DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Социализация

Все из нас так или иначе сталкивались с проблемами в школе. Непонимание со стороны родителей, предвзятость учителей и плохие оценки... Но всё это не сравнится с травлей, как психологической, так и физической. Избиения, плевки, оскорбления, угрозы и так далее. Список можно продолжать до бесконечности.

Кто-то сам был задирой, кто-то — жертвой, остальные же, непричастные к этому нелицеприятному действу, просто стояли молча в стороне. Разницы нет, главное то, что все мы испытывали или до сих пор испытываем, дискомфорт от травли в школе. И так как эта тема близка многим, она появляется не только в книгах и фильмах, но и в играх. Причем в самой разной форме.

Достаточно вспомнить, например, веселую игру Bully: Scholarship Edition, где мы можем поиграть за нетипичного хулигана, которому на удивление не чужда эмпатия к другим: он помогает страдающим от насилия ученикам обрести спокойную школьную жизнь, пусть и довольно специфическими методами. Или же окунуться в атмосферу ужаса в Little Nightmares 2, где есть неприятные для каждого, кто когда-либо учился в школе, эпизоды: жуткая, неестественно состаренная, строгая учительница, которая вытягивает шею, будто голодная змея, выжидая момента какой нибудь ошибки или проступка со стороны учеников; коридоры, заполненные изувеченными фарфоровыми куклами, которые исполняют роли учеников, способных на одно лишь насилие.

Однако нет ничего страшнее настоящей травли и психологического ужаса, с которым сталкиваются реальные дети. И лучше всего эту атмосферу передала Hello Charlotte. В этой статье мы подробнее поговорим о втором эпизоде игры, который может считаться самостоятельным произведением в отрыве от других игр из этой серии.

Во «Введении в мир» и «Ложном восприятии» мы тщательно рассмотрим мир Шарлотты, некоторые части сюжета, а также элементы геймплея. В главе под названием «Неприятная истина» будут раскрыты все спойлеры этой игры. Поэтому, если она вас заинтересовала, перед прочтением заключительной части настоятельно рекомендуем сначала ознакомиться с игрой.

Введение в мир

Стоит начать с мира, в котором происходят главные действия. Условно его можно поделить на две локации: дом и школа. В обители нашей главной героини Шарлотты Вайлтшайр проживают довольно странные существа. Инопланетяне, крадущие мыло из ванны, чтобы им полакомиться, специфические домашние животные — личинкоты (которых можно встретить и за пределами стен дома), питающиеся людскими страданиями и неоправданными надеждами, и неорганические устройства под названием «омникубы», имеющие IQ выше, чем у человека, и служащие «марионеткам» (людям) в качестве серверов, хранящих определенную базу данных о жильцах, других омникубах.

Кто же такие марионетки? Это персонажи, через которых «кукловод» (а точнее, игрок) взаимодействует с миром. Мы же в свою очередь играем за Сета, кукловода Шарлотты, за которой нам было поручено следить. Судя по всему, Сет был приставлен к Шарлотте по просьбе Человека с зонтом. Это один из самых загадочных персонажей, который способен захватывать тела других марионеток, чтобы пообщаться с главной героиней. Он, в свою очередь, является ее проводником: дает советы, подсказки и в целом, несмотря на отстранннное поведение, заботится о девочке.

Вторая локация — школа, где Шарлотта должна проводить большую часть времени. Там же находятся два важных для сюжета персонажа: мальчик по имени Си, утверждающий, что он — Бог этого Мира, и девочка по имени Анри — лучшая подруга Шарлотты. Именно с ней наша главная героиня проводит больше всего времени, находясь в школе.

Помимо этих двух персонажей, в школе полно других учеников, с которыми Шарлотте приходится взаимодействовать. Именно этот элемент геймплея (и другие подробности сюжета) мы рассмотрим в следующей части.

Ложное восприятие

Отдельное внимание в Hello Charlotte уделено социализации. Главная героиня видит мир наизнанку. Лица школьников неразличимы, ведь вместо них она видит лишь черные дыры. Сталкиваясь с учениками, Шарлотта слышит только похвалу в свой адрес. Все настроены дружелюбно и часто говорят о том, что девочка прекраснее всех на свете.

Тем не менее Шарлотта может неожиданно столкнуться со школьником, который настроен не так дружелюбно, как другие. Такие диалоги требуют определенных действий и ответов, которые и назвали «социализацией». И, пожалуй, именно так и выглядит самый страшный сон интроверта. Подростки представляют из себя кровавое месиво, а их слова невозможно разобрать. Зачастую изуродованные ученики несут пустой несвязный бред, который ты либо пытаешься понять и как-то помочь обратившему на тебя внимание школьнику, либо бежишь от него, пытаясь спасти свой разум. «Социализация» больше напоминает битву, из которой ты обязан выйти живым, не важно каким способом.

При неудачном раскладе у героини заканчиваются очки социализации, что немедленно приведет к проигрышу: разум Шарлотты не выдержит давления, и Сет потеряет контроль над своей марионеткой. Однако вступать в диалог вовсе необязательно.

И если акцент на социализацию покажется вам чем-то не особо страшным, то стоит поговорить о наркотике, бродящем в стенах школы. На геймплей эта деталь никак не влияет, но она определенно заставляет лор пестрить новыми и очень жуткими красками.

Не только главная героиня испытывает проблемы с общением. Именно по этой причине школьники всё чаще стали прибегать к наркотику под названием «СВЯЗИН». Он способен сплести разум двух человек, принявших его. В итоге люди становятся будто одним целым. Но стоит заметить, что подобную процедуру можно провернуть, не посвящая в свои планы человека, с которым вы хотите связаться. Например, рискнуть подсыпать наркотик в еду или напиток или же насильно накормить таблетками свою жертву. Также данный наркотик имеет кучу побочек, которые могут привести даже к летальному исходу. Исходя из этого, мы можем только догадываться, насколько безумными могут быть люди в погоне за социализацией и всеобъемлющим пониманием. Данная деталь упоминается лишь в третьей части, но мы уверены, что его использовали повсеместно, так как в игре реклама этого препарата играла в каждом доме и о нем знали все. Упоминание данного элемента в этой статье помогает показать мир Hello Charlotte с его самой пугающей стороны.

В такой реальности Шарлотта находилась уже много лет до тех пор, пока в ее жизни не случились два переломных момента. Первый — знакомство с мальчиком по имени Си, который на весь класс провозгласил себя Богом этого мира, тем самым нажив себе врагов. И если Вайлтшайр пытается жить в этом мире, принимая свои лекарства, то Си постепенно разочаровывается в окружающей его реальности, а затем и в себе. Все эти события шаг за шагом ведут Си к глубокой депрессии.

Второе событие — суицид школьницы Скарлетт Эйлер, которая, по мнению Шарлотты, была чуть ли не идеальным человеком. Красавица, спортсменка, отличница, всегда добивалась того, чего хотела. Никаких причин для самоубийства, которое всё же произошло. Этот инцидент настолько сильно выбивает Шарлотту из колеи, что она решает уйти из школы пораньше, забыв про встречу со своей лучшей подругой Анри. И именно с такой ноты начинается сюжет Hello Charlotte.

Неприятная истина

С каждым днем мы всё больше познаем мир через Шарлотту. И с каждым днем эта рутина всё сильнее приоткрывает занавес перед девочкой, вынуждая ее столкнуться с ужасной реальностью.

Первое испытание, с которым игрокам приходится столкнуться, – личинкоты, домашние животные, поселившиеся в школьном дворе. Не зная, что личинкоты не переносят вредную еду, Шарлотта скормила ее им, тем самым убив животных. Когда правда вскрывается и с девочкой происходит истерика, школьники начинают издеваться над Вайлтшайр, называя ее котоубийцей.

Плач Шарлотты, смех детей — всё это с неистовой силой давит на разум, заставляя содрогаться от ужаса. Эти же самые дети под конец игры и вовсе избивают главную героиню на крыше и безжалостно остригают ее волосы. Даже лучшая подруга Шарлотты Анри признается, что манипулировала ей и подружилась с ней изначально по той причине, что Вайлтшайр на ее фоне выглядела еще более жалкой.

Неудивительно, что Си, объявивший себя Богом, в ужасе от этого мира. В отличие от Шарлотты, он видел окружающую его действительность такой, какая она есть. Ведь если этот мерзкий мир тебе не по нраву, то зачем продолжать жить в нем? Может, если принять таблетки и заснуть вечным сном, то Си и Шарлотта окажутся в другом мире, где они могли бы быть королем и королевой? Именно такие мысли Си выдает Шарлотте, пригласив ее прогуляться за школой. Более того, если игрок согласится на предложение мальчика, то он получит концовку… которая выглядит счастливой. Несмотря на то, что мы понимаем, что суицид — это не выход, для человека, потерявшего веру в жизнь, это не что иное, как хороший финал.

Возможно, в мире Шарлотты это действительно выход для потерянных душ. Ведь под конец учебного года дети обязаны пройти Суд, на котором ученики должны проголосовать и выбрать самого «дефективного» из них, чей уровень социализации самый низкий из всех. После чего ребенка ожидает участь, больше похожая на смерть, а если точнее — потеря личности в Комнате Улыбок.

Одной из тем, которые поднимает игра, является тема беспомощности. Ведь какой бы выбор мы ни сделали в конце, проголосовали бы за Анри или за Си, именно Шарлотта будет выбрана в качестве подсудимого. Единственный верный вариант, который может привести к наиболее каноничной концовке, — никого не выбирать.

Однако, как назло, главная героиня даже не способна умереть в Суде. Дело в том, что по ходу прохождения мы узнаём историю девочки, рассказанную в предыдущей части игры. В одном из путешествий по миру телевидения Вайлтшайр наткнулась на местного бога Фрея, известного как Оракул, и поглотила его дух, став новым богом. Именно он появляется во снах девочки и беседует с ней о жизни.

Разговоры с Оракулом зачастую неприятны. Однажды он напрямую спрашивает у Шарлотты, почему она грустит из-за смерти Скарлетт, ведь они даже не были близки. Как таковой личности у Фрея нет. Он подстраивает свой характер и манеру общения под настроение и мысли Вайлтшайр. Также он способен объединять людей в одно целое, делая их невероятно близкими друг другу. Однако, так или иначе, в итоге все они сходили с ума от потери эго из-за объединенного сознания, не в силах вынести подобную нагрузку.

Когда Шарлотта увидела мертвых личинкотов во дворе, Фрей впервые появляется не во сне, проявляя сочувствие к девочке, и предлагает ей похоронить животных. Именно в этот момент он спрашивает, готова ли она пожертвовать своим эго ради чьего-то блага или же лучше умереть как личность. Таким образом, Фрей подталкивает Шарлотту к слиянию с ним, ведь пока девочка отторгает божество внутри себя, они истощают энергию друг друга.

В каноничной концовке Шарлотта позволяет Фрею и себе слиться воедино, чтобы положить конец всем Судам. Спасти Си от всего мира. Спасти Анри от самой себя. Спасти отца и мать, бросивших ее. Всех воображаемых друзей. Несмотря на боль и страх перед социализацией, Шарлотта приняла решение перестать прятаться в собственном коконе и выбрать любовь. Ведь что есть любовь, как не «социализация» с другим человеком? Для людей, страдающих подобной фобией, стать близким с другим человеком подобно смерти, потери личности и эго. Этот страх давит на них, заставляя искать утешение в одиночестве. А что есть вечное одиночество, как не отсутствие любви?

Однако всё приводит к еще более печальному концу, ведь, став богом, Шарлота пожелала положить конец всей боли и сделать всех наконец-то счастливыми. Таким образом, не знающая своей силы девочка убила эго каждого, объединив сознание всего мира в единое целое. Ведь все люди всегда будут причинять страдания, не понимая друг друга. Поэтому Человек с зонтом предлагает Шарлотте помочь научиться управлять своей силой. А значит, у Шарлотты есть шанс стать счастливой, и миру вместе с ней.

Когда речь идет о травле, всегда поднимается вопрос, по какому пути пойдут люди. Продолжит ли хулиган издеваться над людьми или раскается в содеянном? Будут ли прохожие вмешиваться в драку и попытаются ли в будущем помешать очередной травле? Сможет ли жертва постоять за себя в дальнейшем или погрязнет в комплексах?

Более того, простит ли жертва своих обидчиков, которые совершили с ней ужасные вещи? Или же легче всего отринуть мир, полный боли, и просто окончить жизнь самоубийством? Ведь если в настоящем мире не видно проблесков света, то, может, в загробном они есть?

Именно все эти вопросы поднимаются в Hello Charlotte. И только от игрока и его выбора зависит судьба главной героини. Пойдет ли он за «богом», простит ли Анри, отринет ли систему, по которой живет этот мир? Вопрос риторический, ведь каждый из нас видит мир по-своему.

Автор выражает отдельную благодарность Але Виноград за то, что познакомила с такой замечательной игрой и поделилась прекрасными рисунками по этой вселенной!

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)