DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

КУКЛА. ЗАРОЖДЕНИЕ ЗЛА

Заперт в своей голове

Остров проклятых / Shutter Island

США, 2010

Жанр: триллер, детектив, драма

Режиссер: Мартин Скорсезе

Сценарий: Лаэта Калогридис

В ролях: Леонардо Ди Каприо, Марк Руффало, Бэн Кингсли, Эмили Мортимер, Макс фон Сюдов

Похожие фильмы:

  • «Сияние» (1980)
  • «Помни» (2000)

Что делает «Остров проклятых» уникальным во всей фильмографии Мартина Скорсезе? Скорсезе по большей части известен своими криминальными и историческими (биографическими) драмами. Но статус культового режиссера за ним закрепился благодаря исключениям из правил или пробам себя в иных жанрах. Примеры — получивший новую волну популярности «Таксист» или «Волк с Уолл-стрит». А все почему? За счет отдельного подхода к разным историям. Не стал исключением и «Остров проклятых».

Работу над фильмом Скорсезе начал с чтения первоисточника — одноименного романа Дэнниса Лихейна. Действие книги разворачивается в 1954 году, поэтому сперва режиссеру пришлось сосредоточиться на передаче духа того времени, когда свежи еще были раны Второй мировой. Время на острове Шаттер замерло в страхе, как и люди на нем. И, находясь во власти страха, пациенты клиники «Эшклифф» начинают творить невообразимое зло.

Следом необходимо было найти визуальный стиль для фильма. Вдохновение пришло от картин Вэла Льютона о зомби 1940-х годов. Наряду с ним на создание своей хоррор-стилистики для фильма повлияли работы итальянского мастера Марио Бава, например «Черное воскресенье» и «Черный шабаш», и картины Жака Турнёра («Люди-кошки»). Актерам и съемочной команде режиссер показывал фильмы «Головокружение» и «Из прошлого».

«Я бы предпочел вообще не показывать зло, если уж на то пошло. Но, к сожалению, без этого никак не получается: зло на поверку оказывается оборотной стороной добра. И без одного не бывает другого. А в наше время — даже если брать время действия "Острова проклятых" — добро и зло спаялись накрепко».

Безусловно, большая часть фильмографии Скорсезе отведена исследованию зла. «Остров проклятых» продолжает эту традицию. Однако эта история более личная, можно сказать, интимная. Внимание зрителя приковано к расследованию и переживаниям Эдварда Дэниэлса, которые скрывают за собой невероятную боль. Таким образом, Скорсезе обвел аудиторию вокруг пальца. Ведь при первом просмотре зритель, как и главный герой, оказывается в полном шоке. Трудно сразу осознать, что из показанного является правдой. Особенно что касается душевного здоровья Тедди.

До развязки зрителю проще сопереживать герою Леонардо Ди Каприо. Например, если порассуждать о воспоминании про освобождение Дахау (реальное историческое событие, которое произошло в апреле, но показана зима – еще один намек на нереальность этого воспоминания). С одной стороны, герой вместе со своим отрядом спас людей от страшной смерти, с другой — он участвовал в расстреле военнопленных. «Это была уже не война. Это было убийство». Но аудитория все же сопереживает Тедди, поскольку военнопленные были нацистами. Режиссер шаг за шагом погружает зрителя в самые темные глубины души своего героя, тем самым показывая, что зло и добро крепко сплетены друг с другом.

Со второго просмотра картины зрителю открывается истина о том, что в ядре всей истории скрывается судьба глубоко несчастного человека, который в один миг потерял все на свете. Того, кто не смог жить с невыразимым грузом вины. Если держать в уме события кульминации, видения Эдварда смотрятся совсем иначе. Новыми красками играют сцены, так или иначе связанные с огнем. Большая часть видений или воспоминаний Тедди концентрируется вокруг пламени. Но если взглянуть на то, что вызывает видения, то получается другой ответ — вода. Протекающая крыша во время сильного дождя провоцирует кошмары Тедди. А в сцене, когда герой обнимает жену, которая распалась в пепел, на его руках остается вода. И не сказать, что он боится огня. Совсем наоборот: Тедди к нему тянется. Тем временем его разум пытается блокировать настоящие воспоминания, когда герой находится под воздействием воды.

Герой загнал себя в лабиринт собственных чувств и воспоминаний. Тедди одновременно выступает в роли Тесея, Минотавра и Дедала. Если говорить непосредственно о триллерной составляющей фильма, то в ее основе заложен подсюжет о лабиринте. И несмотря на то, что «Остров проклятых» — это история о безумии, пугает в ней совсем не оно, а его причины. Уже упомянутый визуальный стиль работает на руку этой идее. Пугающий реализм в передаче того, как зарождается безумие, ужасает больше нечисти. Как бы избито ни звучала идея фильма, но самые страшные монстры – это люди. Тедди это понимает, и также понимает, что сам таким становится. Все больше жестокости в нем проявляется ближе к концу фильма. Менее четким для него стал барьер между реальностью и безумием. Несмотря на кратковременное выздоровление, Тедди принимает на себя реальную вину за свои поступки и подписывает себе (а точнее — своему разуму) смертный приговор. Ясность подобных размышлений подчеркивается погодой: впервые за весь фильм светит солнце.

Поведав историю одного безумца, Скорсезе своим уникальным визуалом и вниманием к деталям рассказал о целом поколении, жившем в страхе как перед ужасами прошлого, так и перед завтрашним днем, о поколении, которое зачастую было неспособно сохранить здравый рассудок. Показал, как одно непередаваемое горе способно довести до безумия и возвести для нас непроходимый лабиринт из желаний, страхов и сомнений.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)