DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Свет и тьма: к 50-летию Uriah Heep и Black Sabbath

На начало 1970-х годов пришелся расцвет классического британского хард-рока. Свои лучшие альбомы выпустили легендарные Deep Purple, Led Zeppelin, Nazareth, Yes, Sweet. Все они по-своему оригинальны, и каждый ансамбль внес свой вклад в формирование стиля.

1970 год стал особенно знаковым для заложения основ харда. Во-первых, тогда вышла студийная работа Deep Purple «In Rock», в которой группа после трех лет не слишком удачных экспериментов обрела наконец свое собственное, уверенное и жесткое, звучание. Во-вторых, дебютировали со своими «первенцами» две новые команды — будущие лидеры направления, Uriah Heep и Black Sabbath.

Uriah Heep: Ли Керслейк, Мик Бокс, Гэри Тэйн, Кен Хенсли, Дэвид Байрон


Black Sabbath: Оззи Осборн, Гизер Батлер, Билл Уорд, Тони Айомми

Эти два музыкальных коллектива можно рассматривать как полные противоположности, несмотря на то, что оба причисляются к основоположникам хард-рока и хэви-метала. И те, и другие частенько обращались к сверхъестественному и фантастическому. При этом в текстах Uriah Heep преобладают мотивы «доброго» фэнтези (хотя в нем и присутствуют силы зла), а у Black Sabbath — мрачные размышления, темные потусторонние сущности и грязь повседневности.

В феврале 1970 Саббат (Тони Айомми — гитара, Оззи Осборн — вокал, Терри «Гизер» Батлер — бас, Билл Уорд — ударные) выпустили свой одноименный первый альбом. Уже в дебютной записи границы стиля прочерчены достаточно резко — как в манере исполнения, так и в лирике. Несмотря на обилие блюзовых гитарных импровизаций, это уже был настоящий хэви-метал с уклоном в дум. Первая композиция также называется «Black Sabbath» — «Черный шабаш» — и повествует о приходе в наш мир некоего кошмарного сверхсущества, в чьих пылающих огнем глазах сидит улыбающийся Сатана. В инструментальной части преобладает тягучая перегруженная гитара — медленный рифф, сыгранный в виде мелодического тритона. Такие музыкальные интервалы часто используются в саундтреках к фильмам ужасов: у впечатлительных людей они даже без визуального ряда способны вызвать неприятную дрожь. Родись Айомми в Средние века, его бы, вероятно, сожгли на костре: мелодические тритоны в Европе тех времен были под запретом, церковь поставила на них клеймо «дьявольской музыки». Жути дебютному релизу добавил весьма специфический вокал Оззи.

В том же 1970 году BS выпустили еще один альбом, «Paranoid», выдержанный в той же стилистике — с тягучим, тяжелым саундом и мрачной лирикой. В открывающей песне «War Pigs» («Пушечное мясо») эксплуатируется тема бессмысленности войны, затем мы слышим «Paranoid» — дерганый рассказ человека с поврежденной психикой. Альбом также включает в себя знаменитую «Iron Man» о железном человеке, несущем на Землю разрушение и истребление. Нельзя не отметить пугающую своей унылой тяжестью «Electric Funeral» («Электрические похороны») о ядерном апокалипсисе.

В июне 1970 Uriah Heep дебютировали со своим «Very ’eavy... Very ’umble». В нем достаточно емко сконцентрирована фирменная манера исполнения, однако фэнтезийные темы пока не получили развития. Как и первый лонгплей Sabbath, «Very ’eavy» полон гитарных импровизаций, в нем есть и чисто блюзовые номера («Lucy Blues»). Огромную роль в формировании уникального стиля играют клавишные аранжировки Кена Хенсли (особенно электроорган) и мощные вокальные гармонии, которые в недалеком будущем переймет небезызвестный ансамбль Queen.

Хенсли присоединился к UH лишь к завершению записи первого релиза, поэтому почти весь оригинальный материал на пластинке сочинен вокалистом Дэвидом Байроном и гитаристом Миком Боксом. Однако уже на следующих двух альбомах 1971 года — «Salisbury» и «Look at Yourself» — шустрый клавишник взял сочинительскую инициативу на себя. В отдельных композициях он также стал играть на второй гитаре, а заодно оттянул себе часть вокальных партий (знаменитую «Lady in Black» с припевом «а-а-а-а-а-а-а-а-а» полностью поет он).

В своих первых трех альбомах UH не осмеливаются на вылазки за пределы нашего измерения. Тяга к сверхъестественному проявится лишь в 1972 году. А пока в текстах преобладают внутренние переживания и антивоенная тематика. Хитами на все времена стали «Gypsy» («Цыганка»), «Lady in Black» («Дама в черном») и десятиминутная баллада «July Morning» («Июльское утро») с зубодробительной клавишной импровизацией минуты на четыре.

Пока Хипы нащупывали свою уникальность, Саббат выпустили в 1971 году свой третий альбом «Master of Reality» («Хозяин реальности»). Айомми понизил гитарный строй, что сделало звучание еще более гнетущим (хотя, казалось бы, куда уж). Открывающая композиция «Sweet Leaf» («Сладкий листочек») — брожение по затуманенному наркотой сознанию. «Children of the Grave» («Поколение обреченных») — пожалуй, самая пронзительная на пластинке — в чернейших красках рисует будущее, когда взрослые игры в войнушку приведут к кошмарному существованию без будущего и перспектив. «Into the Void» («Прыжок в пустоту») — снова эксплуатация темы апокалипсиса, только на этот раз Sabbath зашли еще дальше: выжившие представители человечества улетают в космос, спасаясь с агонизирующей Земли.

В 1972 году Uriah Heep наконец разработали золотую жилу. В результате кадровых перестановок образовался так называемый классический (золотой) состав: Дэвид Байрон — вокал, Мик Бокс — гитара, Кен Хенсли — клавишные, гитара, Гэри Тэйн — бас, Ли Керслейк — ударные. В плане музыки окончательно сформировавшийся стиль UH представлял собой местами оптимистично-бодрый, местами пронзительно-балладный хард с сильным влиянием клавишных, удалыми соло на гитаре-квакушке, проигрываемой на бас-гитаре мелодией (как ни странно) и вокальными гармониями на пятерых. Получилось нечто абсолютно оригинальное, чего не было ни до, ни после.

Первый альбом 1972 года в золотом составе — «Demons and Wizards». Название полностью отражает выбранный лейтмотив (исключение — разве что шальная «Easy Livin’» с текстом ни о чем). Львиная доля материала написана Кеном Хенсли. Открывает альбом лиричная «The Wizard» — история о добром колдуне, любителе хорошего вина и превосходном рассказчике. Следующая — «Traveller in Time» — о страннике, заблудившемся в водоворотах времени. «Rainbow Demon» повествует о злобном демоне радуги на неведомых дорожках, с которым лучше не встречаться. «Circle of Hands» — трогательная, немного наивная баллада о светлом будущем без войн и вражды.

Особого внимания заслуживает эпическая семиминутная «The Spell» («Заклятье»). Она начинается и завершается фортепианным рок-н-ролльным шаффлом со словесной угрозой заколдовать собеседника. В середине — продолжительное, местами с балладным надрывом, философское размышление о единстве всего сущего, зыбкости понятий добра и зла. Вокал поделен на три партии: Байрон, Хенсли, Керслейк.

В том же 1972 году вышел не менее сильный и цельный во всех смыслах лонгплей «The Magician’s Birthday». Он открывается величественной «Sunrise», а закрывается десятиминутной эпической сагой о дне рождения доброго мага: посреди веселого празднования в волшебном саду никогда не дремлющее зло обрушивает козни на силы добра. Керслейк задорно дудит на казу и поет: «С днем рождения тебя, дорогой волшебник». Байрон исполняет вокальные партии сил зла, Хенсли — добра, а Бокс несколько минут отрывается в гитарном соло. Заканчивается схватка на весьма оптимистичной ноте. Букет композиций прекрасно дополняют настороженные «Tales» и «Echoes in the Dark» о страшных тайнах, постигнуть которые человеческому разуму не суждено.

Для Sabbath 1972 год был отмечен релизом под незатейливым названием «Vol. 4» («Том 4»). Фирменный перегруженный саунд сохранился, однако на этот раз был разбавлен экспериментами с клавишными. Например, заунывная «Changes» о потере близкого человека целиком сыграна Айомми на фортепиано. Особого внимания заслуживает «Snowblind» («Ослепленный снегом») — одно из канонических творений коллектива. Исполненная в привычном тяжеленном стиле, она повествует о наркотической зависимости, связанных с ней болезненных ощущениях и лихорадочных галлюцинациях.

На следующих альбомах — «Sabbath Bloody Sabbath» (1973) и «Sabotage» (1975) — эксперименты с аранжировками продолжились и набрали обороты. Теперь коллектив нанимал клавишников, а Айомми в своих импровизациях стал заметно крениться в джаз. Для этих лонгплеев характерны глубокие философские тексты, в которых исследуются темные стороны и неожиданные проявления человеческой натуры. Наиболее известные композиции — «Sabbath Bloody Sabbath», «National Acrobat», «Symptom of the Universe» и «Megalomania». Они полны неожиданных контрастов, цепких гитарных риффов и смелых, порой неудобных и неприятных философских суждений.

В 1973 году вышел альбом Uriah Heep «Sweet Freedom», который продолжил стилистику предыдущих двух. Правда, тематика стала разнообразнее. Снова большую часть композиций сочинил Хенсли. Здесь нашлось место и его детским воспоминаниям («One Day»), и взрослым переживаниям («Sweet Freedom»). Завершает альбом грандиозная фэнтезийная сага «Pilgrim» (текст сочинен Байроном) из двух частей — о тяжелом выборе, который приходится делать настоящему герою. Она пришлась бы к месту в саундтреке линчевской «Дюны».

Пока Sabbath в 1974 году наводили порядок в финансах, Heep записали «Wonderworld». Открывающая одноименная композиция и финальная «Dreams» замешаны на теме сновидений — порой полных великолепия и фантастического блеска, порой тревожных и лихорадочных. Этот релиз, звучащий значительно слабее трех предыдущих, стал последним для золотого состава группы. Бас-гитарист Гэри Тэйн получил во время одного из концертов сильный удар током. Последствия для организма оказались тяжелыми, и он предпочел «лечиться» наркотой, которая в считаные месяцы свела его в могилу.

В 1975 году Uriah Heep записали лонгплей «Return to Fantasy» с басистом Джоном Уэттоном. Заглавный трек получился достаточно мощным в плане звучания, слегка зловещим и по-своему зажигательным. Музыка написана Хенсли, слова — Байроном. Речь здесь идет о творческом безумии, способном порождать целые новые миры — настолько же безумные, как и их создатель.

В 1976 году творческий кризис, долго назревавший в Uriah Heep, наконец проявился во всей красе. Новый альбом «High and Mighty» содержал только песни авторства Хенсли. Звучит он откровенно слабо: нет былого напора и драйва, в текстах бесконечно мусолятся заезженные темы. Байрона вскоре уволили из-за пьянства, которое приобрело катастрофические масштабы.

Для Black Sabbath вторая половина семидесятых тоже оказалась не лучшим временем. Наркотики, алкоголь, постоянные проблемы с менеджментом, изматывающие гастроли, творческие разногласия — все это вылилось в тяжелый кризис. В 1976 году группа выпустила «Technical Ecstasy». В музыкальном плане он держался вполне на уровне предыдущих альбомов, хотя в текстах стало существенно больше социальных мотивов. Однако на альбоме «Never Say Die» (1978) фирменный саунд коллектива куда-то испарился, почти все композиции оказались проходными, а социалка сожрала все пространство в текстах. Недовольный этим, Оззи покинул группу, а на его место пригласили бывшего вокалиста Rainbow Ронни Джеймса Дио.

Ронни Джеймс Дио

Uriah Heep довольно быстро нашли замену Байрону и уже в 1977 году выпустили «Firefly» («Светлячок») с Джоном Лоутоном у микрофона. Певец привнес в группу сочный блюзово-балладный голос и откровенно кошмарный сценический имидж с суровой химзавивкой вокруг лысины и обильно накрашенными глазами. Лоутон поет и на двух последующих альбомах — «Innocent Victim» («Невинная жертва», 1977) и «Fallen Angel» («Падший ангел», 1978).

Джон Лоутон

На этих пластинках хорошо ощущается крен в лиричность, до хард-рока большинство песен не дотягивает. Фэнтезийная и сюрреалистическая тематика есть в «The Hanging Tree» («Виселица») об опасностях отдаленного захолустья, «Firefly» с Хенсли на вокале — о волшебстве детства, «Illusion» — о погружении в душевную боль, олицетворенную в образе таинственного мрачного леса, и «Woman of the Night» — настоящая сжатая пружина — о прячущейся во тьме таинственной незнакомке.

После ухода Лоутона команда «посыпалась». Классический стиль окончательно утратился, на альбоме «Conquest» (1980, ведущий вокал Джона Сломана) отчетливо слышно влияние диско и других модных в то время попсовых направлений. Перед его выпуском группу покинул Керслейк, а после — Хенсли. От культового коллектива осталось одно название. В 1982 году Мик Бокс нашел в себе силы собрать нескольких музыкантов разной степени известности и записать альбом «Abominog» под маркой Uriah Heep. Керслейк вернулся, но Хенсли навсегда остался в свободном плавании. «Abominog» и все последующие альбомы — это хорошая, качественная музыка, но очень далекая от того, что Uriah Heep записывали в 70-е.

Black Sabbath с Дио вернулись к исследованиям темной стороны. Ронни Джеймс быстро оседлал фэнтезийную тематику: многие композиции с пластинок «Heaven and Hell» (1980) и «Mob Rules» (1981) переносят слушателя в опасные миры, где есть место пиратам, драконам, рыцарям и прочим сказочно-историческим персонажам. Фирменный гитарный саунд сохранился: он слышен даже на изящно-слащавом альбоме 1986 года «Seventh Star» с Гленном Хьюзом на вокале.

В 1983 году, после увольнения Дио, вышел диск «Born Again» с Иэном Гилланом из Deep Purple. Появись он в 70-е, стал бы стопроцентно хитовым. Здесь нашлось место разнузданному пьянству («Trashed»/«В хлам»), сопровождаемому инфернальным хохотом издевательству над духовенством («Disturbing the Priest»/«Потревожим святошу») и угрюмым инструментальным импровизациям в стиле эмбиента («The Dark», «Stonehenge).

В альбомах с Тони Мартином на вокале (конец 80-х, начало 90-х) также хватает мистики и чернухи — машущих черными крылами сил зла, кладбищ, поцелуев смерти и прочих хоррор-плюшек. К сожалению, все эти пластинки остались незамеченными.

В 1992 году в группу ненадолго вернулся Дио, чтобы на пластинке «Dehumanizer» поэксплуатировать новые модные темы — опасность ухода в виртуальную реальность («Computer God») и телевизионные религиозные секты-лохотроны («TV Crimes»). Интерпретации, представленные Дио (единственный автор текстов), получились насквозь пессимистичными и тревожными. Низко настроенная ревущая гитара Айомми еще больше сгустила краски.

Black Sabbath достойно завершили свою студийную карьеру в 2013 году альбомом «13» с вернувшимся Оззи. Главная композиция здесь — «God is Dead?» с философским размышлением на религиозную тему. В песне «End of the Beginning» Гизер Батлер ступил на скользкую дорожку — решил порассуждать об опасностях клонирования и возможности порабощения человечества клонами в будущем.

Оззи Осборн

Мик Бокс со своими музыкантами до сих пор стабильно раз в пару-тройку лет выпускает альбомы под вывеской Uriah Heep. В этом году проходит тур, приуроченный к 50-летию группы.

Отпочковавшиеся от Black Sabbath Осборн и Дио продолжили прогулки на темную сторону в сольном творчестве и добились значительных успехов. Увы, того же нельзя сказать о музыкантах, которые приобрели известность, будучи в составе Uriah Heep. Дэвид Байрон выпустил несколько сольников, которые публика проигнорировала, и умер в забвении в 1985 году. Нынешнее творчество Хенсли, увы, непопулярно и мало напоминает песни Хипов образца 70-х. Лоутон потерпел полный крах в сольной студийной работе, зато активно гастролирует, исполняя хиты Uriah Heep (в том числе эры Байрона), и участвует в различных музыкальных коллаборациях.

Кен Хенсли

Uriah Heep и Black Sabbath вошли в число тех, кто сформировал образ хард-рока и рок-музыки в целом. Их влияние на свое творчество признают даже их современники, например Judas Priest и немецкие Scorpions, не говоря уже о командах помоложе, таких как Def Leppard.

Uriah Heep и Black Sabbath с их классикой 70-х годов — это светлая и темная стороны сверхъестественного мира. Возможно, любитель хард-рока, да и просто хорошей музыки, послушав внимательно, услышит ответы на некоторые свои вопросы в этих историях, облаченных в музыкальную форму.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)