DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

Бумажные тюрьмы Джованни Пиранези

Джованни Батиста Пиранези (1720 — 1778) выдающийся итальянский художник-график, архитектор и археолог. Его монументальные исследования Вечного города были выражены примерно в двух тысячах изобразительных работ. Так серию офортов «Древности Рима» художник создавал на протяжение четверти века. «Видам Рима» Пиранези посвятил всю жизнь.

На рисунках Пиранези сохранился подлинный Рим XVIII века. С детства пораженный красотой архитектуры (отец Пиранези — каменотёс, дядя — художник) Джованни Батиста мечтал реализовать себя, как архитектора. Практически каждую свою работу он подписывал «венецианский архитектор». Тем более ярким представляется парадокс его жизни — он спроектировал всего одно здание. По его чертежам была перестроена церковь Санта Мария Авентина. Поэтому его имя связывают с понятием «бумажная архитектура». Позже церковь была переименована — Санта-Мария дель Приорато, в которой и был похоронен художник. 

Однако отдельно в его творчестве стоит цикл «Фантастические изображения тюрем». Колоссальные и величественные, эти фантасмагорические строения должны сохранить узника в лабиринте своих переходов надежнее, чем любые замки. Каждый, кто решит описать таинственное подземелье, повергающее узника в трепет, должен обратиться к художественному наследию Пиранези. Как это сделал, например, Умбэрто Эко, описывая библиотеку-лабиринт в романе «Имя Розы». А недавно Пиранези на страницах DARKER вспоминали в рецензии на мангу Цутому Нихея.

А вот что пишет Томас де Квинси в «Исповеди англичанина, употреблявшего опиум»:

«Много лет назад, когда я рассматривал «Римские древности» Пиранези, м-р Кольридж, стоявший рядом, описал  мне гравюры того же художника […] В  них  запечатлены  картины  тех  видений,  что являлись художнику в горячечном бреду. Некоторые  из этих гравюр  […] изображали  пространные  готические залы, в которых громоздились разных видов машины и механизмы, колеса и цепи, шестерни и рычаги, катапульты и пр. - выражение опрокинутого сопротивления и силы, пущенной в ход. Пробираясь на ощупь вдоль стен, вы начинаете различать лестницу и на  ней - самого Пиранези,  пролагающего себе путь наверх; следуя за  ним,  вы вдруг  обнаруживаете,  что  лестница  неожиданно  обрывается  и окончание ее, лишенное  балюстрады,  не позволяет  достигшему  края  ступить никуда, кроме  бездны,  разверстой внизу.  Не  знаю, что  станется  с бедным Пиранези, но по крайней  мере очевидно, что трудам его  до некоторой степени здесь положен конец. Однако поднимите взор свой и гляньте на тот пролет, что висит  еще выше - и опять вы  найдете Пиранези, теперь уже стоящим  на самом краю пропасти. Но  зрится вам  новая  невесомая площадка, и вновь несчастный Пиранези занят  высоким трудом - и так далее,  до тех пор, пока  бесконечные лестницы вместе со своим  создателем  не потонут под мрачными сводами. Столь же неудержимое саморазрастание продолжалось и в моих грезах». 

Всего Джованни Батиста Пиранези создал 16 досок с изображениями невероятных тюрем. Первая публикация этой серии состоялась в 1749 году. 10 лет спустя художник выполнил практически новую серию на тех же досках. 

I - Фронтиспис (см. полный размер)

II - Человек на дыбе (см. полный размер)

III - Круглая башня (см. полный размер)

IV - Большая аркада (см. полный размер)

V - Барельеф со львом (см. полный размер)

VI - Дым и огонь (см. полный размер)

VII - Разводной мост (см. полный размер)

VIII - Крыльцо украшенное трофеями (см. полный размер)

IX - Огромное колесо (см. полный размер)

X - Заключенные на платформе (см. полный размер)

XI - Арка с орнаментом (см. полный размер)

XII - Козлы для пилки дров (см. полный размер)

XIII - Колодец (см. полный размер)

XIV - Готическая аркада (см. полный размер)

XV - Колонна с фонарем (см. полный размер)

XVI - Колонна с цепями (см. полный размер)

Комментариев: 2 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Djeyars 26-12-2013 13:26

    Просто невероятно! напоминает фантасмагоричные картины альтернативного Рима, с росписью по истине живой и эпичной архитектуры в перемешку с ужасами которые древние палачи и надзиратели творили с тюремными заключенными. Аж дух захватывает!

    Учитываю...
    • 2 happy_book_year 29-12-2013 23:25

      Рад, что понравилось. Но вы говорите о какой-то конкретной работе или это ваши ассоциации?

      Учитываю...