую фигуру, хотя есть свидетельства упоминания ими фильма Стеклера «Крыса Пфинк и Бу Бу» в числе худших фильмов. Постановщик разрушал все возможные приемы повествования – но не как Жан-Люк Годар. О творческом пути трешедела, порнографа и графомана от кино рассказывает Андрей Волков.

Ад, место для грешников, с его вечными огнями, раскаленными углями, пытками и муками, как правило, противопоставляется раю и должен пугать, мотивируя людей вести себя прилично. Увы, в современных реалиях концепция справляется с поставленной задачей из рук вон плохо, зато в художественном искусстве находит все больше и больше воплощений. О самых ярких из них рассказывает Алексей Абросимов.

Люди жестоки по своей природе и любят смотреть, когда другим больно. Вспомните все эти публичные казни, процессы над ведьмами, маленькие каморки, набитые людьми, которые пришли посмотреть, как преступника зажаривают на электрическом стуле, войны, драки, петушиные/собачьи/человечьи бои. Мы можем смотреть на все это, фыркать, закрывать глаза, говорить, как это ужасно, но каждый из нас в тайне радуется и испытывает облегчение и капельку злорадства, осознавая, что на той стороне, там, где больно, находится не он. Насилие в кинематографе в какой-то степени играет именно эту роль – отдушины, которая взрыхляет нашу внутреннюю жестокость. Рассказ о том, как развивалось насилие на экране, подготовила Александра Горелая.

Полет человеческой мысли, равно как и стремление к созиданию, не так-то просто остановить. Нас всех наверняка ждет еще много технических новинок, которые каких-то пару десятилетий назад мы и представить не могли. Ну а фантасты и хоррормейкеры рано или поздно придумают, как заставить нас бояться всего этого. О том, какие технические достижения нас уже пугали, рассказывает Алексей Абросимов.

В конце 1980-х и начале 1990-х, когда образ «красной угрозы» отступил и звероподобные советы перестали быть киноврагом Голливуда номер один, а злобные арабы еще не вошли в моду, американская индустрия нашла себе новый, бездонный, запас злодеев. Тенденцию можно назвать – cherchez le brit, «ищи британца». В компанию англичан и валийцев прокрался один носитель акцента куда более экзотического – шотландец Брайан Кокс. Рассказ о карьере актёра подготовил Игорь Евдокимов.

Без преувеличения: он может сыграть кого угодно – и вам это понравится. Его персонажи – герои с самых разных ступеней социальной лестницы, от андердогов до именитых профессоров. И всегда он одинаково хорош и харизматичен. Дамы и господа, встречайте, мистер Тим Рот – актер с туманного Альбиона, ставший звездой Голливуда! Сегодня мы поздравляем талантливого британца с 60-летием и вспоминаем его знаковые работы.

Речь сегодня пойдет о сновидениях и сюрреализме в темном кинематографе. Данное направление в искусстве зародилось в начале XX века, а к 20-м годам уже более-менее прочно сформировалось, не забывая, однако, медленно и печально развиваться. Основным понятием сюрреализма является так называемся сюрреальность (что логично до капитанства), которая являет собой совмещение сна и реальности. Текст подготовил Алексей Абросимов.

26 мая британской актрисе Хелене Бонем Картер исполняется 55 лет, и она по-прежнему яркая и востребованная актриса, которая прекрасна в каждой своей новой роли. За свою кинокарьеру она сыграла множество неординарных ролей, которые принесли ей славу «королевы корсетов» и женщины с сумасшедшинкой, которая способна справится с даже самым сложным персонажем. Самые яркие роли актрисы вспоминает Александра Горелая.

Вот уже десять лет DARKER обозревает и рецензирует, хвалит и критикует кинематограф «темной» волны. Среди всего этого многообразия есть одна особо дорогая сердцу категория – отечественные фильмы ужасов. Сегодня мы предлагаем читателю шаг за шагом пройти все эти десять лет и вспомнить, чем же нас радовали и огорчали (куда без этого) российские хоррормейкеры. Статью об успехах и провалах отечественного хоррора с 2011 года подготовил Вячеслав Ерлыченков.

Что может объединять Аврил Лавин, Уилла Смита, Рики Мартина, Бритни Спирс и, скажем, группы Garbage и Black Eyed Peas с одной из самых успешных подростковых антиутопических франшиз последних лет? А с зомби-постапом? А с самим Сатаной? Кроме, разумеется, их крайней популярности среди поклонников. Фрэнсис Лоуренс: клипмейкер, режиссер, продюсер, актер и недавний юбиляр, разменявший шестой десяток. Статью о его творческом пути подготовил Валерий Лисицкий.

В 19 лет Орен Пели переехал в США, где впервые начал жить один. Вырванный из большой и шумной семьи, парень испытал стресс, который усугублялся непонятными скрипами и стуками. Большинство домовладельцев прекрасно знают, что старые (да и новые) дома зачастую способны издавать звуки. Но Пели этого не знал. Впоследствии его переживания легли в основу первого фильма серии «Паранормальное явление», обзор которой подготовил Алексей Абросимов.

Интернет, компьютеры, гаджеты… С каждым годом мир высоких технологий все глубже и глубже проникают в нашу повседневность, а виртуальная жизнь многим успешно заменяет реальную. Но киберпространство – это не только ярмарка удовольствий. Это еще и крайне опасное место. В него запросто можно уйти так, что обратно возвращаться будет некому. Специально для номера DARKER, посвященного киберхоррору, Вячеслав Ерлыченков подготовил статью с обзором фильмов, которые открыто заявляют об этом.

13 марта этого года могло бы исполниться 85 лет со дня рождения одного из самых эпатажных кинематографистов Бразилии, если не мира – Жозе Можики Маринша. За долгую жизнь, увы, оборвавшуюся прошлым летом, он успел проделать долгий путь от фриковатого фанатика кино до признанного в родной стране гения, затем потерять все, на долгие годы став посмешищем и, наконец, обрести культовый статус уже в международном масштабе. Статью о его нелегком творческом пути подготовил Валерий Лисицкий.

Имена Эдгара и Джо Райтов известны киноманам, как минимум, благодаря фильмам «Зомби по имени Шон», «Типа крутые легавые» и «Ханна. Совершенное оружие». А вот для британца Джона Райта законные пятнадцать минут славы, видимо, еще не пришли. 2 марта этому любителю кровавых фонтанов и матерных диалогов исполнилось 50 лет. Самое время пройтись по его био- и фильмографии, дабы убедиться, что он тоже заслуживает внимания киноманов. Статью подготовил Сергей Рябых.

Писатели уже давно успешно скрещивают детектив с мистикой, создавая из антагониста некий инфернальный образ, окруженный тайной и огненной аурой. Таким путем пошел и великий Артур Конан Дойл, когда писал, пожалуй, одну из своих самых известных повестей о Шерлоке Холмсе. История об ужасном проклятии, обрушившемся на род Баскервилей, наверняка знакома каждому, но мало кто догадывается, сколько экранизаций она породила. О них-то и подготовил обзорную статью Вячеслав Ерлыченков.

Каждый любитель фильмов ужасов хотя бы раз видел такую сцену: героиня (обязательно героиня) принимает душ за полупрозрачной занавеской, сквозь которую проступает силуэт тела. Описанная сцена сама по себе является клише. А зародилась она в далеком уже 1960 году, когда на экраны вышел черно-белый триллер «Психо», поставленный Альфредом Хичкоком на основе одноименного романа Роберта Блоха. Перманентная классика на все времена, породившая целую франшизу, рассказ о которой подготовил Алексей Абросимов.

Про деятелей искусства нередко говорят, что их творения куда интереснее людей, стоящих за ними. Но бывает и иначе. Бывает, что о человеке, исполнившем роль, говорить подчас интереснее, чем о его персонаже. Как, например, в случае с актером Чарльзом Стэнли Даттоном, несостоявшимся уголовником. 30 января 2021 года этому незаурядному человеку исполнилось 70 лет – чем не повод вспомнить о его творческом пути и о том, с чего все начиналось. Статью подготовил Валерий Лисицкий.