DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Война за выживание

Они / Them!

США, 1954

Жанр: ужасы, фантастика

Режиссер: Гордон Дуглас

Сценарий: Тед Шердеман, Расселл С. Хьюз

В ролях: Джеймс Уитмор, Эдмунд Гвенн, Джоан Уэлдон, Джеймс Арнесс, Онслоу Стивенс

Похожие фильмы:

  • «Империя муравьев» (1977)
  • «Чужие» (1985)
  • «Стеклянный муравейник» (2003)

Американский хоррор 1950-х неизбежно покажется кому-то наивным. Тогда не принято было снимать кровавые сцены, не было компьютерной графики, темп развития событий был неторопливым. Зато это позволяло режиссерам больше времени уделять раскрытию характеров персонажей, ведь это был главный прием, заставлявший зрителя верить героям на экране.

На протяжении всего десятилетия в хорроре были две магистральные темы: инопланетяне и животные, выросшие до гигантских размеров. Сейчас животные-мутанты встречаются преимущественно в треше, а тогда это было ответом кинематографистов на ядерные испытания и печальный опыт применения атомного оружия против Японии.

Перечислять фильмы про животных-убийц 50-х можно долго. Безусловно, никому и в голову не приходило снимать хорроры про гигантских тигров или львов: эти звери и в своем обычном размере смертельно опасны. Другое дело, если речь идет о более мелких созданиях. Легко можно представить, сколько дел могли бы натворить пауки, будь они побольше. Про них снимали особенно часто, однако чью-то светлую голову однажды посетила мысль: «А не «увеличить» ли нам муравьев?». Видов муравьев много, и часть из них вполне воинственно себя ведут. Да даже знакомые многим рыжие лесные муравьи, знаменитые своими большими постройками, легко уничтожают других насекомых и борются за территорию с муравьями других видов.

«Они» Гордона Дугласа весьма сложно переоценить. Те, кто интересуется муравьями, получат огромное количество информации о них и даже смогут посмотреть документальные съемки, которые ученые показывают военным. Причем такая дотошность ничуть не отвлекает от сюжета, ведь выстроен фильм как детектив. Это современный зритель знает, что виной всему гигантские муравьи, ставшие такими в результате ядерного заражения местности, а вот для героев фильма это до поры не ясно. Режиссер отлично владеет саспенсом и мог бы потягаться в этом с самим Хичкоком.

Первая половина хронометража — триллер, где ничего не ясно. Только кто-то совершает набеги на людские поселения, выламывает двери, крушит стены, и даже в подвале от него не спрятаться. Страх героев передается и зрителю: что это за маньяк такой и человек ли вообще?..

Зато вторая половина — масштабный экшен, где начинаются боевые действия военных против муравьев, а те злодейски проникают в мегаполис и откладывают яйца, которые надо найти и уничтожить, пока оттуда не вылупились новые особи с острыми жалами.

Вам это ничего не напоминает? Франшиза «Чужие» многое позаимствовала из работы Дугласа, как и «Звездный десант». От влияния этого фильма сложно уйти в тех сюжетах, где идет война за выживание с опасным противником, мечтающим вытеснить человечество на периферию эволюции.

Тем не менее Гордон Дуглас оценивал свои творения весьма скромно и не без цинизма. Он неоднократно заявлял, что снимает только ради денег, и даже не советовал другим смотреть свои фильмы (!) Но если бы это было действительно так, то фильмы Дугласа вряд ли пережили бы свое время или, во всяком случае, воспринимались бы сегодня с явной иронией.

«Они» — один из первых фильмов о муравьях, но он совсем не устарел и смотрится гораздо увлекательнее, чем более поздние «Империя муравьев», «Стеклянный муравейник» и др. Дуглас отлично работает с комбинированными съемками, легко сочетая кадры с настоящими и искусственными муравьями. Конечно, в случае ремейка, с учетом современных технологий, превзойти спецэффекты Дугласа, за которые фильм номинировался на «Оскар», не составит труда, но вот удастся ли так же грамотно выстроить сюжет — большой вопрос.

Ведь помимо сцен с муравьями, фильм содержит и убедительные линии взаимоотношений героев. Гордон Дуглас не вдается в частности, но широкими мазками рисует характеры персонажей, так что они воспринимаются живыми людьми, столкнувшимися с чрезвычайными событиями. Между тем, постановщик не забывает и антимилитаристский пафос. В то время как во многих других хоррорах тех лет тема ядерных испытаний лишь обозначалась, Гордон Дуглас в своей работе прямо высказывает опасения за мир, которым руководят безответственные военные и политики, не слушающие людей науки и голос разума. Ведь муравьи ни в чем не виноваты. Они делают ровно то, что делают и в природе — борются за место под солнцем. Только теперь муравьи вынуждены конкурировать не с другими насекомыми, а с человеком. Колония муравьев тоже хочет выжить, оттого и прячется в пустыне, а после уничтожения муравейника военными — в канализационных трубах города.

Но именно на человеке как венце эволюции лежит ответственность за природу. Вмешательство в естественный баланс ни к чему хорошему не приведет. Стремительно эволюционировавшие муравьи добавили в свой рацион людей, ведь колонии гигантских особей нужно гораздо больше пищи, чем их маленьким собратьям.

Гордон Дуглас не работал больше на ниве фантастики. Как многие режиссеры «Золотого Голливуда», он снимал фильмы самых разных жанров, особую страсть испытывая к историческим полотнам. Он тоже, как и многие тогда, искал «большой голливудский стиль» — сочетание масштабного зрелища с увлекательным сюжетом. Конечно, этот термин, если брать режиссеров 50-х, чаще всего ассоциируется с Дэвидом Лином, но почему бы и «Они» не рассматривать как блокбастер, рассчитанный на все категории зрителей. Возможно, по этой причине первый муравьиный хоррор и пережил свое время, воспринимаясь свежо даже сейчас. И за прошедшие годы никто больше не снял на эту тему ничего столь же интересного, хотя неоднократно предпринимались попытки создать страшный фильм с муравьями.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)