DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ЧЕРНАЯ ВДОВА. УКУС СМЕРТИ

Весь покрытый кровью, абсолютно весь...

Кровавый остров / The Isle of Blood (роман)

Автор: Рик Янси

Жанр: ужасы

Издательство: АСТ

Серия: Монстролог

Год издания: 2015 (в оригинале — 2011)

Перевод: М. Моррис

Похожие произведения:

  • Клайв Баркер «Как истекают кровью мерзавцы» (рассказ)
  • «Зомби» (фильм, реж. Лючио Фульчи)

Однажды ночью в дверь дома, где проживали великий ученый-монстролог Пеллинор Уортроп и его верный помощник — 13-летний Уилл Генри, — постучался перепуганный мужчина с «подарочком» от их старого знакомого Джона Кернса, также известного как Джек-Потрошитель. Этим «подарочком» оказался омерзительный, жуткий и невероятно опасный трофей с острова Сокотра, где гнездится таинственный магнификум, именуемый в среде монстрологов «Отцом чудовищ». Мало кто видел магнификума вживую, а те, кто видел, уже ничего не могли рассказать. Охваченный любопытством и честолюбием, Уортроп решает отправиться на Сокотру, навстречу самому ужасающему открытию в своей жизни...

 

Наряду с «девочковой мистикой», всплывшей на волнах «сумеречной истерии», издатели сегодня очень любят подростковые фэнтези и фантастику. Наверное, в душе каждого из них робким огоньком тлеет заветная мечта: а вдруг выстрелит, как книжки про очкарика? И вот однажды в кучу переводных детских бестселлеров каким-то образом затесался Рик Янси со своей книгой «Ученик монстролога». Последовало неловкое молчание... а потом бешеный рев. Это бились в восторженном экстазе поклонники хоррора, давно ничего подобного не читавшие, да и вообще до недавнего времени обреченные в нашей стране на полуголодное существование. Никто не ожидал найти на полках с детской литературой ультракровавый, мегажестокий и брутальный хоррор с элементами готического романа и даже сплаттерпанка. Под отчаянно несерьезной, безобразно сляпанной на компьютере криворуким дизайнером обложкой таилась настоящая бомба из мяса, крови и ужаса, любовно изготовленная по заветам отцов-основателей жанра. И хотя бомба рванула чуть тише, чем следовало — корявый перевод многим помешал оценить книгу по достоинству, — любители ужасов все равно были впечатлены и взволнованно затаили дыхание.

Затем было «Проклятие вендиго» — ничуть не менее жестокий, но лучше продуманный и еще более атмосферный роман, к тому же и переведенный гораздо лучше. Потом — долгая пауза, за время которой издатели наконец прочухали, что вместо пугачей уже дважды продавали детишкам заряженный дробовик, и переиздали серию «для взрослых» в новом стильном оформлении. Настал, наконец, черед и «Кровавого острова».

Хотя по факту роман состоит из четырех частей («тетрадей», в соответствии с мистификацией автора), структурно его можно поделить на три, причем первая и третья — все тот же беспощадный хоррор, а между ними неожиданно оказался спрятан приключенческий триллер... с элементами политического. И вот тут-то у иного читателя могут возникнуть нарекания — особенно потому, что главными антагонистами здесь представлены плохие, ОЧЕНЬ плохие русские. А именно — агенты царской Охранки, которые тоже ищут магнификум, дабы использовать его как биологическое оружие. Обвинять Янси в русофобии не приходится, благо в его романах «хороши» все, и даже главные герои, однако сам факт участия Охранки в подобной деятельности вызывает обоснованные сомнения. Да и воспоминания о «холодной войне», которые в последнее время вновь стали актуальны, могут попортить некоторым читателям настроение.

Собственно, это единственное, что можно назвать недостатком. Искать остальные не хочется в принципе — настолько удачной получилась книга. Читается влет, сюжет закручен столь лихо, что остается лишь лихорадочно перелистывать страницы, чтобы узнать, каким будет следующий поворот сюжета. Когда читателю кажется, что он начал понимать происходящее, автор ловко ставит все с ног на голову. Жанровая неоднородность смотрится в «Кровавом острове» вполне органично, а общий мрачный настрой временами разбавляется отличнейшим юмором. И все это сочетается с глубочайшим психологизмом, меткими наблюдениями, мастерством образов. Язык Янси великолепен; он завораживает, доставляя едва ли не физическое удовольствие. Благо и перевод некоего (или некоей?) М. Моррис, в отличие от работ предыдущих переводчиков, не подкачал — пожалуй, впервые мощный литературный талант Янси раскрылся перед русскоязычным читателем по-настоящему. Трудно поверить, что тот же самый человек — автор добротной, но ничем особо не примечательной «young adult» фантастики «5-я волна».

Как и в других книгах, не обошлось и без камео знаменитостей — в этот раз герои накоротке пообщались с самим сэром Артуром Конан Дойлом и поэтом Артюром Рембо. Однако третья знаменитость, Джон Кернс, врач и самый известный в мире серийный убийца, играет в сюжете гораздо более важную роль. Пожалуй, возвращение этого дьявольски умного «философа Зла» можно назвать одной из главных удач романа. Впрочем, персонажи получились настолько живыми, что в возможность их гибели — даже второстепенных! — отказываешься верить, пока это не произойдет. А происходит это с очень и очень многими, к тому же при чертовски скверных обстоятельствах.

Что же до «страшных» эпизодов, то они, как и следовало ожидать, оказались подлинной жемчужиной книги. Ужас здесь несколько иной, чем в «Ученике монстролога» и «Проклятии вендиго» — он липкий, вязкий, тошнотворный. Главное, что хочется сказать о Рике Янси: у этого человека дьявольская фантазия. Он не создает чужеродного, космического ужаса, как это делал Говард Лавкрафт, — в его романах сама мать-природа с ее неумолимыми законами кажется гораздо страшнее обитающих за пределами Вселенной Великих Старцев. В «Кровавом острове» это видно как никогда — особенно в начале и в конце; и хотя собственно приключениям наших героев на Сокотре отведены лишь последние главы, забыть эти моменты будет нелегко. Здесь Янси погружает читателя в самую глубь обволакивающего вязким туманом кошмара, видимого, осязаемого.

Но страшнее природы — тот, кто всегда вступает с ней в борьбу, кто извращает ее законы, кто хладнокровно уничтожает себе подобных. Самый страшный из всех чудовищ. Венец творения. Человек. Янси не одинок, вынося беспощадный приговор человечеству, но его слова звучат гораздо убедительнее, чем у множества других авторов. Чудовищем может стать любой. Янси препарирует своих героев перед глазами читателя столь же безжалостно, как его герой-доктор — чудеса природы и их жертвы на своем хирургическом столе. Он проводит их сквозь все круги ада, после чего хладнокровно фиксирует произошедшие с ними изменения. И изменения эти страшны. Какими — мы узнаем в следующем, заключительном романе тетралогии, если читатели поддержат цикл рублем.

Это, конечно, далеко не единственная причина немедленно бросить все и бежать в магазин за «Кровавым островом». Цикл «Монстролог» — пожалуй, одно из величайших событий в жанре за последнее время, и пропустить его будет, пожалуй, настоящим преступлением. Даже если Янси никогда в жизни не создаст больше ничего подобного, свое место среди таких мастеров как Баркер, Кинг, Маккаммон и Гейман он застолбил.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)