DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Типпи Хедрен – звезда зажглась, звезда погасла

19 января – день, который уникальным образом объединяет людей, любящих темный кинематограф и интересующихся высокой модой. Именно в этот день родилась актриса и модель Типпи Хедрен – женщина, сумевшая стать звездой как на экране, так и на подиуме, идеально воплотившая образ «хичкоковской блондинки», а также научившая (если верить модным журналам) мир правильно пользоваться леопардовым принтом на одежде. В этом году Типпи Хедрен исполняется уже 90, и не рассказать о ней подробнее в такой юбилей было бы попросту непростительно.

Человек с обложки

В настоящее время поклонники настолько привыкли видеть Типпи в образе «ледяной блондинки», созданном при участии Альфреда Хичкока, что нередко забывают о том, что до встречи с мастером саспенса она весьма успешно строила карьеру и даже сумела пробиться на большой экран. Впрочем, об этом лучше рассказывать по порядку и для начала заглянуть еще дальше в прошлое, на те самые 90 лет.

Будущая звезда родилась в небольшом городке Нью-Улм, что в штате Миннесота, 19 января 1930 года. При рождении она получила имя Натали Кэй Хедрен, однако ее отцу оно казалось слишком уж серьезным для милой малютки, поэтому он едва ли не с первых месяцев стал звать ее не иначе, как Типпи. О ее семье известно не так уж много, кроме того, что ее предки – в основном эмигранты из Швеции, Норвегии и Германии. Впрочем, конкретно для Миннесоты подобная генеалогия весьма характерна – так уж исторически сложилось.

По слухам, Типпи еще в довольно раннем возрасте решила, что станет моделью. К реализации же этого плана она приступила, еще будучи ученицей средней школы. Ее семья перебралась из родного штата, населенного во многом выходцами из северных стран, в солнечную Калифорнию. Там внешность Типпи быстро стала считаться не просто «симпатичной», а «симпатичной и необычной», так что ее с удовольствием нанимали для модных показов в магазинах одежды. Это, конечно, не принесло девушке ни огромных денег, ни громкой славы, зато позволило подготовиться к поступку, на который решаются немногие. Едва ей исполнилось восемнадцать, Типпи Хедрен в одиночестве перебралась в Нью-Йорк, где вплотную занялась своей карьерой.

Об успехах на этом поприще говорит уже тот факт, что в 1950 году, в возрасте двадцати лет, она уже успела сняться в небольшой роли в фильме «Маленькая девочка». Это была музыкальная комедия, довольно легкая и милая. После дебюта Типпи получала и другие приглашения на съемки, но по какой-то причине ими не слишком интересовалась, отдавая предпочтение модельному бизнесу. Как знать, возможно, она никогда и не попала бы в поле зрения любителей мрачных историй, если бы не встреча, произошедшая в начале 60-х и в коре изменившая ее карьеру и жизнь.

Великий и ужасный англичанин

Альфред Хичкок, как известно, был человеком, обуреваемым самыми разными страстями и даже фетишами. Его фильмы, хотя и весьма сдержанные по нынешним меркам, полны сексуальных образов, намеков на нечто, неприемлемое для приличной публики, да и попросту дикое. Стоит сразу оговориться, что ничего плохого в этом нет – все мы, вне зависимости от степени гениальности, люди с теми или иными странностями. И одним из самых известных увлечений маэстро темного кино было, конечно же, увлечение определенным типом блондинок, который позже так и стали звать «хичкоковским». Долгое время любимицей режиссера была Грэйс Келли, идеально вписывающаяся в этот типаж. Однако после 1954 года она не соглашалась больше сотрудничать с Хичкоком, потому что (история, достойная отдельного подробного рассказа) стала ни много ни мало принцессой Монако.

Мастер саспенса искренне не понимал, как можно поставить титул и личное счастье выше искусства, долгое время пребывал в бешенстве от подобного предательства и, что вполне логично, искал замену своей умчавшейся за горизонт звезде. И выбор его пал на Типпи Хедрен, уже достаточно известную, но отнюдь не знаменитую. Произошло это просто: Альфред Хичкок заметил блондинку с тонкими чертами лица не то в одном из телешоу, не то и вовсе в рекламном ролике. Для влиятельного и популярного режиссера не составило труда разыскать модель, а вскоре и предложить ей роль в одном из самых своих знаменитых фильмов. Так «Птицы» (The Birds, 1963) обрели исполнительницу главной роли.

И тут мы ступаем на очень-очень тонкий лед. Дело в том, что работу над этим фильмом окружает огромное количество сплетен, чаще всего довольно грязных, о том, что творил Альфред Хичкок, буквально измываясь над Типпи и принуждая ее не то к сожительству, не то к сексу без обязательств… Эти слухи во многом подогреваются (по крайней мере, подогревались) самой актрисой, активно поддерживались той самой Грэйс Келли, но при этом так же активно опровергались еще одной девушкой из «хичкоковских блондинок» – Ким Новак. Последняя всегда утверждала, что, несмотря на граничащую с жестокостью требовательность к актерам, мастер саспенса неизменно держался как джентльмен. Так что постараемся в рамках этой статьи придерживаться некоторой середины, не отрицая странности Хичкока, но и не поливая его грязью, подобно дешевым интернет-ресурсам и желтым газетенкам.

Итак, маэстро заполучил в свои руки девушку, которая идеально соответствовала его требованиям, но при этом не имела толком никакого опыта работы в кино. Многих других режиссеров это, возможно, отпугнуло бы, но Хичкок же рассматривал неопытность Типпи, скорее, как достоинство. Он принялся методично «лепить» из начинающей актрисы образ, который хотел видеть на экране. Насколько далеко он заходил в своих экспериментах, доподлинно неизвестно, но многие участники съемок подтвердили, что режиссер пользовался услугами двоих специально нанятых соглядатаев, чтобы контролировать буквально все, что делала модель. В своих руках он держал все, вплоть до выбора помады, которой ее надлежало пользоваться, и блюд, которыми она обедала. Оказывал он ей и знаки внимания, от вполне невинных, вроде предложений пообедать наедине, до несколько… эксцентричных и настораживающих, вроде случая (произошедшего, правда, уже после съемок «Птиц», но очень показательного), когда он подарил дочери Типпи восковую куклу, собственно, самой Типпи, лежащую в маленьком гробике.

Но не это внесло окончательный разлад в отношения между актрисой и режиссером. Переломным моментом стали съемки финальной сцены «Птиц», в которой на героиню Хедрен должны были напасть пернатые. Это было действительно сложно для актрисы и жестоко со стороны режиссера. Ни о каких нелепостях, вроде пяти суток съемок птичьей атаки подряд, к финалу которых модель едва не скончалась, разумеется, речи не идет. Но вот то, что ассистенты Хичкока буквально швыряли в начинающую актрису перепуганных птиц – подтвержденный факт. Пернатые, разумеется, пытались спастись и неоднократно кусали и клевали Типпи, в результате чего она получила несколько неприятных ран и заработала нервный срыв.

Впрочем, можно сказать, что все страдания хотя бы отчасти окупились немногим позже, когда Типпи была вручена награда за непростую роль. «Золотой глобус», полученный в номинации «Лучшая начинающая актриса года», к сожалению, стал первым и последним ее достижением в кинокарьере. А любители ужасов и триллеров получили один из самых значимых фильмов в истории темного кино, до сих пор уверенно входящий почти во все топы. И глупо было бы отрицать, что во многом это заслуга актрисы, буквально случайно открытой режиссером.

О многом говорит и тот факт, что после «Птиц» Типпи приняла участие в съемках сериала «Театр создателей саспенса» (Kraft Suspense Theatre, 1963–1965). На тот момент это был один из крупнейших телепроектов, который структурно вполне уместно сравнить, допустим, с сериалом «Мастера ужасов». Кого попало туда, разумеется, не приглашали: в наше время оба сезона «Театра» считаются ценнейшим наследием самых сильных кинематографистов той эпохи. Так что понятно, что затесаться в эту компанию новичку, не обладай он поистине выдающимся талантом, было попросту невозможно.

Кроме того, несмотря на нервное потрясение и опыт, который сложно назвать простым и сугубо положительным, Типпи Хедрен не прекратила на «Птицах» сотрудничество с Альфредом Хичкоком. Оправившись, она согласилась работать на съемках более мягкого, но и менее известного фильма мастера – «Марни» (Marnie, 1964).

И если «Птицы» были вторым фильмом условной трилогии о психических отклонениях, созданной Хичкоком, то «Марни» должен был ее завершить. Как ни странно, при том, что режиссер не изменил себе и продолжал выжимать актеров досуха, добиваясь желаемого результата, о съемках этой картины никто не спешил и не спешит распускать сплетни в том же количестве.

Возможно, отчасти так вышло потому, что и картина не произвела фурора. Фактически, критики и киноведы стали относиться к ней с должным вниманием лишь относительно недавно, в 60-е же такие ходы, как визуальное искривление пространства декораций, подчеркивающее психическую нестабильность героини, практически никто не оценил. Очень спорными кажутся и отклонения, которыми страдает героиня. В числе них, помимо клептомании и боязни красного цвета, есть, к примеру, эротофобия – навязчивый страх полового контакта. Словом, замечательную во многих отношениях картину попросту не поняли и не приняли. А между тем, сама Типпи неоднократно заявляла в интервью, что именно «Марни» – ее любимая работа в кино.

Это, к слову, была также последняя картина, которую Хичкоку довелось снять со своей постоянной командой и с использованием полноценного образа «хичкоковской блондинки». Именно так – после завершения съемок Типпи Хедрен отказалась продолжать сотрудничество со знаменитым постановщиком. Конфликт между актрисой и режиссером возник еще на съемках, и найти способ его преодоления они так и не сумели. А, быть может, кто-то из них, а то и оба, попросту не хотели его искать. Как бы то ни было, найти замену Типпи Хичкок так и не сумел: слишком уж хорошо вписывалась героиня статьи в стандарты мастера.

Однако же, семилетний контракт, подписанный ею, никуда не делся, и последствия его неожиданного расторжения тоже. Плюс к тому, на тот момент Альфред Хичкок был в зените славы, и к его мнению прислушивались. Чтобы сдержать высказанную в ходе ссоры угрозу разрушить актерскую карьеру Типпи, ему не требовалось даже предпринимать какие-то особенные шаги. Двери съемочных павильонов закрылись для молодой женщины словно сами собой.

Карьера Типпи в кинематографе, начавшаяся так ярко и успешно, казалось, подошла к концу.

Есть и другие режиссеры

В модных журналах после рассказа о «Марни» обычно говорят, что это была последняя картина, в которой можно увидеть Типпи. С 1964 года она, якобы, занималась исключительно работой модели. Наверное, история героини статьи, будь это утверждение правдой, смотрелась бы куда красивее и драматичнее.

На самом же деле все было немного иначе. В кинокарьере Типпи Хедрен, и правда, наступило затишье и весьма продолжительное (если не брать в расчет ее участие в средненьком драматическом сериале «Бежать от своей жизни»). Вернуться к съемкам в полном метре она смогла лишь в 1975 году, и на сей раз ее пригласил другой знаменитый режиссер – Чарли Чаплин.

По слухам, Типпи возлагала огромные надежды на роль в этом фильме, мечтая участием в нем «пробить лед», но… Но Чаплин уготовил для нее лишь небольшой эпизод. Звездами «Графини из Гонконга» (The Countess from Hong Kong) были Марлон Брандо и Софи Лорен. Последний фильм в карьере Чарли Чаплина считается не самым удачным, но весьма достойным его творением, многим пришедшимся по вкусу. Да и едва не забытой всеми актрисе он сослужил-таки добрую службу: о ней вспомнили и снова стали предлагать сотрудничество, хотя уже и не в статусе звезды. После 1975 года Типпи Хедрен ждали в основном роли в сериалах и телефильмах.

Были среди них и те, которые, в первую очередь, заинтересуют хоррор-сообщество. К примеру, упоминания достоин сериал «Сказки темной стороны» (Tales from the Darkside), транслировавшийся в период с 1983 по 1988 год. Отличный сборник почти готически мрачных историй и сейчас вполне может заинтересовать зрителя. И, к слову, это еще один проект, который может похвастаться сильным актерским составом.

Если же на сериалы времени не хватает, а ужастик с бывшей любимицей Хичкока посмотреть хочется, то можно обратить свое внимание на телефильм «Темный волк» (DarkWolf, 2003). Слишком многого от него ожидать не стоит, конечно же, но любителям старого доброго трешачка он вполне может прийтись по вкусу.

Найдутся в арсенале актрисы и триллеры средней руки, но неплохого качества, как, к примеру «Жилец» (Pacific Heights, 1990) режиссера Джона Шлезингера – история о соседстве с несносным аферистом и массе американских юридических тонкостей.

И кроме того, еще масса и масса фильмов. Разных стилей, разных жанров, разных направлений… Типпи Хедрен не прекращает работать, охотно снимаясь как в документалках, так и в художественных фильмах. Раздает она и интервью о сотрудничестве с Хичкоком, куда более сдержанные, чем много лет назад.

В модельном же бизнесе ее карьера, если судить со стороны, сложилась неплохо. До сих пор ее приводят в пример, когда речь заходит об образе холодных и аристократичных блондинок. Об этом, впрочем, лучше поискать информацию в других источниках.

* * *

Актриса, модель, да и просто талантливый человек, уже создавший огромное творческое наследие – все это Типпи Хедрен, юбиляр этого месяца. Пусть ее поздние роли представлены в основном эпизодами, да зачастую не в самых лучших фильмах, работоспособности этой женщины можно лишь позавидовать, а в ее юбилей – пожелать здоровья и сил продолжать заниматься тем, что у нее так хорошо выходит. И, конечно же, по традиции заочно поздравить ее, выбрав и посмотрев один из упомянутых в статье фильмов… или один из многих, в нее не вошедших.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)