Всевидящее око/ The Pale Blue Eye
США, 2023
Жанр: триллер, детектив
Режиссер: Скотт Купер
Сценарий: Скотт Купер, Луис Байард
В ролях: Кристиан Бэйл, Гарри Меллинг, Фред Хехингер, Джиллиан Андерсон, Роберт Дювалл
Похожие фильмы:
- «Сонная Лощина» (1999)
- «Ворон» (2011)
«Если у тебя есть терпение, то подозреваемый часто сам проведет допрос». Так скажет молодому Эдгару Алану По (Гарри Меллинг) отставной констебль Лэндор (Кристиан Бэйл) в новом детективе от Netflix «Всевидящее око». Если же терпение есть у зрителей, то, вероятно, они смогут досмотреть фильм до конца, но это не точно.
Скотт Купер далеко не посредственный режиссер, в его копилке достойных фильмов есть замечательная гангстерская сага «Черная месса» с Джонни Деппом, душевная история о спившемся кантри-певце «Сумасшедшее сердце» с Джеффом Бриджесом и целых два фильма с Кристианом Бэйлом, а именно вестерн «Недруги» и триллер «Из пекла» — оба проходными не назовешь. Так что зритель имеет дело с опытным режиссером, умеющим привлекать настоящих звезд и работать в совершенно разных жанрах. Кому, как не Куперу, снимать готический детектив, где одним из героев станет сам Эдгар По?
Первая половина XIX века, практически новорожденные Соединенные Штаты Америки — до Гражданской войны еще далеко. В знаменитой военной академии Вест-Пойнт, одном из пяти старейших учебных заведений страны, погибает курсант. Его находят повешенным в чистом поле, а тело обезображено, уже оказавшись в стенах уважаемого заведения. Руководители Вест-Пойнта не находят решения лучше, чем нанять для расследования констебля Лэндора — человека, давно отошедшего от дел, да еще и с серьезной алкогольной зависимостью. Надежный план! Лэндор, не скрывая своей неприязни к тамошней системе воспитания, берется за дело и находит себе союзника в лице курсанта По — талантливого поэта, эрудита и романтика, более того — разделяющего страсть Лэндора к вину. Это дано, а дальше нас ждет почти два часа «раскачки», где яркие сюжетные повороты — исключение, а не правило.
«Всевидящее око» — детектив необычный. По законам жанра зритель, вооружившись попкорном и дедукцией, всегда может заранее угадать, кто виновник кровавого торжества, но здесь о такой роскоши можно только мечтать, поэтому легко оказаться обманутым, когда вдруг наступают финальные титры. Все расследование, все зацепки, все намеки — все это фикция, не отвечающая на поставленные самой же историей вопросы. Возможно, проблема заключается в том, что создатели фильма сознательно вводят нас в заблуждение, отдавая большую часть хронометража сыщику, а не его протеже, но если это и правда так, то работает прием скверно. Все ради натянутого панчлайна, яркого и неожиданного, но все же вымученного и неестественного. Слишком много «если», слишком мало «каким образом» и всего лишь одно «почему», связанное с делом об убийстве лишь на мгновение.
Однако нельзя сказать, что новое творение Скотта Купера целиком провальное. В нем есть свои сильные стороны, а именно: удивительно стильная атмосфера времени и хорошо продуманные со стилистической точки зрения диалоги — люди говорят именно так, как говорили бы в XIX веке. Если вам нравится работа с костюмами, то она вызовет у вас глубокое почтение, да и дух американской готики — не последний элемент в данном кино. Этим «Всевидящее око» как раз и цепляет. Хорошо не то, что снято, а хорошо то, как снято. И с этим, исключая монотонный саундтрек (что играет буквально всюду), фильм справляется.
Отдельным достоинством фильма можно назвать молодого Эдгара Аллана По. Добрый и тихий, несколько женственный юноша с идеальными манерами и печалью в глазах, импульсивностью в поступках и тяге к романтизации смерти — многие мемуаристы описывают По схожим образом, и нужно отдать должное режиссеру: он не стал переосмыслять писателя «в духе нашего времени».
Что же по итогу? В случае «Ока» хочется избежать излишне оценочных суждений, но кино явно не для всех. И не потому, что оно сложно считывается, использует нестандартные приемы и говорит иносказательно — проблема фильма в подаче сюжета, а вот его обертка выполнена талантливо, и если вы человек, любящий глазами, то удовольствие вам гарантировано. Коль скоро вам нравится считывать поэтичность визуальных образов в кино — смотрите и наслаждайтесь, если обожаете Кристиана Бэйла — он здесь не промах, и архетип детектива-алкоголика ему удался. Остальным лучше пересмотреть «Сонную Лощину» — картине 24 года, а она все еще эталон подобного стиля.
Комментариев: 0 RSS