DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Ужасы и мистика русского фолка

Хелависа

С одной стороны, к счастью, прошли те времена, когда понятия «русская фолк-музыка» сводилась к «Играй, гармонь» и ансамблю «Березка». С другой стороны, мы, кажется и сами до сих пор недооцениваем ни стилистическое разнообразие русского фолка вообще, ни количество и качество его граней, способное порадовать и ценителя хоррора.

Русский фолк, бессмысленый и беспощадный…. Ой, простите перевранная цитата, да еще и не вполне в тему. Но сермяжная правда в ней есть: то разношерстное сборище, которое иногда именуют русским фолком, зачастую не относится к фолку и не всегда относится к русскому. Во-первых, далеко не все группы, которых записывают в этот «стиль» вообще берутся за народные инструменты, во-вторых, мягко говоря, немногие используют при этом действительно народные песни, ну и в третьих, в основе творчества многих отечественных музыкантов лежит, конечно, фольклор, но далеко не всегда отечественный. Те же ирландцы, например, кажется, не сбавляли популярности на просторах нашей родины со времен первого показа сериала «Робин Гуд», как минимум.

По распространенному поверью, если выйти в чистое поле и крикнуть «русский фолк», то эхо отзовется «Мельница»…. Правда, с этой группой есть одна засада, старые фанаты не дадут соврать: то, что можно услышать на их альбомах – мягко говоря, не «Мельница», которую когда-то полюбили первые фанаты. Теперь это уже качественная рок-группа, едва ли не стадионного формата, очень отлаженная, профессиональная, не выбивающаяся особо из радиоэфира, но… растерявшая ту нутряную энергию и искренность, которой цепляла когда-то. Правда, остались бутлеги, которые позволяют оценить, что мы потеряли. Достаточно послушать, например, совершенно дикую версию версию Nil Se'n La великих Clannad, записанную на каком-то сольнике Хелависы, чтобы их лощеные студийные записи уже не лезли в горло… Да и оригинал Clannad это… ну, в общем…

Поклоннику хоррора, в общем-то, есть, чем поживиться в их песнях, хотя большинство из них и граничат с мрачным фэнтези: «Оборотень», «Приворотное зелье» и, особенно, «Богиня Иштар» - невероятная по свирепой энергетике песня, правда, написанная не «Мельницей», но в авторском исполнении эту вещь найти, кажется невозможно, а у Хэлы сотоварищи она получалась вполне впечатляюще.

Есть несколько фолковых или около-фолковых команд, которые в пору вообще записывать в главные потери отечественного рока, если бы их можно было с этим роком рядом поставить. Спойлер: не стоит. К примеру, «Улица Радио», невероятная группа, песни которой выходили на «Проекте «Археология» - на пару с ранней «Мельницей», кстати. Самое забавное, что часть их записей – забористый панк-рок, не особо отличающийся от «собратьев по жанру», но была у коллектива и другая ипостась, которая до сих вгоняет в ступор слушателя – причем, как подготовленного, так и нет. Это своего рода дарк-фолк, только очень мрачный, отмороженный и полный черного юмора. Кажется… С ними никогда нельзя быть уверенными, ни в чем. Если поставить эту запись зарубежному слушателю, да еще и сказать, какого она года – меломан обомлеет: батюшки, русские Blood Axis! Если же еще и понимать, что в это время несет вокалист – ступор и надежный заклин мозгов обеспечен. Особенно рекомендуются в этом плане «Завтра Корсунь будет наш» и «Сага о берманцах» - возможно, самая провокационное и безумное порождение «русского фолка» за всю его историю.

yandimramor.jpg

Вторая группа, которая могла бы добиться очень многого, если бы не опередила свое время – легендарные «Ядъ и Мраморъ». Тут уже случай более сложный: чистого фолка они отродясь не играли, напоминая, скорее, «Аквариум», окончательно ушедший в арт-рок разлива ранних King Crimson, лучших времен Yes и со щепоткой Jethro Tull. Тем не менее, как, собственно, и у классиков жанра, фолковые мотивы и мелодии в их песнях временами прослеживались. Чего стоит только «Русская наркоманская» с ее множеством сложных переходов и многослойными мотивами, среди которых есть, в том числе, и вполне фолковые мотивы. И текст, загадочный, жутковатый, символистский:

Кресты намокшие напомнят крыльев взмах,

Уроды-ветви - струны музыки твоей.

Осенний мрак, печальный образ дивный страх -

Ты что-то создал и сыграл в дали людей.

Вся дискография их – одна виниловая пластинка под точным названием «Первый и последний»: крайне разнообразная, замысловатая музыка, пришедшаяся не ко двору во времена повального увлечения «социальным роком». В то время они выдавали невероятные фокусы вроде «Милая, дай мне, пожалуйста, яду»:

«Пойми, что страха кандалы,

Сильнее всех оков пути.

И это ли путь, коль кирпичом

Или железом обречен».

Безумно интересно, чего бы они могли достичь после такого дебюта, но – история не терпит сослагательного наклонения.

radazhenitba.jpg

Были, впрочем, и другие эксперименты с фолком: заносило на эту территорию «Раду и Терновник» - альбом «Где-то сказки были» (сольник Рады Анчевской) уверенно относят к дарк-фолку, а альбом «Женитьба» был записан совместно с фольклорным коллективом «Ясный день» и совмещает народные песни и рок-композиции. Причем «совмещает» в прямом смысле: они накладываются друг на друга, звуча синхронно. Можно вспомнить и Сергея Старостина, записавшего вместе с «Волков-трио» альбом «Было солнце», где, опять-таки, натуральные народные песни, которые даже не пытались «припудривать» и приукрашивать смешиваются с современным джазом, образуя весьма странное, но интересное блюдо, звучащее поистине шамански и жутковато. Некоторые, прослушав эту запись, всерьез считали, что в названии «Волков-трио» первое слово - не фамилия.

Словом, если не пытаться досконально разбираться, что есть фолк, что есть «русский», а просто слушать, то можно нарыть немало музыки – интересной, разнообразной и, временами, притягательно-жутковатой. На любой вкус…

srarostin.jpg

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)