DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Старина Чарли в кино

Чарльз Мэнсон. Бессердечный и жестокий преступник для одних и духовный лидер и наставник для других. Бессердечный дьявол, украшающий свои деяния гирляндами обманчивых проповедей. Но сугубо анатомически сердце у Мэнсона все же было. И 19 ноября 2017 года оно перестало биться. Проповедник умер вскоре после своего 83-го дня рождения. Выйти на свободу ему так и не удалось. Кем бы ни был Мэнсон, девять пожизненных сроков оказались ему не подвластны.

Ниточки от Чарльза тянутся чуть ли не во все сферы искусства: литература, кино, музыка. О жизни одного из известнейших преступников Америки, его секте «Семья» и убийствах, совершенных ее членами, написано множество книг и снята уйма фильмов. Сегодня мы предлагаем читателю освежить в памяти самые любопытные и яркие киноработы, которые, так или иначе, обязаны своим появлением Чарльзу Миллзу Мэнсону.

Чарльз Мэнсон 

Лихие 70-е

Тюрьма стала для Мэнсона поистине вторым домом. Уже к 32 годам он мог похвастаться тем, что больше половины жизни просидел за решеткой. Но то были лишь первые шаги: угон автомобилей, кражи и махинации с банковскими чеками. Сущие пустяки по сравнению с грядущими событиями. Мэнсон перешел в наступление: Семья была готова убивать во имя своего Учителя. Безусловно, самыми резонансными стали события, случившиеся 8 августа 1969 года. Фанатики Мэнсона зверски убили пять человек. Вернее, даже шесть, если считать нерожденного ребенка. В тот момент Мэнсон, сам того не ведая, протянул две кровавые нити к миру искусства. Первая коснулась известного кинорежиссера Романа Полански: его беременная жена Шэрон Тейт оказалась одной из жертв. Вторая нить ушла в свободное плавание и вскоре разрослась множеством художественных фильмов, которые, каждый на свой манер, пересказывали историю скрепленной кровавыми узами Семьи и ужас той летней ночи.

Мэнсон ворвался на телеэкран. Его лицо мелькало в эфирах программ новостей – уже обезоруженный, арестованный убийца – но его образ продолжал сеять зло и боль в вымышленных мирах кинематографа. Семидесятые взорвались. Один за другим в свет выходят фильмы, источником вдохновения для которых послужил псевдопророк: «Ночь, когда закричал Бог» (1971), «Хелтер скелтер» (1976), «Сладкий спаситель» (1971), «Ужас на пляже» (1973), «Снафф» (1975).

Повелитель смерти 

Некоторые из перечисленных работ пытаются практически доподлинно воссоздать историю дьявола во плоти и его последователей. Другие берут за основу лишь образ Мэнсона, как проповедника радикальных идей, и украшают этот остов своими собственными находками. Такие фильмы, как «Повелитель смерти» (1972) и «Я пью твою кровь» (1970), добавляют в историю фантастический элемент, наделяя главного злодея сверхъестественными способностями.

Засесть за просмотр перечисленных фильмов сейчас – сомнительное удовольствие. Учитывая саму тематику и в большинстве случаев чисто символический бюджет, зрителя ждет низкопробная режиссура, слабая актерская игра и спецэффекты а-ля «лужа кетчупа». Прибавьте к этому еще и само качество записи. Так что просмотр исключительно в ознакомительных целях, без особого намека на эстетическое удовольствие.

Затишье перед бурей

Когда волна популярности схлынула, тема Семьи и Пророка пошла на спад. Мэнсон тихо-мирно сидел в тюрьме и время от времени подавал прошения об условно-досрочном освобождении. Период с 1980 по 2000 годы – время стагнации. Фигура Мэнсона на время уходит в тень и лишь в 1984 году напоминает о себе мятой и грязной открыткой в виде фильма «Мэнсон. Семейные фильмы» (оригинальное название «Manson Family Movies» – прим. ред.). Это творение мерзко как по своему содержанию, так и по манере подачи. Невнятная картинка, словно снятая на любительскую камеру участниками самой Семьи, бессюжетные сцены, связанные между собой паутиной безумия и жестокости. В кино-наследии Мэнсона этот долгий, но бесплодный период можно безболезненно пропустить.

Мэнсон. Семейные фильмы 

Век нынешний

После миллениума, словно по взмаху волшебной палочки, старина Мэнсон вновь начинает вдохновлять деятелей искусства на новые свершения. Уже глядя на одни только названия, не приходится долго гадать о том, на чьих «подвигах» строится сюжетная канва: «Мэнсон, Меня зовут зло» (2009), «Преследующий Чарльза Мэнсона» (2014), «Дом Мэнсона» (2014), «Семейные каникулы с Мэнсонами» (2015), «Потерянные девочки Мэнсона» (2016), «Хелтер скелтер» (2004).

Отдельные работы вновь и вновь возвращаются к конкретным реальным событиям из биографии Чарльза (все то же убийство Шэрон Тейт), но прорабатывают тему, мотивы и персонажей на порядок глубже. Другие пытаются зайти с тыла, выискивая нехоженые тропинки, которые тянутся от самого Мэнсона к рядовым обывателям. Почему люди шли за ним? Откуда эта одержимость и беспрекословное повиновение? Почему даже после ареста, когда вскрылась вся жуткая правда о деяниях Мэнсона, люди заваливали его тысячами писем? Сценаристы и режиссеры намеренно избегают знакомой заезженной схемы «пришли – зарезали», перенося действие в совершенно другие реалии и плоскости. Если фильмы той первой волны 70-х старались просто шокировать резней, по сути, не задавая никаких вопросов ни себе, ни зрителю, то в новом тысячелетии акценты сместились. Кровь-кишки ушли на второй план, из-за чего перечисленные выше киноленты фактически не относятся к чистому хоррору. Это суровая драма жизни.

Дом Мэнсона 

Хочу ужасы

Если читатель жаждет конкретно ужасов, нашпигованных отсылками к Мэнсону, то лучше обратить свой взор на ряд относительно свежих работ.

Фильм «Незнакомцы» (2008) с Лив Тайлер и Скоттом Спидмэном в главных ролях можно справедливо назвать одной из наиболее удачных и качественных «историй по мотивам». Это с радостью подтвердят и пачки зеленоватых купюр с американскими президентами: в прокате картина окупилась практически в десять раз. Справедливости ради, стоит отметить, что, помимо отсылок к Мэнсону, «Незнакомцы» кивают в сторону других трагических событий, к которым Чарльз руку не прикладывал. Речь идет о массовом убийстве в курортном городе Кедди в апреле 1981 года, которое остается не раскрытым до сих пор. Тогда жизни лишилась 36-летняя Гленна Шарп, ее дочь, сын и их друг. Убийца или убийцы орудовали молотком и ножами. Чтобы оценить лютую жестокость душегубов, достаточно лишь взглянуть на одно из орудий убийства. Ножом били с такой яростью, что лезвие изогнулось примерно на 25 градусов. Хоть сами создатели и не указывают на прямую связь картины с событиями тех лет, фабула крайне похожа: молодая пара выезжает в загородный дом, где подвергается нападению убийц в масках.

Фильм Брайана Бертино пугает не только кровавыми сценами насилия, но и беспечностью и хладнокровием главных злодеев, среди которых, к слову, две молоденьких девушки. Режиссер буквально говорит нам, что убить может каждый. И причина не обязательно должна быть веской. Для кого-то это может быть просто развлечение, способ нагнать в кровь адреналина. Ключевая фраза фильма – ответ на вопрос «почему вы это делаете?» Просто потому, что вы были дома. Его величество случай, именно он решает, кому жить, а кому умереть.

Незнакомцы 

«Волки у двери» (2016) – самая новая работа из кино-наследия Чарльза Мэнсона, но, к сожалению, далеко не самая лучшая. Режиссер картины Джон Леонетти попытался воссоздать жуткие события все той же августовской резни, но сделал это крайне вяло, схематично и, как следствие, не смог зацепить зрителя за живое. Получилось абсолютно предсказуемое кино, которое придется по вкусу, разве что, не очень требовательному зрителю, еще не успевшему посмотреть, например, все тех же «Незнакомцев».

Ну и в качестве вишенки на торт добавим фильм «Последняя смена» (2014), который рассказывает довольно необычную историю девушки-полицейского. Джессика пошла по стопам покойного отца и только начинает работать. Как многим новичкам, ей достаются не самые интересные задания. Например, провести ночь в старом отделении полиции, которое вот-вот должны закрыть. Проще говоря, на несколько часов переквалифицироваться из стража порядка в обычного сторожа. Но почитать книгу или вовсе поспать на смене Джессике не удастся. Кто-то или что-то стремится проникнуть в участок.

Энтони ДиБлази поставил перед собой нелегкую задачу, косившую с ног многих режиссеров: снять занятный фильм в ограниченном пространстве и с минимумом действующих лиц. Отчасти ему это удалось, но заусенцев, за которые можно зацепиться тоже предостаточно. От предыдущих работ фильм заметно отличается за счет жирного налета мистики и чертовщины. Бегая по пустынным коридорам полицейского участка, Джессика сталкивается то ли с чем-то потусторонним, то ли просто сходит с ума. Но причем здесь Мэнсон? О, его темным духом пропитан каждый уголок проклятого здания. Ближе к финалу ДиБлази высыпает на зрителя массу отсылок к знаменитому преступнику, и если вы считаете себя большим знатоком по части Мэнсона, усаживайтесь поудобнее и попробуйте отыскать все «пасхалки».

Последняя смена

Чего ждать в будущем

Искусство небескорыстно, а мир кино циничен и алчен. Продюсеры жаждут денег. Очередной конец света, катастрофы и катаклизмы, войны – все это отлично продается. Кто знает, может быть, смерть Мэнсона даст старт новой волне фильмов, вдохновленных его одиозной фигурой. И, конечно же, мы будем одними из первых, кто их посмотрит.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)