DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТЫЙ ОСТРОВ

За гранью визуальных новелл

Представьте себе: вы включили милую визуальную новеллу в жанре эроге. Ваша цель — познакомиться с четырьмя красивыми девочками, состоящими в школьном литературном клубе. На протяжении нескольких дней вы отчаянно пытаетесь обратить на себя внимание какой-нибудь из красавиц, говорите ей комплименты, посвящаете ей стихи собственного сочинения, приглашаете к себе домой, как вдруг...

Смерть.

Осознание безысходности.

Идеальный мир рушится у вас на глазах, а вам остаётся лишь подчиняться его правилам и следовать дальше, постепенно погружаясь в хаос, от которого нет спасения, который с каждым своим проявлением пугает всё сильнее и сильнее, следуя к финалу, который больше заставляет задуматься, нежели подводит хоть какой-либо итог происходящего.

Именно поэтому Doki Doki Literature Club стал натуральным феноменом в мире компьютерных игр. Идеальный пример того, как за красивой ширмой скрывается ужас глубин человеческой психологии, использующий заигрывания с четвёртой стеной. Никому до этого не известный программист и левел-мэйкер Дэн Сальвато сумел встряхнуть застоявшийся к тому моменту жанр ВН, наделив его постмодернистскими чертами и затронув такую непопулярную тему, как сущность виртуального объекта. Хотя заигрывания со штампами игровых жанров и разрушение четвёртой стены давно не новинка, подход Сальвато оказался весьма популярен за счёт своей пугающей подачи и геймплейной простоты. Да что говорить — даже спустя три года игра не лишилась своей доли популярности. А совсем недавно Сальвато выпустил крупное обновление с подзаголовком Plus, добавляющим кучу интересных фич и мини-сценариев.

И всё-таки что же особенного было в DDLC? Попробуем разобраться.

Сюжет идёт от лица безликого протагониста (имя ему выбирает игрок — это важно!), школьника, который по совету подруги детства Сайёри вступает в литературный клуб, где знакомится с ещё тремя красавицами — разными по характеру, но с идеальной внешностью. Решив поначалу остаться в клубе «просто потому что», герой постепенно ввязывается в непростые отношения новых подруг и открывает в себе поэтический талант. Тем временем близится школьный фестиваль, на котором участники клуба должны проявить себя во всей красе. Герой решает воспользоваться этим, чтобы сблизиться с одной из участниц. А дальше...

Перво-наперво нужно понимать, что DDLC — игра-сюрприз. Игрок, ожидающий чего-то эдакого, будет немного обескуражен, увидев вместо растиражированной жуткой историй милую новеллу про проблему школьниц. И ладно бы вся милота быстро перетекала в суровый хоррор, так нет же — вас ждут минимум полтора часа обыденной жизни и килотонны текста про начинающего Дон Жуана и растопленные сердца участниц клуба.

И только тогда, когда геймер наконец проникнется историей и судьбой одной из выбранных им вайфу, наступает первый шок. Такой резкий, обескураживающий, что в недоумении остаются все. А самое главное — страшный. Без криков и прочей жести.

Ну, а потом начинается сам DDLC. Настоящий.

Когда герой говорит себе, что мог бы поступить по-иному и избежать пугающего исхода, то, естественно, у игрока появляется желание загрузить последнее сохранение и исправить ситуацию. Но — сюрприз! — игра удаляет все сохранения и предлагает начать с начала. Стоп. Что-то тут не так. Изображение в главном меню пугающе искажается, а сама история вдруг начинается без участия одной из девочек в клубе. Как же так? Что случилось? Непонятно. Не остаётся ничего, кроме как начать всё сначала и слепо следовать пройденному в первый раз сценарию, надеясь получить хоть какие-нибудь ответы.

Но вместо этого наступает второй шок. Или сюрприз, как хотите.

Всё дело в том, что игра начинает ненавязчиво ломаться. И с каждым разом всё сильнее и сильнее. То лицо у кого-нибудь страшно исказится, то вместо текста пойдёт невнятная тарабарщина, то поведение девушек вдруг станет неадекватным, и прочее, и прочее. Остаётся лишь следовать до конца в надежде разобраться во всём. И только сценарий снова подводит к моменту с фестивалем, как вдруг наступает второй капитальный шок, плавно перетекающий в психологическую драму. Так же внезапно, как в первый раз. Да что происходит? Почему девушки так себя ведут? Почему это случилось?!

Тут внезапно появляется другая участница, мило улыбается и говорит что-то в духе: «Ой, сейчас всё исправлю!»

А дальше...

Третий этап DDLC — наверное, самый страшный, полный гнетущего настроения и атмосферы безысходности, но в то же время важный для понимания игры. Фактически — её суть. Ни титров, ни меню, ничего. Милая история про литературный клуб осталась за кадром. Это был всего лишь сценарий ненастоящей жизни, компьютерной игры. И так шло бы дальше, просто одна из героинь вдруг осознала себя, осознала происходящее и решила вырваться из сформированного разработчиком мира, о чём она с радостью поведает игроку. То бишь вам.

Яркая палитра игры уступает место густым теням и мрачным краскам. Мир за окнами школы превращается в бесконечный космос, символизирующий бездну, откуда нет спасения. Милый саундтрек сменяется гнетущей мелодией, изредка прерываемой всплеском шума. А та приветливая и милая участница клуба, что раньше хвалила наши литературные успехи, теперь сидит напротив игрока с мрачной улыбкой победителя.

И именно здесь начинается осознание, принятие ситуации, именно здесь расставляются все точки над i. Именно здесь мы понимаем истинный трагизм ситуации, но что мы можем сделать? Ничего. Пока. Оживший персонаж ломает четвёртую стену, обращаясь напрямую к игроку и комментируя все его действия, делясь мыслями о происходящем; почему это произошло - узнаете сами. Одно можно сказать точно: точку в этой истории ставит именно игрок. Сумеет ли он преодолеть свою симпатию к несуществующему (в контексте нашего мира) персонажу и совершить «удар милосердия» посредством манипуляции в корневой папке игры? Или пожалеет бедную девушку и станет ее невольным заложником, вынужденным играть по ее правилам?

Как бы то ни было, перед нами оказывается самый настоящий психологический аттракцион, способный как шокировать незатейливого игрока, так и заставить задуматься. В любом случае Сальвато совершил резкий качественный скачок в жанре НВ, наделив несуществующего персонажа чертами реального пользователя. Например, в процессе прохождения главная злодейка будет «избавляться» от ненужных ей участниц клуба, при этом не просто «стирая» их из сюжета, но и удаляя из папки определённые файлы. Словно она действительно сумела выбраться из границ компьютерной игры и взять под свой контроль ваш компьютер. Конечно, же это всё хитрый программистский трюк, но впечатление от этого меньше не станет.

Элементы хоррора, разрушение четвёртой стены и переосмысление механизмов визуальных новелл вмиг сделали DDLC популярной как среди стримеров, так и среди обычных игроков. Удивительно, но даже спустя пару лет интерес к игре не пропадает: нет-нет да всплывёт на каком-нибудь ресурсе статья о влиянии DDLC на игровую культуру. Возможно, именно поэтому Сальвато взялся за ее переиздание.

DDLC Plus вышла 30 июня 2021 года сразу на нескольких платформах: PC, PS4, PS5, Switch, Xbox One и Series X/S. Главным её нововедением стали дополнительные мини-сценарии, выступающие в качестве приквелов к основной истории. В них подробнее рассказывается о каждой из участниц, о том, как они познакомились друг с другом, а также раскрываются их характер и привычки. В какой последовательности их проходить — не важно, но рекомендуется сделать это перед основной игрой, чтобы сильнее проникнуться происходящими событиями.

В остальном новое издание изобилует разнообразными бонусами, вроде отдельного саундтрека, артов в HD, новыми «задниками», которые с учётом современных 4K нарисованы очень и очень недурно, и прочими мелочами. Стоит ли ради этого покупать дополненное издание, имея на руках бесплатный оригинал — решать вам.

В итоге можно сказать, что DDLC с лёгкостью заслужил свой культовый статус и прочно занял свою нишу в культуре видеоигр. Те, кто поддался на «хайп», заинтересуются другими визуальными новеллами; те же, кто пресытился ими, найдёт в DDLC что-то новое. Но игра, несомненно, запоминается, и запоминается надолго. Мрачное, местами медитативное, местами резкое психологическое погружение подаётся в нескольких различных вариациях, но прекрасно играет на настроении игрока. А это самое главное.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)