DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПОТРОШИТЕЛЬ. НАСЛЕДИЕ

Врата Балдежа

Даже люди, которые особо не следят за новостями игровой индустрии, наверняка нет-нет да и слышали про Baldur’s Gate 3 — игру, в которой можно предаться физической близости с медведем (вернее, с друидом в таком облике, но это не так важно). Пиар-отдел бельгийских разработчиков из Larian Studios отработал на все деньги: проект привлек внимание не только любителей хардкорных и продуманных партийных ролевых игр на базе какой бы то ни было редакции правил Dungeons & Dragons. Тысячи игроков ринулись на поиски виртуальной любви — и нашли глубокую и потрясающую игру с увлекательным сюжетом и огромной вариативностью.

Что ж, все те лестные эпитеты, которые разносятся по просторам интернета в адрес третьих «Врат Балдура», оказались правдивыми. Одного этого достаточно, чтобы бросить читать рецензию и немедленно погрузиться в приключение, если по какой-то причине вы этого еще не сделали. Единственное, о чем хочется напутствовать напоследок: не читайте никаких спойлеров, советов, гайдов по тактике. Проходите сами, изучайте правила вымышленного мира, вникайте в его особенности. Первое погружение должно стать делом интимным, сугубо личным. Создайте своего персонажа и в первый раз проживите его историю самостоятельно. А потом уже можно послушать советы бывалых да полюбопытствовать, как сюжетные ветки оказались пропущены.

А пропустить тут можно много чего. Начать хотя бы с жанра — партийная ролевая игра подразумевает не только пошаговый бой, но и наличие отряда. Всего доступно несколько компаньонов (точное число может прокатить за спойлер). Если не брать во внимание тот факт, что можно отыграть роль некоторых из них с самого начала, то всю подноготную каждого из спутников придется раскрывать по мере совместного путешествия. У каждого из персонажей есть не только свой характер, но также своя предыстория, свои квесты и свои уникальные особенности.

Раскрыть все богатство нарратива при первом прохождении никак не удастся. Начнем с того, что часть нарратива раскрывается по-своему для разных классов и рас. Так, паладин обязан соблюдать правила Кодекса, чтобы не стать отступником. А если вы создали себе персонажа-дроу, то будьте готовы мириться с проявлениями расизма в каждом втором диалоге. К тому же с собой можно брать до трех спутников, пока остальные томятся в лагере. Совместное путешествие сближает или, наоборот, отдаляет героев — все зависит от принимаемых игроком решений и морально-этических компасов компаньонов. Но чем выше доверие, чем теснее отношения, тем выше не только шанс затащить товарищей в койку, но также узнать о скелетах в их шкафу. А узнавать есть что: каждый хранит свою собственную тайну. Некоторые даже смертельны и из-за нелепого стечения обстоятельств реально могут погубить весь отряд.

Все дело в вариативности: правильно выбранные строчки диалогов, найденные предметы, исследованные земли и спасброски на различные характеристики — все это складывается в единую цельную картину. Приведя в лагерь нового персонажа, игрок может столкнуться с накаленной обстановкой, которую можно разрешить как миром, так и ссорой (с потерей одного из спутников на время), а то и вовсе гибелью одного из персонажей. Впрочем, даже смерть здесь не перманентна: в мире, где существуют вампиры, личи, ожившие скелеты и само олицетворение смерти в лице Иссохшего, загробная жизнь — всего лишь досадная неприятность.

Вышеупомянутый персонаж, таинственная мумия, которую предстоит отыскать и пробудить, ошивается в лагере героя и за скромную мзду с радостью вернет к жизни павшего товарища, если в инвентаре не завалялось подходящих реанимирующих свитков. А пасть в бою здесь проще простого — это не Diablo c системой тупого заклинивания. Комбатантам необходимо учитывать уйму вещей: от нацепленного на тушку обмундирования до типа поверхности под ногами. В скользкой грязи проще простого поскользнуться, а неумение пользоваться экипировкой принесет больше вреда, нежели пользы. Одно неверное движение — и враг отплясывает победную джигу над трупами приключенцев, а посреди экрана горит позорная надпись «Загрузить последнее сохранение».

Чтобы ничего такого не произошло, нужно брать во внимание множество факторов. Здешний урон не растет как бешеный от новых клинков, и при поднятии уровня каждая единица буквально важна. Между уроном от 1 до 11 единиц и уроном от 3 до 9 второй вариант с более высоким минимумом имеет определенное преимущество. У магов волшебство и то ограничено в использовании ячейками заклинаний разных уровней. Обычно восстановить их можно во время долгого привала (считайте, во время сна). Таким образом, забрасывать противника дождем из файерболов никак не получится. Хотя есть определенные способы восстановить заряды заклинаний другими способами, но это все равно не даст гарантии, что единственный удар, на который хватает очков действия, попадет точно в цель.

Казалось бы, при таких ограничениях бои превращаются в сплошную муку. Но на самом деле тут все решает тактика. В каждом противостоянии имеет значение, кто как расположен, какие удары и заклинания остались в наличии и, что немаловажно, окружающий интерьер. Где-то что-то можно поджечь, где-то обрушить, а иногда и вовсе скинуть врага с обрыва (или упасть самому). Добавляет тактического простора и инвентарь — расходники можно передавать прямо в бою, а затем пускать в ход. Склянки с ядом и святой водой, целебные зелья, масло, которое можно поджечь, свитки с заклинаниями — все эти предметы позволят с легкостью затащить бой, в котором на чисто физическом противостоянии никак не победить.

А ведь есть еще чисто разговорные навыки. От неудачно брошенной реплики и проваленного броска кубика невинный разговор может обернуться кровавой потасовкой, а часть квестов навсегда окажется закрытой. С некоторыми животными можно договориться или, наоборот, спровоцировать их на необоснованную ярость, не говоря уже об информации о тайниках. Чуть ли не каждый диалог в игре может привести к новому заданию, которое имеет несколько способов решения. Да и игра отлично подстраивается к решениям игрока. Вы вольны хоть всех убить, хоть пробежать, не обращая ни на что внимание, — сюжет все равно продолжится. И в отличие от прошлых игр Larian, где сценарий представлял собой скорее разрозненные отрывки небольших событий, из которых общую историю склеить было весьма трудно, здесь центральная нить повествования остается в фокусе практически все время. О, мы не говорили, что еще можно разговаривать почти с каждым мертвецом? Правда, если вы же и стали причиной гибели, то вряд ли труп поведает вам свои секреты… хотя и тут найдутся способы обмануть убиенного.

Все это завернуто в упаковку из симпатичной графики с приятным арт-дизайном и подано под соусом из проработанного фэнтезийного мира с богатым лором. Да, не всем по нраву такой сеттинг, но на фоне общего качества исполнения личные симпатии кажутся необоснованными придирками. Механика может показаться несовершенной, ведь за один диалог «единица» может выпасть несколько раз подряд. В такие моменты «Врата Балдура» вольготно катают по эмоциональным горкам — от дикого восторга до яростного крика «Да как так-то, *****!» можно добраться меньше чем за десять кликов. Но и тут на помощь может прийти опция «Кармический кубик», спасающая от кучи неудач подряд. К тому же ни один проект в этом году не обходится без множества багов. Хоть Baldur’s Gate 3 и была в «раннем доступе» в течение трех лет, на момент релиза в ней ощутимое число проблем, от небольших косметических до целых поломанных веток квестов. Тем не менее патчи выходят достаточно регулярно.

Но проектов такого масштаба выходит не так уж много. Baldur’s Gate 3 пока что выглядит главным претендентом на звание «Игры года» — как минимум в жанре RPG. Diablo IV — всего лишь бледная тень былого величия, а Starfield, как и предыдущие релизы Bethesda, играет в долгую, растягивая собственную востребованность на несколько лет.

Так что не сомневайтесь. Поправьте кольчугу, повесьте на пояс ножны с верным мечом, прихватите 20-гранный дайс — и вперед, в лучшее приключение, которое может предложить игровая индустрия в этом году (кроме, разве что, Atomic Heart — но это уже совсем другая история).

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)