DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Так чья же это планета?

Человек — венец природы! Безоговорочный хозяин и властелин планеты Земля! Или нет? Многие тысячелетия эволюция словно вела за руку своего «любимца», помогая ему одержать верх в нелегкой борьбе, именуемой естественным отбором. У всего многообразия хищников были мощные мускулы, когти-лезвия и клыкастая пасть — все, что нужно, чтобы проложить себе дорогу к вершине пищевой цепочки силой. Но тем не менее править третьей от Солнца планетой стал Человек. Как известно, история не терпит сослагательного наклонения, но литература и кинематограф обожают. Любой сюжет всегда начинается с простого на первый взгляд предположения: «А что, если бы…» А что, если бы человек попал на планету, где хозяин — разумная, ни в чем ему не уступающая обезьяна? Где существует такая же развитая цивилизация, но вместо мужчин и женщин по улицам ходят такие же серьезные, важные и умные мартышки. Из такого фантастического предположения и родился роман Пьера Буля «Планета обезьян», в котором автор не без доли юмора перевернул мир с ног на голову, наделив лохматых горилл недюжинным интеллектом, а нашего брата засадил в клетку подобно дикому зверю. Ну а там, где есть хороший роман, всегда найдется экранизация. Да еще и не одна.

Первый пошел!

Первой экранизации ждать пришлось не так уж и долго — всего пять лет. Фильм 1968 года довольно близко к оригиналу рассказал историю командира Тейлора, высадившегося в поисках жизни на неизвестной планете. Естественно, ни сам капитан, ни его команда не были готовы обнаружить там не просто жизнь, а разумную, ловкую и изобретательную.

Стать заметным явлением в кинематографе у первой «Планеты обезьян» с самого начала были все шансы. Режиссерское кресло занял Франклин Дж. Шаффнер, талантливый постановщик, уже имевший к тому времени несколько наград «Эмми», и будущий обладатель оскаровской статуэтки в номинации «Лучший режиссер». Главную роль в фильме исполнил Чарлтон Хестон, президент Гильдии киноактеров, уже к 1960 году имевший именную звезду на Голливудской аллее славы. Над сюжетом, помимо самого автора романа, работал Майкл Уилсон, сценарист, удостоившийся в 50-х двух «Оскаров» за «Лучший адаптированный сценарий». За операторскую работу отвечал еще один оскароносец Леон Шэмрой. На его личной полке разместилось четыре заветных статуэтки. И еще одна немаловажная составляющая — бюджет в размере нескольких миллионов долларов, который развязывал руки всей этой компании. Одним словом, исходные данные более чем многообещающие. В итоге свет увидел шедевр, который до сих пор занимает почетные места во всевозможных рейтингах. Но, по иронии судьбы, никто из перечисленных выше не добавил в свою копилку новых наград за «Планету обезьян». Номинациями и премиями фильм отметили лишь за грим и музыку.

Главным отличием от первоисточника стал, конечно же, финал. Кадр с разрушенной Статуей Свободы стал самым эффектным и, пожалуй,самым знаменитым из всей франшизы. Герой, стремящийся вернуться домой, открывает для себя жуткую правду, и правда эта становится как для него самого, так и для зрителя настоящим шоком.

Ты все время был дома… Мы угробили этот мир…

По горячим следам

Успех первого фильма не прошел даром. По горячим следам Голливуд начал клепать сиквелы один за другим. В 1970 году на экраны выходит «Под планетой обезьян», история, логически продолжающая оригинал. Главный герой, сержант Брент — единственный выживший после крушения космического корабля, посланного отыскать предыдущую экспедицию. Но теперь Земля — это не только царство разумных приматов. В туннелях, некогда бывших оживленным метро, живут люди, не менее опасные, чем их наземные соседи-обезьяны. Эти люди уже давно потеряли первозданный вид, мутировав из-за радиации, а объектом их поклонения служит не что иное, как ядерная бомба.

Визуально работа Теда Поста не сильно отличалась от творения Шаффнера. Качественный грим, пустынные, мертвые и очень атмосферные пейзажи, даже очаровательная загорелая дикарка, спутница главного героя — все один в один как по шаблону. Но критики фильм не оценили. Виной тому, возможно, стал слишком смело перекроенный сюжет. Сценаристы сместили акцент с конфронтации человек — обезьяна, введя новую переменную: человек-мутант, обладающий телекинезом. В итоге образовался эдакий «нелюбовный» треугольник, в котором нет и не может быть победителя.

Тем не менее сборы оказались внушительными, и уже через год кинотеатры зазывали зрителей полюбоваться очередным продолжением — «Бегством с планеты обезьян» (1971). Но назвать его продолжением можно лишь номинально. По факту это приквел, где у истории кардинально сменились полюса: теперь не человек летел к обезьянам, а обезьяны — к человеку. Режиссер фильма Дон Тейлор не стал повторять ошибок предыдущей части и пичкать вселенную новыми существами, а грамотно разыграл уже имеющихся. К землянам он отправил всего трех обезьян: Майло, Зиру и Корнелиуса, уже известных зрителю по первым двум частям. Впервые главным героем картины стал не человек, а разумный шимпанзе. В своей работе Тейлор довольно прямолинейно разыгрывает тему «мы не такие, как все», выставляя главным пороком человека неспособность принять тех, кто внешне от него отличается. Фильм во многом утратил былую атмосферу, лишился экшена и ярого противостояния, заменив все это кабинетными заседаниями и долгими диалогами, зато стал глубже и драматичнее, что пришлось по вкусу и зрителям, и критикам.

Четвертый фильм — «Завоевание планеты обезьян» (1972) — продолжил сюжет «Бегства», а местом действия стала все та же Америка, но только 18 лет спустя. Мир претерпел очередные изменения: человечество лишилось своих братьев меньших, кошек и собак. Эту брешь заполнили макаки, которые стали, по сути, домашними рабами на побегушках у своих хозяев. Америка здесь — почти что нацистская Германия, заковавшая в цепи и поставившая на колени весь род приматов. Главному герою фильма — обезьяне по имени Цезарь, сыну Корнелиуса и Зиры, — предстоит начать революцию и попытаться освободить свой народ от гнета. Можно сказать, что Дж. Ли Томпсон взял основное идейное зерно из все того же «Бегства», но довел его до крайности, раскалил конфликт и добавил жестокости, так что в серию вновь вернулись экшен, драйв и довольно масштабные битвы.

С каждой последующей частью бюджет фильмов все уменьшался и уменьшался, и серия неизбежно должна была выдохнуться. Это случилось в 1973 году, когда в прокат вышла заключительная часть — «Битва за планету обезьян». Оставшийся в режиссерском кресле Дж. Ли Томпсон рисует мир на грани глобальной экологической катастрофы, как бы пытаясь подвести зрителя к ужасному будущему из фильма «Под планетой обезьян». Разумные гориллы и шимпанзе потом и кровью заслужили свое место под солнцем, люди начинают постепенно деградировать и превращаться в гонимых инстинктами животных. Но есть еще и те, кто продолжает организованное сопротивление. Томпсон сгущает тучи, так что над обоими видами нависает еще большая угроза всеобщего истребления. Как и в предыдущем фильме, режиссер пытается увязать серьезные философские и этические вопросы вместе с лихими перестрелками и драками. Местами это удается, но общая логика и хронология вселенной «Планеты обезьян» безвозвратно рушится и уже не вызывает того доверия, что было раньше.

Попытка перезагрузки

Планы перезапуска франшизы студийные боссы вынашивали с начала 90-х. Проект неоднократно начинали, а сценарий безжалостно переписывали. В режиссерском кресле посидели все именитые режиссеры Голливуда: Оливер Стоун, Крис Коламбус, Джеймс Кэмерон. Железного Арни уже утвердили на главную роль, но помахать кулаками в кадре так и не дали. Резину тянули почти десять лет, пока за проект не взялся уже широко известный на тот момент Тим Бёртон. Зная его тягу к экстравагантности, можно было ожидать достаточно самобытной и оригинальной вариации, но режиссер не стал далеко отходить от оригинала, к которому, по его словам, относился с большим уважением. Сюжет строился по старой доброй схеме: человек попадает на неизвестную планету, где бал правят все виды и масти разумных приматов.

Все фильмы из франшизы и раньше имели миллионный бюджет. Но впервые перед шестью нулями встала не одна цифра, а трехзначное число. Правда, Бёртону и этого показалось мало, так что в итоге он был вынужден слегка обуздать свою богатую фантазию. На момент создания картины компьютерные технологии уже позволяли неплохо разгуляться и сделать всех персонажей-обезьян с помощью компьютерной графики. Но Бёртон категорически отверг такую возможность, целиком и полностью положившись на грим. Фильмы, снятые в 70-х, в свое время смотрелись очень достойно, несмотря на «резиновую» мимику. Технологии нулевых позволяли значительно поднять градус «натуральности», так что обезьяны у Бёртона смотрятся как настоящие. В них стало гораздо больше дикой первозданной силы, отчего они выглядят действительно зло, мощно и кровожадно.

На главные роли Бёртон пригласил Марка Уолберга, Тима Рота и Хелену Бонэм Картер. Роман режиссера и актрисы, который продлится символичные 13 лет, начался именно с совместной работы над «Планетой обезьян». Уолберг, конечно, не Шварценеггер, но все равно типичный герой боевиков. Ждать глубокой чувственной игры от него особо не приходилось, так что реанимированная франшиза осталась все на том же уровне последних фильмов: «война наших и ваших» без каких бы то ни было серьезных нововведений, разнообразия и фишек, способных подчеркнуть индивидуальность проекта.

Следуя примеру оригинала, Бёртон так же постарался шокировать зрителя финалом, правда на фоне обрушенной Статуи Свободы «статуя Бёртона» смотрится все же вторично и не так впечатляюще. В итоге стать началом новой серии «Планете обезьян» образца 2001 года, к сожалению, не удалось. Фильм не стал оглушительным провалом, но и особых лавров не снискал.

Попытка номер два

Голливуду потребовалось еще десять лет, чтобы вновь перезапустить франшизу, и на этот раз более успешно. «Восстание планеты обезьян» (2011) начинало историю с чистого листа и по новым правилам. Никаких космических путешествий и поисков жизни на других планетах — только Земля-матушка. Разумные обезьяны теперь были плодом человеческих экспериментов по поиску лекарства от болезни Альцгеймера. В качестве главных героев одновременно выступали и человек, и обезьяна.

Человек — ученый, который ищет лекарство от смертельной болезни и невольно становится мостиком между двумя цивилизациями. Обезьяна — рожденный от одной из подопытных шимпанзе Цезарь, уже с ранних лет обладающий незаурядным интеллектом. У каждого из них своя личная трагедия и свой путь, который, хоть и начинается из одной точки, в дальнейшем уводит героев по разные стороны баррикад. «Восстание планеты обезьян» — своего рода пролог, наглядно показывающий зарождение мира обезьян и первый шаг человечества к неизбежному краху.

«Планета обезьян: Революция» (2014) продолжила становление Цезаря как лидера и предводителя своей стаи. Умные обезьяны живут в своей резервации, стараясь не контактировать с человечеством, которое безжалостно выкашивает очередная эпидемия. На этот раз конфликт разгорается не только внешний, но и внутренний. Высокие морально-нравственные идеалы, которых придерживается Цезарь, разделяют далеко не все его собратья. Некоторые до сих пор помнят белоснежные лаборатории и экзекуции, которым их подвергали. История становится жестче, драматичнее и, естественно, еще зрелищнее.

Завершается трилогия в 2017 году, когда в прокат выходит «Планета обезьян: Война». Название фильма говорит само за себя. Конфликт, достигший точки невозврата еще в финале предыдущей части, разразился настоящей грозой. Цезарь, который всегда жаждал лишь мира, вступает на тропу мести, а очередной вирус лишает человека возможности говорить, медленно, но верно превращая его в первобытное существо. Режиссером двух заключительных фильмов стал Мэтт Ривз, известный фанатам «темного» жанра благодаря таким лентам, как «Монстро» (2008) и «Впусти меня. Сага» (2010). «Войну» Ривз сделал еще более мрачной и тяжелой не только за счет самого сюжета, но и визуала, блеклого, холодного и тревожного, открыто заявляющего зрителю: с этой войны вернутся не все.

Примечательно, что все три фильма из второй перезагрузки были номинированы на «Оскар» в категории «Лучшие визуальные эффекты», но ни один из них статуэтки не получил. Тем не менее спецэффекты в трилогии просто великолепны. Со времен работы Бёртона технологии значительно продвинулись, так что ни у кого и в мыслях не было отказываться от новейших достижений. Обезьян «оживил» всемогущий компьютер, а технология motion capture передала трехмерным моделям мимику живых актеров. Глядя на эмоции Цезаря и его соплеменников, трудно найти фальшь, так что зритель воспринимает мохнатого шимпанзе как живое существо, заслуживающее сострадания и любви.

В отличие от фильмов прошлого столетия, трилогия 2011—2017 годов получилась цельная и завершенная: Цезарь прошел долгий путь от новорожденного милого малыша до умудренного опытом и покрытого шрамами мужа.

* * *

Так чья же все-таки эта планета? Обезьян или Человека? Хоть все фильмы франшизы и разные, мораль у них, как ни крути, одна, и она довольно прозрачна: лишь вместе мы способны выжить. Забудь о предрассудках и подай руку помощи своему ближнему. Не бойся его, даже если он выглядит иначе. Эта планета велика, и на ней хватит места всем: и неразумным людям, и смышленым обезьянам.

Когда более полувека назад Пьер Буль писал свой роман, вряд ли он догадывался, какое богатое кинонаследие оставит его творение. И пусть сейчас на Планете обезьян очередное затишье, уж мы-то знаем: это ненадолго.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)