DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПАРАНОРМАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ. ПОМЕСТЬЕ ПРИЗРАКОВ

В голове моей дробилки

Пять ночей у Фредди. Серебряные глаза / Five Nights at Freddy’s: The Silver Eyes (роман)

Автор: Скотт Коутон, Кира Брид-Райсли

Жанр: хоррор, детектив, видеоигры

Издательство: АСТ

Серия: Five Nights at Freddy’s

Год издания: 2023 (в оригинале — 2016)

Перевод: Е. Ефимова

Похожие произведения:

  • Стивен Кинг «Оно» (роман)
  • Адам Невилл «Дом малых теней» (роман)

Семнадцатилетняя Чарли возвращается в город своего детства Харрикейн. Десять лет назад здесь бесследно пропали несколько детей, в том числе близкий друг Чарли, Майкл. Теперь же его родители учредили в местной школе ученическую стипендию в честь пропавшего сына. Торжественное мероприятие, посвященное первому вручению гранта, превращается в своего рода поминки, куда съезжаются все, кто знал Майкла. Так Чарли после многолетней разлуки встречается со своими друзьями. Вместе они предаются воспоминаниям, значительная часть которых связана с пиццерией «У Фредди Фазбера», где детей и их родителей развлекали забавные звери-аниматроники. Однако история всеми любимого семейного ресторана закончилась трагедией: всех пропавших детей в последний раз видели именно «У Фредди». Ребята решают наведаться в давно заброшенную пиццерию, чтобы отдать дань памяти Майклу. Они еще не знают, что зло, однажды осквернившее это место, не исчезло, а затаилось в ожидании новых жертв. И именно от Чарли, дочери хозяина пиццерии и создателя аниматроников, зависит, удастся ли ребятам одолеть темные силы.

Книги по мотивам фильмов и игр имеют дурную славу. Их принято считать скорее «мерчем», брендированным товаром, чем полноценными художественными произведениями. Такие издания служат красивыми сувенирами, их дарят друзьям или ставят, не читая, на полку рядом с фигурками персонажей. А для хозяев интеллектуальной собственности такие книги — простой и дешевый способ заработать на популярности той или иной вселенной. Но есть и исключения.

Наиболее удачными, что неудивительно, получаются спин-оффы, сюжеты для которых сочиняют сами авторы оригинальных произведений или, по крайней мере, люди, так или иначе причастные к их созданию. Например, «Тайный дневник Лоры Палмер», книга-дополнение к сериалу «Твин Пикс», написана Дженнифер Линч, дочерью режиссера Дэвида Линча, и пользуется у поклонников заслуженной популярностью. Обширному фан-сообществу Фредди Фазбера и его механических друзей повезло еще больше: роман «Серебряные глаза», как и два его продолжения, написал сам Скотт Коутон, независимый геймдизайнер, который и создал оригинальные игры.

История появления первой Five Nights at Freddy’s — образец того, как следует обращаться с негативной критикой. Когда персонажей очередной игры Коутона раскритиковали за жуткий внешний вид и дерганые движения, напоминающие пластику аниматроников, Скотт решил превратить недостатки предыдущего проекта в достоинства нового. Вдохновившись собственным ночным кошмаром, в котором в дверь его спальни заглядывал жуткий кролик, Коутон снабдил топливом для аналогичных кошмаров целое поколение геймеров, создав одну из самых успешных игровых франшиз в жанре ужасов. Уже через два года после выхода первой игры на прилавках появился первый роман по вселенной, «Серебряные глаза», написанный Коутоном в соавторстве с писательницей Кирой Брид-Райсли.

По утверждению самого Коутона, сюжеты игр и книг хоть и дополняют друг друга, но не являются частями единого канона. Это две разные версии одной и той же истории, поэтому не стоит пытаться вычислить место книжных событий в игровой хронологии. Книги следует воспринимать в отрыве от игр. И первый роман трилогии действительно воспринимается как самостоятельная история, не пытающаяся вписаться в уже существующий нарратив.

Авторы «Серебряных глаз» не торопятся эксплуатировать яркие образы аниматроников, главного столпа популярности игр, а очень терпеливо и последовательно нагнетают напряжение. Первые две трети романа — это меланхоличный и вдумчивый психологической триллер. Главная героиня Чарли, подобно персонажам «взрослой» половины «Оно» Стивена Кинга, не помнит подробностей произошедших с ней в детстве событий и вынуждена восстанавливать воспоминания по крупицам. Только, в отличие от романа Кинга, здесь нет древней космической магии, которая стирает память о сверхъестественных событиях каждому, кто покидает зону ее действия. Провалы в памяти Чарли — естественная защитная реакция детской психики, следствие перенесенного шока.

Книга написана простым языком, но при этом в тексте достаточно и описаний окружения, и наблюдений за мыслями и внутренними реакциями персонажей, в основном самой Чарли. Да и диалоги написаны довольно живо — впервые встретившись после десяти лет, проведенных порознь, герои очень правдоподобно делятся друг с другом обстоятельствами своей нынешней жизни и вспоминают забавные случаи из общего детства.

Но здесь кроется и основной недостаток книги: главных героев попросту слишком много. Компания друзей Чарли состоит из шести человек, не считая младшего брата одной из девушек. Членов «Клуба неудачников» тоже было шестеро, но «Оно» — крупный и многословный роман, в котором находится место раскрытию каждого из них. Здесь же, помимо Чарли, с точки зрения которой читатель видит происходящее, какой-никакой характерностью обладают два, от силы три персонажа. Остальные же сливаются друг с другом в условную «команду»: такое ощущение, что даже сами авторы порой забывают обозначить присутствие в сцене кого-то из них, из-за чего порой создается впечатление, что герой возник из ниоткуда прямо посреди диалога. Можно предположить, что характеры и истории остальных раскроются в продолжениях, но все-таки необходимость постоянно пересчитывать персонажей в уме плохо способствует погружению в атмосферу.

Что касается главных звезд франшизы, аниматроников, то они, хотя и присутствуют в повествовании почти с самого начала, начинают активно проявлять себя только в последней трети. Сцены с их участием — не слишком изобретательный, но крепкий и жуткий хоррор-экшн, а причина, по которой механические звери выходят на охоту, хоть и объясняется несколько бегло, но все равно достаточно оригинальна и вызывает не только страх, но и жалость, что добавляет образам объема и жути.

«Пять ночей у Фредди. Серебряные глаза» — образец правильно сделанной лицензированной литературы. Это далеко не идеальная, но действительно хорошая и неожиданно неглупая книга, которая, в отличие от множества других спин-оффов, не оставляет ощущения вторичности и необязательности. Коутон и Брид-Райсли рассказывают самостоятельную и увлекательную историю, которая будет интересна не только поклонникам игр, но и всем, кому по душе мрачные истории о демонических куклах и их изобретателях, а также о борьбе с детскими травмами. Но с полуночи до шести утра книгу, наверное, все-таки лучше держать закрытой — на всякий случай.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)