DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Секреты успешного брака

Что скрывает ложь / What Lies Beneath

США, 1999

Жанр: триллер, детектив, мистика

Режиссер: Роберт Земекис

Сценарий: Кларк Грегг, Сара Кернокан

В ролях: Мишель Пфайффер, Харрисон Форд, Дайана Скарвид, Венди Крюсон, Джеймс Римар, Миранда Отто

Похожие фильмы:

  • «Отзвуки эха» (1999)
  • «С широко закрытыми глазами» (1999)

Роберт Земекис — один из ведущих режиссеров американского мейнстрима, автор таких успешных со всех точек зрения фильмов, как «Роман с камнем», трилогия «Назад в будущее», «Кто подставил кролика Роджера» и «Форрест Гамп». Такие кассовые режиссеры крайне редко и очень неохотно обращаются к хоррору, так как этот жанр в их среде считается низким. Фильмы ужасов очень редко номинируются на «Оскар» или какие-либо другие крупные кинонаграды, а также нечасто встречают одобрение критиков.

Любопытно, что, вынужденно оказавшись в простое во время съемок «Изгоя» (Тому Хэнксу необходимо было похудеть для роли островного отшельника и отрастить волосы), Земекис решил снять мистический триллер «Что скрывает ложь», повествующий о призраке молодой девушки, который грубо вторгается в давно налаженный быт четы Спенсер. Муж семейства Норман (Харрисон Форд) преподает в университете, а жена занимается хозяйством. Это обычная интеллигентная семья из верхушки среднего класса. У них есть хороший дом, достаток, успешные друзья и дочь-тинейджер Кейтлин, которая в это самое время уезжает учиться в колледж. С виду семья Спенсер образцовая, однако это лишь видимость, водная гладь, а в глубине таятся жуткие скелеты.

Лента Земекиса была холодно принята мейнстримными критиками, обычно хвалившими другие работы режиссера. Зато монотонное повествование, хорошо передающее супружескую скуку многолетнего брака, было с пониманием встречено киноакадемиками главной жанровой премии «Сатурн», удостоившими единственный триллер Земекиса сразу тремя номинациями.

Роберт Земекис в ту пору активно продюсировал хорроры («Демон ночи», «Кровавый бордель», «Страшилы», «Дом ночных призраков»), однако сам предпочитал снимать либо высокобюджетную фантастику (трилогия «Назад в будущее», «Контакт»), либо же кинороманы («Форрест Гамп», «Изгой»). Вкусы Земекиса за годы существенно не поменялись, вот только второго триллера он так и не снял, и даже эпос «Беофульф» экранизировал в жанре компьютерного пеплума.

Режиссер стремился исследовать институт брака, оттого и пригласил на главные роли актеров, которые одним своим видом могут расположить к себе зрителя. Кто сможет поверить, что у Харрисона Форда или Мишель Пфайффер могут быть какие-то темные секреты? Их персонажи поначалу кажутся образцовой семьей, так что начальная идиллия может даже смутить поклонников триллеров, ждущих острых сюжетных поворотов. Однако постепенно выясняется, что герои Форда и Пфайффер — отнюдь не семейная пара из сказки. Их брак давно превратился в рутину, они оба откровенно в нем скучают, однако, как и подобает хорошо воспитанным американцам, на людях изображают счастливую семью, причем так успешно, что порой сами верят, что у них все хорошо.

Но герои за много лет просто привыкли жить друг с другом. Они до конца не доверяют своим половинкам, оттого появившийся как будто из ниоткуда призрак студентки в большей степени является метафорой, нежели необходимым для триллера антагонистом. Во многих с виду благополучных семьях есть свои темные тайны, свои призраки, которых люди привыкли не замечать. Но однажды присутствие неупокоенных духов становится слишком навязчивым, что приводит к логичному разводу.

Харрисон Форд и Мишель Пфайффер отлично играют, и во многом на их игре держится все здание сюжета. Роберт Земекис, будучи опытным продюсером хорроров, конечно, отлично знал правила жанровой игры, был осведомлен о скримерах и других искусственных конструкциях, дабы удержать внимание зрителя. Однако ему было важно передать атмосферу семейной жизни людей, которым давно перевалило за сорок, у которых есть взрослая дочь и налаженный быт. Счастливы ли такие люди? И если нет, то что мешает их брачной идиллии?

«Что скрывает ложь» снималось параллельно с другим фильмом о превратностях семейной жизни «С широко закрытыми глазами». Конечно, Стэнли Кубрик ввел в повествование гораздо больше остросюжетных элементов, однако оба режиссера пришли к одному выводу — ложь и лицемерие подтачивают брак, как ржавчина железо. Образно говоря, отношения двух людей, долго живущих вместе, могут строиться либо на доверии и взаимном уважении, либо на лицемерии. Далеко не все браки, основой которых является ложь, распадаются, однако всегда существует большой риск, что какой-нибудь плохо скрытый секрет, призрак из глубины морской вдруг ворвется в налаженную жизнь, так что узы Гименея треснут, не выдержав вывалившейся на головы супругов волны лжи. Можно вспомнить и вечную библейскую истину: «Тайное всегда становится явным».

Возможно, даже хорошо, что единственный триллер Роберта Земекиса при своем выходе в свет получил прохладный прием, а монтажер трейлера серьезно нагадил зрителям, раскрыв почти все секреты в неумелой нарезке. Зато спустя годы понимаешь, что этот фильм, вышедший в мировой прокат на рубеже эпох, повествует о том же самом, что и финальная драма Стэнли Кубрика, — о моральном разложении института брака, лицемерии высшего общества и утрате подлинных чувств в погоне за тем, чтобы сохранять видимость семейного счастья.

К основным достоинствам ленты Земекиса также можно отнести прекрасно выписанных, вплоть до мельчайших деталей характеров, главных героев, так что сложно кого-то из супругов назвать злодеем, а кого-то героем, как в триллерах о семейных тиранах вроде «Отчима» или «В постели с врагом». У каждого персонажа есть своя правда и своя ложь. Объективное повествование, без попыток демонизировать кого-то из персонажей, резко выделяет триллер Земекиса из поточной голливудской продукции о маньяках и абьюзерах.

Тем не менее, несмотря на серьезный подтекст, «Что скрывает ложь» не превращается в драму в антураже триллера. Просто режиссер пользуется более сложными инструментами для создания атмосферы страха и паранойи. Лента постепенно затягивает зрителя, который, как и персонаж Пфайффер, перестает понимать, где реальность, а где видения, и существует ли призрак на самом деле или же это фантом сознания впавшей в депрессию матери семейства? И даже мощно снятый финал (особенно стоит выделить низкий ракурс в сцене утопления в ванной, как бы от лица лежащего в ней человека) не расставит все реперы.

Картина Земекиса оставляет послевкусие, заставляет размышлять, предоставляет зрителю редкую возможность выступить соавтором режиссера, предложив свою интерпретацию событий. Возможно, поэтому «Что скрывает ложь» с годами получила высокий зрительский рейтинг на IMDB и «Кинопоиске». И даже вышедший спустя одиннадцать лет одноименный триллер Джоэла Шумахера с несколько похожим сюжетом не заслонил эту блестящую жанровую работу Роберта Земекиса. Она выдержала испытание временем, а ведь время и есть самый объективный критик.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)