DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ АРТУРА

Головы с плеч!

Сонная лощина / Sleepy Hollow

США, 1999

Жанр: ужасы, детектив

Режиссер: Тим Бертон

Сценарий: Эндрю Кевин Уокер,

В ролях: Джонни Депп, Кристина Риччи, Миранда Ричардсон, Кристофер Уокен, Майкл Гэмбон

Похожие фильмы:

  • «Братья Гримм» (2005)
  • «Гоголь. Начало» (2017)

Сложно, знаете ли, писать рецензию на «Сонную лощину» в июне. Все же знают, что это практически идеальный фильм на конец октября, с Хэллоуином и всеми сопутствующими. Тем интереснее задачка — понять, сохранится ли очарование фильма двадцати-с-лишним-летней давности, если посмотреть его, так сказать, в «несезон»?

Завязка сюжета, скорее всего, всем известна, но все же: на дворе 1799 год, в маленьком городке Сонная лощина недалеко от Нью-Йорка начинают находить обезглавленные тела. Расследовать таинственные убийства направлен эксцентричный констебль по имени Икабод Крейн с лицом молодого Джонни Деппа. Прибыв на место, следователь выясняет, что жители затерянного в лесах населенного пункта с ужасом пересказывают легенду о Всаднике без головы — призраке немецкого наемника, сложившего свою голову (буквально) во время войны за независимость.

Вся эта прелесть была придумана гением спецэффектов Кевином Йагером и написана Эндрю Кевином Уокером (на тот момент — еще не автором сценария к фильму «Семь») на основе классической повести «Легенда о Сонной лощине» писателя Вашингтона Ирвинга. Правда, от первоисточника остались только имена да эпизод, где за Икабодом гонится один из героев, переодетый всадником. В остальном зрителей ждал вполне оригинальный мистический детектив с обильной дозой почти карикатурных страшилок и бодрого приключенческого экшна. Рецепт сколь простой на первый взгляд, столь и сложный в приготовлении. По крайней мере, никому с тех пор не удалось настолько гармонично объединить классику и ее хулиганское прочтение. Лучше всего оригинальную идею описал сам Йагер: «Я хотел создать слешер с претензией на нечто большее, и чтоб через каждые пять минут на экране случалось какое-нибудь зрелищное членовредительство». Не соврал! Хотя, конечно, слешером получившийся продукт можно назвать с некоторой натяжкой.

Спасибо за итоговый результат стоит сказать Тиму Бертону — вечному эксцентрику, который на тот момент с большими бюджетами сталкивался только при съемках «Бэтмена» и провального «Марс атакует». Бертон — мастер страшных сказок, и именно благодаря ему «Лощина» свою «претензию на нечто большое» оправдала с лихвой. Конечно, и у другого режиссера из этого проекта мог получиться культовый черно-юморной слешер, но, скорее, куда более нишевый, в духе условного «Тыквоголового», или грязный и унылый псевдоисторический процедурал. Вместо этого «Сонная лощина» расцвела в роскошное барочное фэнтези, визуально смахивающее разве что на оперный размах копполовского «Дракулы».

За референс того, что происходит на экране, стоит взять классические костюмные ужастики британской студии «Хаммер» (вроде, опять же, «Дракулы» с Кристофером Ли) и их заокеанские аналоги Роджера Кормана (с его экранизациями Эдгара Аллана По). Другое дело, что ни у «Хаммера», ни у Кормана не было бюджетов в 70 миллионов долларов. «Сонная лощина» не зря получила «Оскар» за лучшие декорации — в любой момент на экране присутствует что-то эстетически-прекрасное (и это пока не про молодого Джонни Деппа, Кристину Риччи или, увы и ах, Мир-р-р-ранду Ричардсон). Это сама Сонная лощина, церковь, крытый мост, жуткое дерево мертвых, хижина лесной колдуньи и сгоревший остов дома семьи Арчеров. Фильм пропитан мрачной готической красотой, и уже за один визуал его стоит посмотреть. Опять же, повторить пытались многие, но не удалось никому. Но даже самая страшная картинка не способна напугать или влюбить в себя в полной тишине, поэтому вклад композитора Дэнни Эльфмана с его взвывающими скрипками в итоговую атмосферу «Лощины» неоценим.

Актерский состав можно описать, перефразировав начало типового анекдота: «Заходят как-то дядя Вернон, профессор Дамблдор, император Палпатин, Саруман и дворецкий Альфред в бар...» Да, главной звездой здесь, безусловно, является Джонни Депп, созданный играть подобные нервические личности, и роль Икабода Крейна — однозначно одна из знаковых в его карьере. Но он таких персонажей играл и раньше и продолжит играть потом. Примерно то же самое можно сказать и о Кристине Риччи, которая тут играет белокурую антитезу Венсдей Аддамс — очаровательную добрую ведьмочку. Но вот свита красивым молодым людям досталась поистине, потрясающая. Даже персонажи, появляющиеся на одну-две сцены, тут великолепны: что Кристофер Ли, нагоняющий на Икабода ужас в малюсеньком эпизоде, что Кристофер Уокен, которого даже в начальных титрах ради сюрприза не упомянули. Вообще, взять Уокена на два эпизода, ни в одном из которых его словарный запас не выходит за рамки яростного «Аааааа!!!» — это ход гениальный. И это еще про Каспера ван Дина не вспомнили!

Отдельного снимания шляпы (вместе с головой, конечно же) заслуживает Рэй Парк! Зритель может спросить: «А кого он здесь играет?» Так всадника же! Когда к убийце на вороном коне не приделана голова Кристофера Уокена, именно Рэй Парк, знаменитый каскадер и заслуженный Дарт Мол из «Скрытой угрозы», изображает его на большом экране. Легко проглядеть, насколько шикарный образ получается. Несмотря на отсутствие головы большую часть фильма, всадник умудряется просто движениями, походкой и ужимками передавать целую гамму эмоций и, в определенные моменты, проявлять поистине дьявольскую смекалку. Взмывает ли он под крышу разрушенной мельницы, лениво отбивается от Каспера ван Дина или исхитряется достать жертву, прячущуюся за освященными стенами — он роскошен, и Рэй Парк заслуживает стоять в одном ряду с легендами вроде Кейна Ходдера.

Йагеру и Уокеру также нужно отсыпать похвал за грамотный сценарий. Сейчас, когда авторы зачастую не могут справиться с тем, чтобы сценарий хотя бы вписывался в классическую трехактную структуру, «Сонную лощину» смотреть вдвойне приятно. У главного персонажа есть своя арка, использование вещих снов роднит фильм с классическими романами XIX века, а темы произведения выдерживаются от и до. Плюс регулярное вливание щедрых доз чернейшего юмора не дает фильму стать слишком уж мрачным и серьезным. Понятно, что придраться есть к чему: заговор, давший старт событиям фильма, получился уж слишком запутанным, любовь с первого взгляда — слишком скорой и внезапной, а для объяснения сюжетной подоплеки пришлось прибегнуть к монологу главного злодея (не Всадника, если что, не сочтите за спойлер). Но, право слово, по сравнению с современными сюжетными дырами (огромными настолько, что сквозь них можно отправить в параллельное измерение целый «Боинг», чтоб его там лангольеры сожрали) — это детские шалости.

Итог: «Сонная лощина» — это не шедевр мирового кинематографа и не фильм на все времена. Зато даже спустя 23 года с момента выхода это все еще идеальный приключенческий ужастик для просмотра хоть на Хэллоуин, хоть в ночь на Ивана Купалу (кому что ближе). Попытки повторить успех были, и неоднократно. «Братья Гримм» даже попытались воспроизвести рецепт (классический сюжет + детективный твист + эксцентричный режиссер в лице Терри Гиллиама), но получилось средненько. Даже в России эксплуатировать формулу брались дважды, причем оба раза почему-то с Гоголем. Правда, отзывы показали, что отечественный зритель к Николаю Васильевичу относится куда трепетнее, чем американский — к Вашингтону Ирвингу. Хотя, чего уж скрывать, «Гоголь» в виде сериала был неплох, и минусов там всего два: Александр Петров и попытка трижды впарить телевизионный продукт под видом фильма... Стоп! Речь же о «Сонной лощине»! А что о ней сказать? Если еще не видели — то бегом смотреть (или подождите до октября для атмосферности)! Если давно не видели — может, эта статья сподвигнет стряхнуть пыль и пересмотреть. В любом случае — фильм веселый, кровавый, увлекательный, красиво снятый и блестяще разыгранный. И еще одна рецензия к этому факту ничего не добавит и не прибавит. Кла-а-ассика!

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Po3T 21-06-2022 02:19

    Штош, вынужден отметить, что рецензия хороша. Про "с лицом" я, конечно, уже где-то слышал, но анекдотический пассаж в абзаце про актёрский состав иначе как "описюнительным" охарактеризовать не получается (в хорошем смысле, разумеется).

    Учитываю...