DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Тут – страшно, а тут – скучно

Толмен. Первый демон / The Toll

Канада, 2019

Жанр: ужасы, триллер

Режиссер: Майкл Нэйдер

Сценарий: Майкл Нэйдер

В ролях: Джордан Хайес, Макс Топплин

Похожие фильмы:

  • «Незнакомцы» (2007)
  • «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» (1999)

Испортить впечатление от фильма можно самыми разными способами. Во-первых, можно пойти напрямик и с самого начала не заморачиваться ни с сюжетом, ни с постановкой, ни с персонажами… Но это, само собой, для дилетантов. Если же в игру вступает подлинный мастер, то он может поступить изящнее и снять кино максимально неровно, чтобы от одного эпизода захватывало дух, а от следующего тошнило. Такое, впрочем, встречается редко, потому что требует недюжинного опыта в создании как хорошего, так и плохого. А вот если талант есть, опыта толком нет, а поиздеваться над зрителем очень уж хочется – впору повторить подвиг «Толмена», который делится на две практически равные части: захватывающую и запредельно скучную.

Это, конечно, все шутки, и едва ли среди киноделов найдется кто-то, кто решится проворачивать такие вещи всерьез (разве что в андерграунде, но там совершенно другие законы и правила). Но порой едва получается отделаться от мысли, что все творящееся на экране – некая насмешка. Впрочем, лучше по порядку.

Завязка фильма проста, но при этом подана просто отлично: таксист сидит в машине и отклоняет заявки до тех пор, пока ему не попадется женщина. Едва завидев миловидное лицо потенциально пассажирки, он, даже не зная конечной точки маршрута, соглашается ее везти. Искушенный зритель моментально понимает: маньяк! И во время поездки, когда герои оказываются на глухой неосвещенной дороге, когда вокруг них начинают происходить события, едва поддающиеся логическому объяснению, этот вывод получит несколько неоспоримых доказательств… и таких же неоспоримых опровержений.

Собственно, об этом и будет первая половина фильма. И как же она хороша! Атмосфера, подача, своевременная смена точки зрения, напряжение, мучительные попытки понять, кто же виноват в происходящем – все к месту и все на месте. В этот момент «Толмен» очень походит на качественный, жесткий камерный триллер. Двое людей, не доверяющих друг другу, заперты в машине посреди леса, где их ждет… Кто? Сектанты? Маньяк-психопат? Демон?

Ответ герои получат. И на этом, увы, все хорошее в ленте кончится. Вторая ее часть – это, по сути, бесконечные блуждания героев по заколдованному лесу в попытках не то добраться до корня всего зла, не то вырваться на свободу, не то побороть что-то в своем прошлом. Атмосфера улетучивается буквально за минуты, и смотреть становится скучно. Ну, лес. Ну, галлюцинации. Ну, тайны в прошлом каждого из героев. Это все не работает, потому что между водителем и пассажиркой попросту пропадает химия, которая была в замкнутом пространстве. Не на пользу ленте идет и дешевизна спецэффектов – тут просто не та ситуация, когда зритель может убедить себя бояться дешевенькой компьютерной графики. Да и, положа руку на сердце, все происходящее выглядит откровенно вторично, причем не по отношению к какой-то одной конкретной ленте, а к целой куче более успешных хорроров.

Но хуже всего, пожалуй, то, что тайны и недоговоренности, в которые зрителя так старательно тыкают носом в первой части истории, начинают раскрываться будто сами собой. Возникает такое ощущение, что Майклу Нэйдеру в какой-то момент попросту надоело тянуть интригу. Да что там, его и на нормальный финальный твист не хватило, хотя вариантов раскрутить действие по-настоящему интересно видится масса!

Однако же, чтобы не топить картину окончательно, стоит все же сказать еще кое о чем. А именно – об игре актеров и мастерстве оператора. В персонажей, как бы там ни было, веришь большую часть времени. В те моменты, когда они не совершают какие-нибудь глупости по велению сценариста-режиссера, и водитель, и подобранная им женщина выглядят вполне убедительно. Без откровений, но старательно – вот лучшая характеристика их игры. В принципе, работу оператора и монтажера можно охарактеризовать примерно так же. Временами попадаются по-настоящему красивые кадры, иногда выбираются нестандартные ракурсы. Но, как бы… очень иногда. Большую часть времени «Толмен» выглядит как то, чем и является: средненьким ужастиком, создатель которого не управился с собственной фантазией.

Подводя итог, хочется сказать так: если бы вместо того, чтобы ударяться в неумелый психодел и неоригинальную мистику, создатели продолжили линию, которую наметили в начале, «Толмен», без сомнения, был бы одной из лент, которую хочется рекомендовать сразу и безоговорочно, всем, кому небезразличен темный кинематограф. Но, увы, имеем мы очень посредственный ужастик, который и сам не знает, чем собирается пугать. Да, завязка была сильна, но пар ушел в гудок.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Сэрж 24-07-2021 20:10

    Ожидал меньшего. Кино незатейливое, но местами атмосферное и неожиданное + без особого морализаторства, что в данном случае тоже ценно.

    Учитываю...