Големы и гомункулы — роботы и клоны Средневековья. И если роботами и клонами занимаются робототехника и генная инженерия, то за големов и гомункулов бралась алхимия.

Экспериментальная протонаука или псевдонаучная химера?

Сегодня алхимия признана лженаукой, но несмотря на это, ей принадлежит масса заслуг, в том числе создание химии как точной науки. Ее расцвет пришелся на Средние века, когда главенствующую роль в жизни людей играла религия и науки, в том числе запрещенные, которые были тесно с ней связаны, образовывая симбиоз.

Считается что слово «алхимия» происходит от самоназвания Древнего Египта «Кемет», где в свое время процветал культ Гермеса Трисмегиста и учение герметизма. По другой версии, это слово арабского происхождения الكيمياء‎‎ (аль-кхимия), позаимствованное от греческого χυμεία (химейа). Как очевидно из написания и произношения, это не что иное, как химия. Собственно, в средневековой Европе многие слова были позаимствованы из арабских источников, в особенности начиная с крестовых походов. Старушка Европа своим научным прогрессом отчасти обязана ученым-арабам. Не стоит забывать, что нелюбимая многими школьная алгебра — не только названием, но и вообще, — имеет ближневосточные корни. В отличие от химии алгебра сохранила артикль «ал-», знак определенности. Но в силу ряда исторических причин, факторов и научной революции, слово «алхимия» стала чем-то неприемлемым, вроде ереси в религии, только в научном поле. Такого рода «изгнанниками» стали и астрология, герметизм, и другие столпы теоретической и практической метафизики.

Предпосылки алхимии заключены в изысканиях ученых мужей античных времен. В ту пору наука и просвещение были более развиты, чем, скажем, в Средние века. В позднюю античность алхимия и образовалась. Ее основанием и столпами стало учение Аристотеля о первостихиях — воде, земле, огне и воздухе. Основная ставка в практическом применении была сделана на обработку металлов.

Конец Древнему миру положило падение Римской империи в конце V века. После этого алхимия переместилась в арабские страны. Колоссом алхимии стал Джабир ибн Хайамн, заложивший основы трансмутации, арабской нумерологии. В металлургии он экспериментировал с ртутью и серой, полагая, что от определенных сочетаний этих веществ получаются другие известные металлы, включая золото и сталь. Он плотно подошел и открыл понятие философского камня, эликсира от всех болезней и бессмертия, а также возможности создания искусственной человекоподобной жизни — гомункула.

Первым камнем в основании развития европейской науки стало завоевание арабами территории Испании в VIII веке. В ту пору европейские государства были слабо развитыми, полуварварскими, но гибкими и способными к восприятию элементов чужих культур. Дальнейшее развитие как алхимии в частности, так и науки в целом пришло с крестовыми походами. Впрочем, в те времена не было такой четкой классификации наук, как сейчас. Химия, физика и математики были неотделимы как друг от друга, так и от религиозных учений. А алхимия стала царицей наук, если не сказать больше — самой наукой.

Первым толчком в гонении на алхимию стал ее запрет в Италии папой Иоанном XXII в середине XIV века, что послужило началом религиозного тоталитаризма. Сейчас-то понятно, что отцы церкви это сделали только исходя из непомерной жажды власти, а именем Бога только прикрывались. К божественной справедливости и человеческой морали их поступки не имели отношения. В последние годы Ватикан и сам это признал. Следующим этапом расцвета алхимии стала, конечно же, эпоха Возрождения. Алхимия еще оставалась под плотным колпаком религии и потому ею могли заниматься только ученые, имевшие могущественных покровителей. Родился человек с длинным именем Филипп Авреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, более известный под лаконичным прозвищем Парацельс (что означало «Превзошедший Цельса»).

Создание жизни — от мифов к научной практике

Эпохи Возрождения и Просвещения — удивительное время. Современный человек, вскормленный наукой удивился бы, узнав, что отцы современных наук, к примеру, Исаак Ньютон, тоже были алхимиками, причем практикующими. Человек и тогда и сейчас стремится к богоподобности, только средства поменялись.

Алхимия основывала многие свои опыты на подражании и обретении божественных привилегий и совершенства — бессмертия, неуязвимости, способности создавать все из ничего, в том числе и жизни. Корни создания искусственного гуманоида восходят к античной науке и преданиям о сотворении. Общие фундаментальные утверждения и теории как науки, так и религии гласят о том, что все живое/неживое, в том числе боги и Вселенная, были кем-то или чем-то созданы — за некоторыми исключениями, разумеется. В религиозной мифологии человек и сам является искусственным существом созданным божественной волей, специально либо случайно. В подавляющем большинстве преданий человек, исходя из своего несовершенства, предает своего создателя, тем самым отдалившись от собственной божественной искры. Однако всегда есть возможность вернуть все на свои места, и эта вера поддерживает человека и поныне.

В древние времена, согласно религиозным учениям, боги, помимо людей и других разумных рас создавали и неразумных существ. Древнегреческий бог-кузнец Гефест сковал металлических помощников, в том числе механического великана Талоса, защищавшего остров Крит от чужеземцев. Примечательно, что Талос изображен в эпосе об аргонавтах вполне схожим с современным устройством роботов: в движении колосса участвовали скрытые под броней-кожей механизмы, приводимые в работу за счет гидравлики труб-артерий, по которым поступало масло. Аналогичные мифы присутствуют в древнеиндийских Ведах и карело-финской Калевале. По другой древнегреческой легенде скульптор Пигмалион создал статую девушки, влюбился в нее, и тронутая этим богиня любви Афродита оживила ее. Официальная наука, которая не основывается на простой вере, не признает того, что такого рода древние роботы и клоны могли существовать несколько тысяч лет назад.

Зато доподлинно известно, например, об античных предшетсвенниках парового двигателя. В это время появились «родоначальники» робототехники и клонирования. Филон Механикус Византийский известен не только как прообраз безумного ученого-робототехника в мультсериале от Дисней «Приключения Аладдина». Житие и научное творчество гения приходятся на III век до н. э. Одним из многочисленных изобретений Механикуса была статуя служанки, представлявшая собой сложную конструкцию из пружин, труб и воздуховодов, которая приводилась в движение с помощью механического, вакуумного и воздушного давлений. Служанка наливала вино из кувшина, когда в левую ладонь человек клал чашку. Архимед в свое время был более известен как военный инженер, создал зеркально-лучевую пушку и «коготь» — кран, который хватал и опрокидывал корабли противника.

Герон Александрийский не только открыл новые методы в точных науках и создавал новые дисциплины, актуальные и по сей день, но также был историком. Он упоминает греческого механика Ктебзия, разработавшего клепсидру — водяные часы, приводимые в ход механической композицией статуй женщины и младенца. Будучи инженером, Герон и сам прибегал к механическим изобретениям. Ему принадлежит слава создания механического театра, воспроизводящего печальный мотив возвращения греческого флота после многолетней осады Трои. Кроме автоматического и автономного механического движения фигур, Герон прибегнул к звуковому сопровождению, но не за счет музыкантов, а за счет скрытых за миниатюрными кулисами металлических шаров, которые в определенный период падали на землю, имитируя звук раскатов грома.

Однако это все относимо к категории науки. Алхимия не знала рамок, соединяя в себе черты научного и мистического толка.

Итак, Парацельс. Родился в 1493 году в городе Эг, Швейцария. Реформатор и светило науки, король алхимии. Термин «гном» был введен им, а не скандинавской мифологией. Так он называл элементалей земли, тогда как ящерицы-саламандры были у него элементалями огня. Ввел Парацельс в обиход и популяризировал и само слово «элементаль» — научный аналог духов природы. Развил идею о гомункуле своего предшественника Арнольда де Виллануа.

Гомункул есть миниатюрный человек, результат экспериментов с мужской семенной жидкостью, смешанной с конским навозом, нагретой и «магнетизированной». Жить такой человечек мог в колбе, а питаться — человеческой кровью. В понимании средневековой науки семя зачастую отождествлялось с гомункулом. Существовала убежденность в том, что гомункул — не что иное, как потомство, получаемое только от родителя-отца. Под влиянием этих «изысканий» возникли префоризм и его составляющая — анималькулизм, со временем переросшие в дисциплины о репродукции. Откуда Парацельс мог так знать столь подробный рецепт, остается только гадать. Парапсихологи склонны полагать, что опыты он проводил, притом удачные. Несостоятельность воспроизводства эксперимента, по мнению мистиков, заключена в понятии «магнетизма», которое Парацельс не удосужился разъяснить.

Глиняный робот голем в сравнении с гомункулом-гномом был настоящим великаном. Обладал большей свободой передвижения, но не свободой мысли. Разума не имел никакого. Связан голем с именем ученого и богослова Иегудой Лёвом бен Бецацелем, Махаралем из Праги. Его также называют светилом науки и святым покровителем европейских евреев. И хотя к лику святых он не причислен, его поступки можно считать героическими. Деятельность Махараля была настолько обширной, что не поддается классификации. Помимо богословия, научных изысканий, меценатстве, предпринимательства, юриспруденции, медицины и т. д. и т. п., он был каббалистом, астрологом, метафизиком и, конечно же, алхимиком. Само то, что он прожил почти сто лет, наталкивает на мысли, связанные с мистической деятельностью раввина. Недоброжелатели, в особенности из контингента антисемитов, до сих пор связывают его имя с черной магией, тавматургией и некромантией. Но это не более чем домыслы и подкрепленные агрессией слухи.

По преданию Иегуда спас от пожара императорскую библиотеку, а во время парада — лично императора Священной Римской империи Рудольфа II, после чего стал его советником и близким другом. Дружил Иегуда и с астрономом Тихо Браге. В качестве ученого мужа более всего Бецацель известен, разумеется, у евреев, его можно назвать еврейским да Винчи. В меньшей степени он имеет популярность в Чехии. Мировой общественности имя Махараля в основном известна благодаря голему.

Считается, что раввин создал голема с зятем, в первую очередь, в качестве слуги выполнявшего несложные обязанности, вроде призыва евреев к молитве. Глиняная скульптура получилась огромной, оживлялась при помощи магической тетраграммы (имя Бога), записанной на бумаге и помещенной в рот голему, названного Йозефом. Иегуда изначально лишил голема сознания, понимая, что обладание разумом может сулить опасность для окружающих. Записка с тайным именем Бога каждый вечер (по другой версии — перед субботой) изымалась раввином, после чего голем каменел. Во времена правления Рудольфа пражские евреи подвергались преследованию. Махараль решил прекратить бесчинства националистов, прибегнув к помощи голема. Таким образом, для иудаистов Праги голем стал кем-то вроде супергероя из современных комиксов; сравнение напрашивается само собой: сверхъестественное происхождение и способности вкупе с защитой справедливости. Голем громил радикалов, на руках которых была кровь евреев.

Однажды около еврейского квартала нашли убитого христианина — по всей видимости, это была провокация со стороны антисемитов. Националисты рассвирепели и решили линчевать иудеев, но перед этим они зашли в местный кабак и изрядно напились. Все могло бы закончиться большой трагедией, если бы в трактир не зашел некий загадочный студент, убедивший сорвиголов не идти на отчаянный шаг, напугав их рассказами о силе и неуязвимости голема. Однако на этом история голема не закончилась. Раввин был уже в преклонных годах и позабыл в один из вечеров изъять заклинание у голема. Последний самостоятельно вышел на улицы ночной Праги и устроил ад на земле. Благо, поднятый на ноги Махараль примчался к своему творению и скомандовал остановиться. Голем подчинился, и раввин благополучно вытащил изо рта чудовища запись. После этого создатель уничтожил глиняного исполина. Мелкие черепки глины, его останки, были перемещены на чердак синагоги.

Богослов знал, что из-за преступлений голема привлек на себя божественный гнев. К нему несколько раз заглядывала сама Смерть, но и Иегуда был не так прост, зная таинства каббалы, он отгонял погибель раз за разом. До тех пор, пока не постарел и не потерял бдительность. К нему постучалась прелестная девушка, открыв дверь, он поддался очарованию красавицы и взял у нее из рук розу, чем подписал себе смертный приговор. Искусительница зловеще улыбнулась и представилась: «Я есть Смерть твоя!». Таковой по преданию была печальная кончина великого еврея, чья родословная восходила к библейскому царю Давиду.

Знаменитый чешский скульптор Ладислав Шалоун в 1910 году стал автором скульптурной композиции, изображающей пожилого Бецацеля огромного роста и прильнувшую к нему изящную девушку, протягивающую розу. Спустя столетие, в 2010 году, скандально известный скульптор-авангардист Давид Черны, создал и поместил на аллею напротив Национального музея Праги металлическую 2,5-метровую статую голема, выполненную в оригинальном виде — голем будто находится в движении.

Есть, конечно, и другие скульптуры и произведения искусств, посвященные голему и его создателю. «Франкенштейн» Мэри Шелли был создан под влиянием легенд о Големе. Колоссальное количество видеоигр, литературы и кино также обязано своим появлением глиняному хранителю евреев Праги.

Мораль

Но главный посыл историй о созданных людьми гуманоидах заключается не в романтическом их образе, а в последствиях, которые за этим прибудут. Увы, они могут оказаться катастрофическими.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх