DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Цифровой Бог

Пи / Pi

США, 1997

Жанр: триллер

Режиссер: Даррен Аронофски

Сценарий: Даррен Аронофски

В ролях: Шон Гуллет, Марк Марголис, Бен Шенкман, Стивен Перлман

Похожие фильмы:

  • «Реквием по мечте» (2000)
  • «Голова-ластик» (1977)

«Хоррор навязчивой идеи» — так можно охарактеризовать дебютную полнометражку Даррена Аронофски, режиссера, герои которого всегда искали скрытый божественный смысл в повседневных вещах. Так в последующем «Реквиеме по мечте» наркозависимые познавали природу высшего кайфа, медленно убивая себя. Затем в «Фонтане» люди хотели обрести вечную жизнь, уподобив себя богам, а в «Рестлере» побитая жизнью звезда шла в последний бой также для фигурального обретения бессмертия. Небесными амбициями руководствовалась героиня «Черного лебедя», впрочем, как и «Ной», фактически действующий вопреки воле господней. И апофеозом поиска Бога на грешной Земле стала «мама!», практически совершенная библейская аллюзия в стилистике хоррора. Но начиналось все с подзабытого «Пи», камерной черно-белой картины о маленьком человеке, стремившемся постичь Большую Истину.

Одаренный математик Макс Коэн в буквальном смысле силится понять систему мироздания. Он убежден, что абсолютно все во Вселенной имеет математический порядок и его можно описать при помощи чисел. Как и подобает многим одержимым гениям, Коэн одинок. Единственный друг Макса — его учитель Сол Робенсон, уставший от научных изысканий и пассивно доживающий свой век. Но в то же время у Коэна есть потенциальные «деловые партнеры», а точнее, его навязчивые меркантильные преследователи. Первый — «волчица с Уолл-стрит» Марси Доусон, желающая, чтобы Макс предсказывал ей биржевые котировки. А второй — помощник раввина Ленни Мейер, работающий над математическим описанием Торы. Поначалу оба «друга» кажутся приятными и добрыми людьми, но вскоре все покажут свои истинные лица, включая и Коэна.

Если все остальные упомянутые проекты Аронофски — большие голливудские картины, полуартхаусные, но все же дорогие, зрелищные и «звездные», то «Пи» — стопроцентно авторское кино не для всех, которое, как правило, не смотрит массовая публика. «Пи» режиссер снимал для максимального самовыражения, когда стиль повествования не подстраивается под намеченную целевую аудиторию, а буквально ищет ее, тех, кто окажется на одной волне с творцом и сможет увидеть мир его же глазами. Если абстрагироваться от выдающегося интеллекта главного героя, то по сути Макс Коэн — неприятный безумец, отвергающий окружающих, зациклившийся на странном исследовании, важном только ему, и подверженный частым жутким припадкам. Как он наблюдает за людьми как за мельтешащей массой частиц, так и публика воспринимает Коэна как сверхъестественного уродца, сжигающего себя во имя абстрактного идеала. Бесспорно, у Макса мания величия, и именно такой «непризнанный гений» — потенциальный всесильный монстр, способный пожертвовать миллионами жизней, ибо они ничего не значат для Вселенной. Пусть все убийства остаются лишь гипотетической вероятностью применения сверхинтеллекта, но важна сама мысль, что Гений и Злодейство вполне совместимы.

Визуально «Пи» — практически наркотрип, подчеркивающий сумасшедший внутренний мир Коэна, делающий таким же в его восприятии и внешний мир. А черно-белая палитра указывает на серость бытия математика, когда краски привычной человеческой жизни Максу просто недоступны. Коэн ищет Систему, в то время как все происходящее вокруг него — сюр и хаос. Он не видит границ между глюками и реальностью, он заражен постоянной манией преследования, но в то же время с интересом тыкает палкой в головной мозг, как бы спокойно лежащий в вестибюле метро. Да и упомянутые враги, биржевые дельцы и религиозные фанатики, кажутся куда менее опасными существами, чем сам Коэн, возомнивший себя практически Цифровым Богом.

«Пи» Аронофски нервирует и шокирует, отвращает и угнетает, но также поражает авторской смелостью и прозорливостью. Сложная внеформатная картина принесла режиссеру ряд номинаций и призов, культовую славу среди эстетов и открыла путь к высокобюджетным проектам. Возможно, сейчас «Пи» не покажется абсолютно выдающимся фильмом, но четко продемонстрирует, откуда вышли другие ленты Аронофски, и точно мотивирует начинающих постановщиков не бояться воплощать в жизнь яркие, экстравагантные идеи.

Комментариев: 3 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Тетраграматон 21-11-2020 21:31

    Спасибо большое, фильм отличный. Вот только, задевает немного это снобизм и пошлость. Во-первых, про абсолютно авторское кино, которое Аранофски снимал для себя и уууу... Ну, да, дебют, деньги смешны, нашёл. Но при этом фильм стал фестивальным хитом, его заметили и позвали уже дальше снимать. Не помню точно, на Мирамакс, кажется. Не надо вот это противопоставлять великий художник и ремесленник. Аранофски просто делает свое кино. Были бы возможности изначально больше, Пи был бы другим.

    Второе про "практически наркотрип". Конечно, это звенящая пошлость, а ля, что курил автор, но... А в чем? Докажите этот тезис? У вас были наркотрипы, есть с чем сравнить?

    Учитываю...
    • 2 id1125441 28-11-2020 12:02

      Тетраграматон, вам также спасибо за коммент. Увы, сейчас живем в той эпохе, когда как бы ты не выразил свои мысли, ты обязательно кого-нибудь этим заденешь и оскорбишь... Потому что общество требует, чтобы ты в своих речах точно подстраивался под требования масс и говорил именно так, чтобы им понравилось. А я, вот как Аронофски (ни в коему случае вообще и близко не приравнивая себя к нему, ибо кто я, а кто он...) просто делаю свое дело, и выражаюсь именно так, как считаю нужным. Конечно будь у Аронофски большие финансовые возможности перед съемками "Пи", то фильм был бы другим, с этим я и не спорю. Но в том-то и дело, что фильм получился настолько шедевральным и уникальным благодаря своей малобюджетной минималистичности и независимости от требований продюсеров. Вот что я подразумеваю, когда говорю про "абсолютно авторское кино", когда оно практически принадлежит самому автору, а не всей "коммерческой производственной машине", которая в большинстве случаев существенно влияет на то, что создает режиссер, бывая даже отстраняя его от финального монтажа или поручая досъемки вообще другому режиссеру. Конечно здорово, что "Пи" заметили влиятельные люди кинобизнеса и дали Аронофски стать тем, кем он стал.

      Что же касаемо "наркотрипа"... Вы правда считаете, что для того, чтобы позволить подобное определение, нужно самому быть наркоманом? И в моей данной трактовке "наркотрип" - это абсолютно не уничижительная оценка видеоряда, я им вообще-то восхищаюсь, просто высказываюсь об этом далее в несколько приглушенных тонах. А вы это восприняли так, как будто я назвал Аронофски умалишенным, который не понимает, что творит. "Наркотрип" из моих уст - это стилистическая метафора, а не "что курил автор, он точно наркоман, ха-ха-ха...". Надеюсь сейчас я более внятно передал то, что имел в виду на самом деле.

      Учитываю...
  • 3 Сэрж 21-11-2020 10:03

    Отличный дебют. До «мамы!» это был мой любимый фильм Аронофски.

    Учитываю...