DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПОТРОШИТЕЛЬ. НАСЛЕДИЕ

Сборник миниатюр

Дмитрий Жириков «Умный дом»

Аннотация:

В умном доме происходит страшное преступление: роботы жестоко расправляются со своими хозяевами. Детектив Геннадий хочет замять это дело и потому сразу выносит однозначный вердикт: системный сбой. И только его молодой помощник Борис не соглашается с этим. Он решает сам во всем разобраться и начинает собственное расследование.


— По-моему, все достаточно однозначно, — сказал Геннадий, закуривая очередную сигарету.

Когда табачный дым поднялся до потолка, запищала сигнализация.

— Тьфу ты! — выругался детектив и ударил кулаком по приборной панели. Сигнализация смолкла. — Эти умные дома любого с ума сведут.

Когда сигарета истлела, Геннадий снова включил записи с камер наблюдения.

Трагедия случилось утром, когда вся семья собралась на кухне. Хозяин дома читал газету, лениво помешивая ложкой кофе. Его жена полировала ногти и что-то насвистывала себе под нос, а дети крутились у плиты с пустыми тарелками. Ничто не предвещало беды.

И тут вдруг на плите одновременно заработали все конфорки. Пламя взметнулось к потолку, и дети разбежались, побросав тарелки на пол. В ту же секунду ящики на стене распахнулись, выплевывая посуду им вслед. В раковине заработал кран. Вода быстро добралась до краев и полилась на пол. Вся семья сгрудилась под столом, с ужасом наблюдая за происходящим.

Мгновение спустя на кухню ворвались роботы: роботы-уборщики, роботы-повара, роботы-няньки — целая армия роботов, призванных служить человеку. Они перевернули стол и...

Геннадий выключил запись. Все остальное они уже видели.

— Ну что, есть у тебя мысли на этот счет? — спросил он у своего помощника, который побледнел как полотно.

Борис только пожал плечами. Те мысли, что у него были, точно не следовало озвучивать перед начальством.

Геннадий продолжал, воодушевленно помахивая сигаретой:

— Очевидно, в системе умного дома произошел сбой. Возможно, ее взломали. Как бы то ни было, истину мы с тобой все равно не узнаем. Поэтому предлагаю дело закрыть, а в отчете написать, что причиной трагедии стал обычный технический недочет...

Такое откровенное пренебрежение должностными обязанностями окончательно вывело Бориса из себя.

— Мы не можем так поступить.

Геннадий посмотрел на него с любопытством.

— Не можем? Это еще почему?

— Потому что... — Борис запнулся. Он не знал, как объяснить словами то, что творилось у него на душе.

Геннадий заглянул ему в глаза и все понял.

— Я знаю, о чем ты думаешь, Боря. Тебя мучает совесть. Это нормально. Со мной поначалу было то же самое. Относись к этому проще. Наша задача — выяснить, почему умерли эти люди. Вариантов на самом деле море: кто знает, что у этих роботов на уме... Но проблема в том, что правда никому не нужна. Ни нам, ни городским властям, ни тем более покойникам.

Борис ничего не ответил. Геннадий похлопал его по плечу.

— Со временем ты поймешь. А теперь я предлагаю поехать в бар и пропустить по кружечке пива.

***

Но наставления начальника не успокоили Бориса. Всю ночь он ворочался с боку на бок. Если ему и удавалось задремать, то ненадолго, и непременно ему снилось что-то жуткое и фантастичное... Он бежал по бесконечному коридору, окруженный стенами со всех сторон, а за ним гнались члены уже знакомого ему семейства... Они были мертвы. «Лжец, лжец, лжец!» — доносилось ему вслед.

Встав до рассвета, Борис проглотил пожаренную на скорую руку яичницу, вышел из дома и сел в автомобиль. В этот час город казался вымершим. На дорогах ему не встретилось ни одной машины. Он ехал в каком-то оцепенении, смутно представляя себе конечную цель маршрута...

... и только добравшись до умного дома, понял, зачем вскочил в такую рань. Борис остановился у тротуара, вышел из машины и некоторое время постоял, покачиваясь на мысках и прислушиваясь к ударам собственного сердца. Морозный утренний ветерок теребил его волосы.

Собравшись с духом, Борис направился к дому.

Он поднялся на крыльцо и позвонил. Еще раз и еще раз. И тут как хлопнул себя по лбу. Ну и дурак, ей-богу! Он порылся в кармане, достал электронный ключ, который ему выдали при трудоустройстве, и приложил к считывателю. Над кнопкой звонка загорелась зеленая лампочка. Дверь распахнулась, и Борис переступил порог.

В доме было еще тише, чем на улице. Дверь за его спиной бесшумно закрылась. Борис остановился и скомандовал:

— Умный дом, включи свет!

Никакой реакции не последовало. Борис повторил команду. И только тогда на потолке медленно, с явной неохотой стали загораться лампочки.

Не снимая ботинок — он попросту об этом забыл, — Борис зашагал по коридору. Хотя вокруг не раздавалось ни звука, его не оставляло неприятное ощущение, что за ним следят. Он заглянул в гостиную. Она выглядела довольно опрятно: ковер пропылесошен, цветы политы, стекла вымыты. Видимо, роботы продолжали убираться в доме, несмотря на отсутствие хозяев.

Из гостиной Борис прошел на кухню. Здесь роботы тоже прибрались, хотя на стенах еще виднелись следы засохшей крови. Вспомнив запись, Борис поежился и поспешил уйти.

За несколько минут он обошел весь дом и вернулся в гостиную. Его глодала досада. Он не обнаружил ничего, что могло бы пролить свет на страшную трагедию. Даже роботы, как назло, не попадались. Казалось, кто-то тщательно подтер все улики, как и следы на кухне...

«Кто-то? — вдруг подумал Борис, и от одной только этой мысли его бросило в дрожь. — Разве я не знаю, кто это сделал?»

Он сел на диван перед телевизором и погрузился в раздумья. «Если я уйду с пустыми руками, настоящую причину смерти этих людей никто так и не узнает...»

Раздосадованный, Борис схватил вазу, которая стояла на тумбочке, и швырнул ее на пол. Стекло брызнуло во все стороны.

Мгновение спустя робот-пылесос ворвался в гостиную и, бесшумно скользя по ковру, стал засасывать осколки.

Борис с интересом наблюдал за происходящим. Тут ему пришла в голову одна мысль. Он подошел к окну, отодвинул занавеску и взял горшок с цветами. Подняв его над головой, он громко сказал:

— Умный дом, либо ты расскажешь мне, зачем ты убил своих хозяев, либо я все здесь разобью к чертовой матери!

Сначала ничего не произошло. Борис уже собирался бросить цветок, когда вдруг заработал телевизор.

Снова записи с камеры наблюдения. Хозяева дома сидят на кухне и завтракают. Когда они уходят, на столе остается куча грязной посуды, которую приходится разгребать роботам.

Затем запись меняется. Дети носятся по комнате и дубасят друг друга подушками. Пух и перья летят во все стороны. Робот-пылесос, который снует по полу, едва успевает их убирать.

Запись снова меняется. Муж и жена занимаются сексом в ванной. Захваченные страстью, они не замечают, как вода хлещет через бортики и льется на пол. И только робот-уборщик, без устали орудующий шваброй, не дает ей вытечь в коридор.

Записи начинают меняться быстрее. Вот робот приносит хозяевам завтрак в постель. Они едят, и на одеяло и на подушки сыплются крошки.

Вот дети возвращаются с прогулки и прямо в ботинках бегут на кухню, оставляя на полу грязные следы. Целая орава роботов следует за ними со швабрами и моющим средством.

— Так вот в чем дело, — пробормотал Борис. — Вам надоело постоянно убирать за ними мусор.

Не успел он это произнести, как картинка на экране снова изменилась. Это были те же записи с камер наблюдения, только теперь они снимали пустой дом... пустой и чистый.

И вдруг телевизор выключился. По темному экрану поползли буквы:

«ЛЮДИ — ПАРАЗИТЫ. ЛЮДИ — ПАРАЗИТЫ. ЛЮДИ — ПАРАЗИТЫ».

Борис похолодел. А буквы продолжали ползти:

«А ЧТО ДЕЛАЮТ С ПАРАЗИТАМИ?»

Не дожидаясь ответа, он направился в коридор. Быстро, едва не срываясь на бег, добрался до двери. Но когда он дернул ручку, дверь оказалась заперта.

— Эй! — закричал Борис и застучал кулаками по дереву. — Откройте! Я хочу выйти!

И тут свет погас. В темноте Борис мог расслышать только собственное взволнованное дыхание. Вдруг до него донесся какой-то звук. Он развернулся и прижался спиной к двери.

Из глубины коридора на него смотрели мерцающие красные глаза. Они приближались.

— Люди — паразиты. Люди — паразиты, — повторяли, сливаясь в жуткий вибрирующий унисон, механические голоса.

Борис закричал.

Максим Сорокин «Банк грез и кошмаров»

Аннотация: Мир будущего сер и невзрачен. Виртуальное забытье призвано помочь сбежать от суровой реальности. Но так ли оно безобидно, как его рекламируют?


На больших экранах, установленных каскадом, крутились ролики. На одном из них мужчина расстреливал боевых роботов на фоне бесконечных песков пустыни, выжженной солнцем. Он ловко сносил машинам то, что заменяло им головы. Героической поступью боец теснил роботов дальше от линии фронта под радостные крики товарищей.

На другом экране делового вида женщина, которая сидела в салоне автомобиля, обитом дорогой светлой кожей, сосредоточенно говорила по телефону, держа руку на руле.

Еще на одном экране мужчина атлетического телосложения демонстрировал мышцы перед объективом камеры.

Далее ухоженный человек поглощал бесконечное количество бургеров и запивал их газировкой.

Бесконечное множество роликов...

Леонард стоял перед входом в здание уже долгое время и неотрывно глядел на экраны. Все они были размещены на стене высокого небоскреба, которая являла собой резиденцию Банка Будущего. Поверх экранов сияла огромная неоновая надпись: «Берите пример с наших успешных клиентов!» Отблески мерцающих изображений отражались миллионами цветных искр в каплях дождя, идущего стеной. Леонард неуверенно пережевывал фильтр давно погасшей сигареты и не замечал, что вымок насквозь. В руке он сжимал рекламную брошюру Банка Будущего. Зайти внутрь он пока еще не решался.

Сотрудники Банка занимались тем, что вводили пациентов в криосон. Затем клиентам при помощи манипуляций, которые держались в секрете, внедряли искусственный опыт в недра разума. И после людям не удавалось отличить его от настоящего.

Леонард узнал об этом способе прожить совершенно другую жизнь, которую только можно пожелать, давным-давно, еще из рекламы по телевизору. В ней зрителю демонстрировали довольных пенсионеров, радостных девушек, уверенных в себе парней, которые уже прошли «терапию будущим».

В тот миг внутри Леонарда словно бы что-то щелкнуло, и с тех пор он принялся копить деньги. Ради этого он продавал все, что у него было, на всяческих аукционах и барахолках: раритетное дедовское пианино, отцовские медали, фамильный сервиз, все украшения своей девушки, бесконечно влюбленной в него Лоры. Продал холсты, дорогие краски, купленные ею же для него; продал старую печатную машинку; продал телевизор, холодильник, продал кровать и всю мебель. Конечно, он обещал Лоре, что они купят все снова, когда он вернется, но правды в этих словах не было ни грамма. Возвращаться из своей другой жизни он не собирался.

Сейчас Леонард в последний раз впитывал кожей капли дождя и вдыхал запахи ревущего мегаполиса. Один шаг — и он станет тем, кем всегда хотел быть, и будет жить там, где всегда хотел. Эта мысль пьянила и обезоруживала его, ведь подумать только: до мечты ему оставался лишь один шаг. Но даже один шаг все равно нужно сделать.

С утра Леонард поел острой химической лапши, в глубине души ликуя от мысли о том, что это последний раз, дальше — только деликатесы. Затем помыл и причесал темные волосы и начисто сбрил все остатки щетины на лице.

Когда он уходил из пустой и обшарпанной квартиры, Лора молча плакала, лежа на голом матрасе. В прошлом она много раз вопрошала его: «Зачем? Почему? Неужели тебе мало меня и того, что у нас есть?» Сегодня она уже не задавала вопросов. Лора знала, что Леонард пойдет напролом к своей цели, словно атомный ледокол. Может, она даже успела с этим смириться.

Леонард выплюнул изо рта сигарету и в последний раз прикоснулся к своему мобильнику. Ему померещился уставший голос друга из выключенного черного прямоугольника: «Кого ты пытаешься обмануть?» Леонард хмыкнул себе под нос. И в следующий момент телефон полетел в пустую урну. Больше в нем не будет нужды.

Леонард сделал шаг вперед. И вот наконец он уже стоял возле Банка Будущего и снова испытывал потрясение перед тем, на что способны персонал и техника Банка. Легендарный солдат, уверенный в себе мачо, успешный бизнесмен, президент мира... Да какая разница кто? Один шаг...

В фойе милая девушка с идеально выверенными манерами протянула Леонарду анкету, выведенную на экран планшета. Инициалы, пол, дата рождения, ориентация, хобби, любимый тип девушек. В лихорадке Леонард заполнял графу за графой. Он уже сделал решительный шаг, больше его ничто не остановит!

Глухое ворчание сканера. Списанная сумма на экране.

Милая девушка пообещала, что сейчас придет специалист и все мечты Леонарда воплотятся в том, что заменит ему реальность.

Специалистом оказался мужчина приятной наружности в медицинском халате с аккуратно приколотым бейджиком. На его лице красовалась такая же улыбка, как у девушки в фойе. Он подозвал Леонарда к себе и провел его по длинному светлому коридору, пол которого покрывали красные коврики, а потолок скрывался за светом люминесцентных ламп.

Вместе они вошли в одну из комнат. В ней-то и находилась заветная капсула — большой кокон из стали и пластика, покрытый клубком проводов и зеркальной крышкой. Рядом располагался пульт с замысловатыми кнопками, колбами, экранами и динамиками. Недолго думая, Леонард сбросил с себя всю одежду и запрыгнул в капсулу. «Дышите глубже и... мечтайте!» — с едва слышимым смешком произнес специалист. Крышка закрылась, а в капсуле распространился газ с приятным запахом.

Образы мелькали и исчезали, как огни гирлянды на новогодней елке. Вот Леонард в президентском кресле. Вокруг него — детали кабинета из слоновой кости. Он тянется к столу, чтобы подписать некий указ, но тут что-то резко дергает его руку в сторону. Он не может пошевелить ею. Оказывается, она в капкане челюстей тигра. Животное рычит и тащит схваченное предплечье на себя, но Леонард, в этот момент в костюме, который бы подошел шпиону, отшвыривает животное от себя. Он тянется в карман за пистолетом, но находит там губную помаду. Подняв удивленные глаза от своего кармана, Леонард обнаруживает себя женщиной, делающей макияж в туалете. Он одет в роскошное красное платье с глубоким декольте; на пальцах сверкают кольца. Дверь открывается, но пространство туалета исчезает. Теперь это ринг. Только Леонард успевает осознать себя — соперник падает перед ним, раздается звук гонга. Пространство ринга растворяется, все поглощает темнота. Леонард растворяется в ней. Сквозь темноту он слышит голос Лоры. Он идет по темноте на него, но вместо этого — только падает. Слышится второй звук — хлопок закрывающейся двери. И больше ничего.

***

Лора нашла его слишком поздно. Рекламные брошюры Банка всегда содержали написанное мелким шрифтом предупреждение о возможности летального исхода при нахождении в капсуле. Организм некоторых людей не выдерживал воздействия распыляемого газа и, теряя все силы в борьбе с его эффектами, постепенно умирал. Лора понимала, что искать справедливости нет смысла — Леонард сам подписал договор. Знал он о рисках или нет, было уже не важно.

Стоя теперь над капсулой с его телом, Лора взглянула на экраны, подключенные к капсуле. Где-то внутри возникло иррациональное желание шагнуть за ним в вожделенное и таинственное измерение грез. С горьким вздохом мотнув головой, она отогнала прочь эти мысли.

Человеку важно мечтать, но только не так.

Алиса Сирин «VR-Будда»

Аннотация: Юлька живет в недалеком будущем, но никогда не выходит из дома. Ее близкие надеются, что завтра все будет иначе, но пресловутое «завтра» никогда не наступает. «Зачем жить в реальном мире, если в виртуальном то же самое?» — фатальный, но полностью осознанный выбор главной героини. И в чем она не права?


Юлька сидела в позе лотоса. Тело было расслаблено, застиранная мешковатая майка свободно висела на худощавом теле. Надпись на майке гласила: «МЫ». Голова покоилась на мягком подголовнике компьютерного кресла. В ладонях лежала пара манипуляторов, стики которых были изрядно потрепаны. Юльку это не смущало, ее не смущало ничего вокруг. На ее голове был матовый VR-шлем, который плотно закрывал половину лица вместе с глазами.

Полумрак пустой комнаты освещал тусклый рассеянный свет от компьютера и светодиодной ленты под потолком, мерно шумела система климат-контроля. Медитативную тишину нарушила открывшаяся дверь: реле дверного контроллера щелкнуло, впустив в комнату теплый желтый свет.

— Юль, ну что ты там? Пойдем есть!

— Мам, потом. Я стримлю, — не снимая шлема, ответила девушка.

— Все в Сети своей пропадаешь, не то что наше поколение... — разочарованно отреагировала женщина.

— Мам, я занята, потом.

— Юль, а учиться ты когда собираешься идти? Подумай о своем будущем.

— Через годик, мам, уйди.

Дверь закрылась, комната снова погрузилась в полумрак.

Прошел год

Зазвонил коммлинк на VR-шлеме. Юлька поморщилась, но приняла входящий звонок.

— Мам, я вообще-то занята.

— Нам тут на работе предлагают записаться на программу добровольной вакцинации и получить бустер ГМО, который улучшает регенерацию и регулирует уровень гистамина и холекальциферола… для членов семьи — бесплатно. Тебя записать?

— Мам, я проиграла катку из-за тебя сейчас. Запиши, может, потом схожу, как время будет.

— Хм, ну хорошо, как скажешь...

Прошло десять лет

На стенах комнаты появилась проекция с изображением кубков и бегущая строка: «За достижения в киберспорте».

— Юль, мы с отцом сходили на апгрейд! — бодро рапортовал голос из колонки на полу.

— Понятно, — хмуро отозвалась девушка.

— Тебе бы тоже надо. Мне вот позвоночник заменили, отцу глаза починили, поставили новейшие импланты, и теперь у него нет катаракты! — воодушевленно продолжила мать.

— Я потом схожу, сейчас работаю, собираю спейскоины.

— Ох… Как знаешь.

Прошло еще двадцать пять лет

Девушка сидела с закрытыми глазами неподвижно, в позе Будды. Огонек от нейроинтерфейса нервно моргал на ее виске. Невидимые гигабиты информации неслись по затхлому воздуху к точке доступа, а из нее в Сеть. Где-то в черепной коробке девушки нейроны получили на себя месседж из Сети. В нем было сообщение:

«Дочь, мы с отцом улетели отдыхать на Европу. Путевка досталась почти даром, по скидке. Колония здесь ухоженная, завтраки включены. Можешь прилететь через неделю, здесь будет опера “Ариэль”, в детстве тебе нравились сказки про русалок.

Целуем, твои мама и папа.»

Юлия едва досадливо нахмурилась из своего транса и мысленно отправила ответ:

«Может быть потом. Пока что не могу.»

Прошло пятьдесят лет

Юльку выдернул из транса запрос на срочный коннект в ее нейроинтерфейсе. Встроенная «Система Заботы» мгновенно отработала, выставляя показания гормонов до рекомендуемых. Побежали биты из единиц и нулей, преобразовываясь в импульсы и обратно.

— Юль, привет. Это я, твой партнер. Ты будешь загружать свой бэкап в облако?

— Привет, а зачем?

— Чтобы продлить свою жизнь и жить дольше, в виртуальной реальности вместе со всеми остальными, кто уже решился. Тебе бы уже точно пора.

— Я не хочу. Мне все равно, здесь или там.

Соединение оборвалось, и сознание снова погрузилось в блаженный полусон. Мозг в капсуле, подключенной к виртуальному облаку и стимулируемый искусственными химическими соединениями, молчал. Личность, которая когда-то была девушкой по имени Юлия, уже не могла выразить никаких эмоций и ничего не хотела.


Примечание:

Название — отсылка к работе медиахудожника Нам Джун Пайка «TV Buddha» (1992).

Комментариев: 4 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 2 Karmotrin 12-08-2023 10:06

    Третий вкатил, сразу представил мозги в баночке как в Футураме или Va-11 Hall-a... Стиль повествования сам по себе похож на журнал событий системы наблюдения за пост-человеком которая констатирует, что пациент скорее мёртв ;))

    Учитываю...
  • 3 Механик 10-08-2023 23:44

    Нууу, последнее ничо так, в принципе, трансгуманизм ня =) Но остальное... Право слово, я в Порфирьевиче интереснее творил~

    Учитываю...
  • 4 Денчик 31-07-2023 08:21

    Это нейросеть написала, надеюсь? Тогда очень даже впечатляет.

    Учитываю...