DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ АРТУРА

Сказочное безумие

«Алиса в Стране чудес» Льюиса Кэрролла — один из ярких представителей классической детской литературы. История девочки Алисы, попавшей в удивительный мир, покорила сердца многих читателей по всему миру. Уникальность этого произведения в том, что оно подходит абсолютно для всех возрастов: дети увидят там незамысловатый сюжет и необычных персонажей; взрослые же - аллюзий на культуру, науку и образование той эпохи (особенно на математику). По мотивам сказки было выпущено бесчисленное количество фильмов, мультфильмов, сериалов, спектаклей и мюзиклов. А с расцветом компьютерных игр Алиса попала и на просторы виртуального мира.

До выхода American McGee’s Alice Американ Макги был извествен как дизайнер в Id Software. Именно он работал над уровнями Doom, Quake и Doom 64, благодаря чему впоследствии получил должность креативного директора в ЕА. Недолго думая, Макги решил работать над собственной игрой, и выбор пал на «Алису» Льюиса Кэрролла. Но делать очередную экранизацию ему не хотелось, и поэтому было решено сделать этакий сиквел «Алисы в Зазеркалье», а заодно немного переиначить концепцию Страны чудес. Что будет, если волшебный мир, где проживают Алая Королева, Чеширский Кот и Безумный шляпник, — порождение разума психически травмированного ребёнка?

События American McGee’s Alice разворачиваются спустя несколько лет после «Алисы в Зазеркалье». В то время как Алиса блуждала по Стране чудес со своими друзьями, в её доме случился пожар, в результате которого погибли её родители. Девочка выжила, но пережитое оставило на психике неизгладимый след, и Алису определили в психиатрическую лечебницу. Отчаявшись, доктор отдает девочке плюшевого зайца, и в следующий миг сознание Алисы вновь переносится в иллюзорную Страну чудес… которая в результате переживаний и страхов превратилась в пугающий угнетенный мир.

Безжалостная Алая Королева, воплощающая собой страхи, переживания и негативные эмоции Алисы, перешла к беспорядочным казням; Чеширский Кот превратился в скелет с татуировками; Шляпник сошёл с ума и начал проводить чудовищные эксперименты над Соней и Мартовским Зайцем; Герцогиня стала каннибалом, Траляля и Труляля - жестокими санитарами, а Бармаглот и вовсе ищет битвы с Алисой, тем самым воплощая её сокровенное желание покарать саму себя за смерть родителей (во время пожара девочка чувствовала дым, но отказывалась покидать Страну чудес). Чтобы вернуть все на свои места, Алиса должна победить Алую королеву, и тем самым вернуть свой рассудок в нормальное состояние.

Интересно, что Макги не стал повторять уже известные всем события оригинала и вместо этого решил перевернуть привычный мир Кэрролла с ног на голову, наделив атмосферу легкого загадочного безумия депрессией и безысходностью.

По ходу игры Алиса побывает, кажется, во всех уголках Страны чудес, и, куда бы она ни зашла, её везде будут ждать хаос и зло. Прежняя радость осталась в прошлом или вообще под запретом, жители мира либо работают на благо Королевы (под надзором строгих солдат), либо проводят свои дни в местном аналоге психбольницы, где их периодически пытают Траляля и Труляля. А сама страна словно разошлась по швам. Отдельные куски мира пребывают в вечном мраке, другие будто находятся внутри разноцветного вихря, где над ними вечно пролетают гигантские двери. Какая-то часть затоплена, какая то полностью пребывает в чёрно-белом свете (это уже Зазеркалье, но всё же).

Повсюду безнадёжность, хаос, смерть. Вдобавок Алисе придется наблюдать за тем, как её старые знакомые умирают от рук прислужников Королевы, и с каждым разом отчаяние все сильнее будет охватывать её. «Все, кого ты любишь, почему-то гибнут…».

Изменилась и сама Алиса. Теперь это уже не наивная любознательная девочка из состоятельной семьи. Гибель близких и годы душевных невзгод сделали из неё настоящую воительницу, которая нередко с особым цинизмом бросалась на врага с кухонным ножом. Она без страха идет вперёд и не боится оставить после себя горы трупов, лишь бы положить конец этому кошмару. При этом девочка не стесняется эмоций и понимает, что всему виной её собственный разум, и лишь переступив через собственные страхи, она может спасти себя. Путешествие Алисы по адской Стране чудес символизирует спуск в чертоги искалеченной души, в конце которого её ждет собственная изнанка.

В любом случае игра представлялась этакой картинной галереей, где каждое полотно воплощало в себе кусочек искусства, врезалось в память и отличалось от другого. Так и здесь. В American McGee’s Alice порядка девяти уровней, каждый из которых представляет собой отдельный кусочек Страны чудес. Например, Деревня Обречённых, где живут рабы, или университет, расположенный внутри Крепости, или болото, где проживает злая Герцогиня, или психбольница… Разнообразие уровней впечатляет, их дизайн поражает воображение даже сейчас, каждый из них будто рисовался с материнской любовью к своему детищу.

Что интересно: красочное легкое настроение уровня могло меняться прямо по щелчку пальца. Присутствуют здесь и самые настоящие хоррор-уровни вроде пепелища сгоревшего дома Алисы или замка Алой Королевы.

Геймплейно же AMA представляла собой этакий шутер от третьего лица с элементами платформера и головоломок. Вооруженная импровизированным оружием, будь то молот в виде Додо или колода колючих карт, Алиса должна была пробиваться до конца уровня, преодолевая препятствия или сражаясь с противниками. Прыгать приходилось много, и иногда этот процесс усложнялся какими-нибудь непредвиденными препятствиями вроде огромных падающих камней. Были и подводные уровни. Исследовательская часть включала в себя поиск необходимых предметов, ключей и рычагов, причём последние нужно было включать в определённой последовательности, для чего требовался музыкальный слух. Ещё запоминался уровень в Зазеркалье, где нужно было ходить ака Конь по огромной шахматной доске.

В конце (или в середине) каждого этапа встречались боссы. Как правило, это были персонажи оригинальной сказки с изменёнными в угоду происходящим событиям чертами. Например, Герцогиня могла съесть Алису, Многоножка-генерал - задавить; Траляля и Труляля могли клонировать друг друга, и если вовремя не убить «оригиналы», то битва могла продлиться вечность. А с Бармаглотом приходилось сражаться аж дважды, и каждый раз был сложнее предыдущего.

Немалую роль для поддержания атмосферы играл саундтрек, который, в двух словах, был смесью детской сказки и депрессивного хоррора.

American McGee’s Alice стала настоящим хитом МакГи, прославившим его не только как талантливого дизайнера, но и как руководителя. Популярность игры долгое время не давала покоя голливудским продюсерам, которым хотелось перенести ее события на экран. Но, увы, дальше концептов Уэса Крейвена и Маркуса Ниспеля дело не пошло. Сам же Макги получил полный карт бланш, но ради новых проектов ему пришлось основать собственную студию. К сожалению, ни American McGee's Grimm, ни American McGee's Bad Day L.A. не снискали популярности и так и остались на задворках игровой истории.

Тогда же Американ понял, что вернуть себе былую популярность можно, если снова обратиться к своему детищу. Хоть Alice и не нуждалась в продолжении, дизайнеру было ещё что сказать. Мы уже знали о том, чем закончились приключения Алисы в чертогах собственного разума, но не знали, с чего всё началось… Отсюда и родился сюжет Alice: Madness Returns.

С момента предыдущей игры прошло десять лет. К сожалению, жить лучше Алиса не стала — наоборот, депрессия и тревоги снова загнали девушку в ловушку из собственных страхов и видений. Чтобы помочь ей, психиатр Барнби посредством гипноза вновь отправляет Алису в Страну чудес, где ей снова предстоит найти способ вернуть душевное равновесие. Вот только чем дольше путешествие, тем больше героиня понимает, что её семья погибла не случайно…

Если оригинал сочетал в себе баланс безумия, декаданса и сказочности, то Madness Returns - мрачна, как европейский артхаус. Несмотря на то, что локации стали красочными и яркими, общее настроение получилось ещё более угрюмым и безрадостным. Мир населяют жуткие твари, слепленные из смолы и детских кукольных голов; по небу проносится огромный адский поезд; география стала ещё более разрозненной, отдельные локации и вовсе парят над бездной. Кажется, Страна чудес превратилась в полотно безумца-художника, где жизнь настолько абсурдна, что об этом и думать страшно.

При этом часть персонажей, что противостояли Алисе раньше, стали, напротив, благосклоннее к ней, а часть — наоборот. Шляпник и вовсе пал жертвой собственной жестокости: теперь его пытают Соня и Мартовский Заяц. А Алая королева перешла в стадию пассивного конфликта: вроде и помогает героине, а вроде и обвиняет во всех грехах. Зато Чеширский Кот по-прежнему даёт советы, но и он, кажется, растерял былой оптимизм.

При этом Madness Returns в идейном плане многослойна. Если со Страной чудес всё более-менее понятно, то её вторая часть, посвящённая путешествию по реальному Лондону, пестрит социальными ужасами. Нищета, грязь, детская проституция — всё это невольно давит на Алису и заставляет задуматься о круговороте безумия и его многоликости.

Не внушает оптимизма и концовка. Вопреки тому, что мы видели в оригинале, здесь сценаристы предлагают своего рода компромисс: кажется, проблемы решены, но и безумие никуда не делось. Очевидно, что за подобным многоточием должно быть продолжение, но, увы, оно так и осталось на уровне идей.

Резюмируя вышесказанное, можно смело сказать, что AMA и её продолжение — классические и при этом уникальные представители своего жанра. Это не просто игры, а воплощение искусства, олицетворение безумия и безысходности, которое умудряется вовлекать в свой мир. В конце концов, после этих игр оригинальные сказки Кэрролла могут предстать перед читателем в другом свете…

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)