Advertisement

DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Ужасный лик писателя

Движение. Место второе / Rörelsen (роман)

Автор: Йон Айвиде Линдквист

Жанр: мистика, триллер, хоррор, боди-хоррор

Издательство: АСТ

Серия: Мастера ужасов

Цикл: Трилогия места

Год издания: 2020 (в оригинале — 2015)

Перевод: Я. Бочарова

Похожие произведения:

  • Стивен Кинг «Тёмная башня» (цикл)
  • Брет Истон Эллис «Лунный парк» (роман)
  • Много ли существует произведений, которые можно отнести к альтернативной автобиографии? Известный пример — «Тёмная башня», в которой появляется сам автор. Литературный Стивен Кинг отказывается продолжать цикл о Роланде и его ка-тете, из-за чего ставит под удар множество миров.

    Другой пример — «Лунный парк» Брета Истона Эллиса, создателя «Американского психопата». Автор рассказывает о своей жизни, непростых отношениях с сыном, а в округе происходят убийства, почерк которых очень похож на почерк Патрика Бэйтмана.

    Кинг и Эллис рисовали себя в сатирических и иногда самоуничижительных красках. «Движение» Йона Айвиде Линдквиста выводит этот тренд на новый уровень. Но обо всем по порядку.

    Большинству читателей Линдквист известен как автор романа «Впусти меня». История о дружбе мальчика и вампира была настолько популярна, что удостоилась двух экранизаций. Книга «Блаженны мертвые» не снискала такой же популярности, но закрепила за автором звание «шведского Стивена Кинга».

    Однако следующий роман, «Человеческая гавань», о договоре жителей острова Думаре с древним и всемогущим морем, показал, что Линдквисту тесно в рамках хоррора. Меньше объяснений, больше недомолвок и открытых сюжетных линий. Мистика, тяготеющая к лавкрафтиане и weird fiction.

    В 2014-2017 годах вышла так называемая «трилогия Места», которая представляет собой три истории в трех разных жанрах хоррора. Первый ее роман «Химмельстранд» рассказывал про обитателей четырех кемперов: они перенеслись на бескрайний луг, над которым распростерлось синее небо без солнца. Здесь возможны кислотные дожди и воплощение самых темных фантазий. Книга оставила множество вопросов. Ответит ли автор на них в следующей части?

    «Движение» оказывается приквелом «Химмельстранда», потому что действие романа переносит нас в 1985 год. Юный Йон Айвиде Линдквист рассказывает, как переехал в Стокгольм, чтобы стать фокусником. Новым пристанищем паренька становится дом, расположенный рядом с Брункебергским туннелем — тем самым, с которым оказались связаны судьбы персонажей «Химмельстранда». Линдквист зарабатывает уличными выступлениями, иногда ворует вещи в супермаркетах, а вечерами ведет дневник, куда изливает историю, случившуюся в детстве. О том, как встретил странного ребенка с изломанными пальцами, который мог перемещаться на бесконечный луг под идеально синим небом. Каким-то образом эти события связаны с жизнью Линдквиста, которую он ведет в Стокгольме. Не оттого ли ему хочется толкать людей под колеса поезда в метро? Не оттого ли соседи оказываются не теми, за кого себя выдают?

    Вдобавок ко всему судьбы жителей дома, где проживает молодой Линдквист, переплетены с убийством шведского премьер-министра Улофа Пальме. Вокруг этого преступления роится немало теорий и домыслов. «Движение» предлагает еще одну интерпретацию событий.

    Нужно ли читателю изучать обстоятельства гибели Улофа Пальме, перед тем как открыть роман? Будем честны — не обязательно. Да и писатель не акцентирует внимание на знаменитом преступлении. Настоящим чудовищем выступает не убийца премьер-министра, а сам Йон Айвиде Линдквист.

    Да, «Движение» — книга о том, как обычный человек превращается в монстра, в прямом и в переносном смысле. С шокирующей откровенностью писатель рассказывает о том, как воровал, дружил со скинхедом, грабил дома и мечтал убивать других людей. Почему? А почему бы и нет, говорит автор.

    Брет Истон Эллис и Стивен Кинг рисовали себя не в самых радужных красках. Но Линдквист превзошел коллег по перу. Он заставил бояться реального себя. Да, возможно, мы имеем дело с художественным приемом, провокацией. Но вдруг самые шокирующие моменты этой «автобиографии» — правда?

    Если «Химмельстранд» был историей о Месте, то «Движение» рассказывает о монстрах, которые его заселяют. Как связаны персонажи книг и при чем здесь Брункебергский туннель, мы узнаем в ближайшие месяцы, когда на прилавках появится «Икс. Место последнее». Но, пожалуй, главный вопрос: действительно ли «трилогия Места» является самым выдающимся образцом европейского хоррора за последние несколько лет? Очень хотелось бы верить, что да.

    Комментариев: 1 RSS

    Оставьте комментарий!
    • Анон
    • Юзер

    Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    (обязательно)

    • 1 Мельник 24-02-2021 20:24

      Довольно интригующе... Книга уже на полке, поглядим )

      Учитываю...