DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Стертые лица

Черный ящик / Black Box

США, 2020

Жанр: фантастический триллер

Режиссер: Эммануэль Осей-Куфур мл.

Сценарий: Эммануэль Осей-Куфур мл., Стивен Херман

В ролях: Мамуду Ати, Тосин Морохунфола, Филисия Рашад, Чармэйн Бингва

Похожие фильмы:

  • «Помни» (2000)
  • «Открой глаза» (1997)

Начнем с официального, но не особо важного для зрителя. «Черный ящик» — одна из серий хоррор-антологии «Добро пожаловать в Блюмхаус», созданной одноименной студией известного продюсера Джейсона Блума. Тематика проекта — семья с обязательно сложными взаимоотношениями, зачастую приводящими буквально к сюжетам фильмов ужасов. Но в каждой из полнометражных новелл речь идет об отдельных героях, не связанных с другими историями антологии. Поэтому «Черный ящик» — вполне самобытная картина, в начале и в финале никак не намекающая на привязку к чему-либо, и воспринимать ее нужно соответственно.

Одаренный фотограф Нолан попадает в страшную аварию, в которой гибнет его жена. Теперь вдовец — отец-одиночка, страдающий амнезией, возникшей вследствие мозговой травмы, и утративший свой профессионализм. Нолан — фактически инвалид, больше не способный работать по профессии, периодически забывающий забрать дочь из школы и вообще смутно понимающий, как он жил до аварии. Последней надеждой мужчины становится именитый врач Лиллиан, которая специализируется на подобных проблемах и разработала авторскую методику лечения. Нолан ходит к ней на сеансы, на которых посредством странного устройства, именуемого «Черный ящик», погружается в собственное подсознание с воспоминаниями. Но там «лица стерты, краски тусклы» и постоянно является человекоподобный монстр, явно с плохими намерениями. После выхода из транса Лиллиан успокаивает Нолана, что «все так и должно быть, мозг силится восстановиться и… бла-бла-бла». Но пациент подозревает, что врач что-то недоговаривает, и решает самостоятельно докопаться до зловещей правды.

Главное достоинство фильма — его единственный, но эффектный сценарный кульбит, который сложно просчитать даже при высокой насмотренности всевозможными параноидальными триллерами. Режиссер как заправский фокусник отвлекает ваше внимание на формально важные детали, заставляя думать «не туда», чтобы потом резко обрушить истину. Но это будет не крышесносящая концовка, а примерно середина истории. То есть полфильма герой выясняет, «кто виноват», а поняв, терзается, «что же теперь делать». Вторая половина ленты менее напряженная и интригующая в силу уже более прогнозируемых предположений, чем все это может закончиться, но в целом «Черный ящик» выполняет задачу по рассказу увлекательной истории, которую гарантированно досматриваешь до финала.

Из хоррора в фильме присутствуют лишь элементы, выражающиеся в появлениях вышеупомянутого «подсознательного чудища», позаимствованного из азиатских ужасов. В остальном же «Черный ящик» — иррациональный триллер, где герой пугается не столько какой-то осязаемой опасности, сколько непонимания: «А что вообще происходит?»

В картине в целом доминирует драматическая составляющая, когда Нолана ужасают собственные беспомощность, рассеянность, отчаяние в силу потерянного здоровья и соответствующий страх перед будущим. Не будь здесь фантастической сути происходящего, это была бы мелодраматичная лента о сломанной жизни и тяжести принятия сего факта с романтикой лишь во флешбэках. Но продюсер Блум определенно хотел «страшное кино», и в минималистичном варианте зритель его получил.

Но как раз художественно-техническая скромность и помешала «Черному ящику» стать значимым событием в жанре триллера. При интересном сюжете фильм слишком стерилен в плане реализации. Теоретически главную роль мог бы играть какой-нибудь Том Круз, и при должном бюджете проект вознесся бы до уровня «Ванильного неба». Или сценарий при тех же производственных затратах экранизировал режиссер уровня Кристофера Нолана или Даррена Аронофски. Тогда бы, вероятно, получился побратим «Пи» или «Помни». Но кино поставил никому не известный Эммануэль Осей-Куфур — младший, сделавший просто добротную ремесленную работу. Скорее всего, Джейсон Блум остался доволен результатом, учитывая, что это лишь одна из серий антологии, не претендующая на что-то большее, чем «крепкая страшилка на вечер», отсмотренная на стриминговой платформе.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)