DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Цель оправдывает жажду

1)Тайная история лорда Байрона, вампира / The Vampyre: Being the True Pilgrimage of George Gordon, Sixth Lord Byron

2) Раб своей жажды / Slave of My Thirst (дилогия о лорде Байроне)

Автор: Том Холланд

Жанр: мистика, ужасы, детектив

Издательство: Эксмо

Годы первого издания в оригинале: 1995, 1996

Годы издания на русском: 1997, 2002, 2005

Перевод на русский язык: М. Коваль, Т. Петрушенко, В. Быстров

Похожие произведения:

  • Энн Райс «Интервью с вампиром»
  • Брэм Стокер «Дракула»
  • Ким Ньюман «Эра Дракулы»

 

С чем у вас ассоциируются литературные вампиры? Аристократическая бледность, скучающий взгляд, неземная красота, вечная жажда крови… «Дракула» и «Интервью с вампиром», в лучшем случае «Вампир» Полидори? Можно ли сделать что-то оригинальное, побуквенно следуя канону?

Можно, если ты талантливый профессиональный историк с широчайшим кругозором, умеющий создать незабываемую атмосферу. Именно на этих трех китах – атмосфера, эрудиция и литературный талант автора – и держится дилогия. Но обо всем по порядку.

Первый роман – классическое «интервью с вампиром». Действие начинается в наши дни, девушка пытается выяснить тайну прошлого своей матери и встречает…самого настоящего лорда Байрона. Вампира. Великий поэт рассказывает ей о том, как стал кровопийцей и примирился со своей сущностью.

Действие «Тайной истории» происходит в начале XIX века. Вполне логично предположить, что в качестве источников вдохновения и стилистических ориентиров были использованы мотивы классических готических романов. Тонкая стилизация под прозу указанного периода и завораживающая атмосфера невероятно киногеничного романа выгодно выделяют его из плеяды эпигонов Райс. В то же время произведение нельзя назвать безупречным из-за его идейной составляющей. Написать что-то нетривиальное на тему «вампир мучается от осознания своей сущности» после Райс трудно. Не слишком это гибкая тема, новым трактовкам она поддается неохотно. Определенные моменты внутреннего развития лорда вампиров мы уже видели, и не раз. Однако изящная серебряная паутинка, собственно ткань повествования, заставляет видеть в книге нечто большее, нежели очередную вариацию на тему «как тяжело быть вампиром». «Тайная история» была бы идеальным вампирским романом, если бы…

Если бы Холланд не написал «Раба своей жажды». Здесь фантазия, эрудиция, знание истории, литературы и человеческой психологии творят чудеса, выводя произведение за рамки хоррора или мистики. Перед нами потрясающая смесь всего, что было создано во второй половине XIX века. Роман делится на три части: приключенческую, мистико-детективную и философскую. У каждой – свои источники вдохновения, свой тип литературной игры, свой объект стилизации. Объединяет их одно: эпоха стимпанка, то самое время, когда на Бейкер-стрит можно было нанять Шерлока Холмса, когда по улицам разгуливал трансильванский аристократ с оригинальными гастрономическими пристрастиями и некий не менее эксцентричный хирург, когда невежественные белые люди будили древние силы, а Её Величество правила империей, над которой никогда не заходит Солнце. В первой части романа, написанной в духе приключенческих записок той эпохи, мы знакомимся с сутью конфликта. Во второй, самой продолжительной и напоминающей в равной мере о Конан Дойле и Стокере, конфликт получает развитие, приводя к трагической развязке. Оригинальна структура романа – мы читаем дневники, записки, воспоминания, письма персонажей. Это помогает рассмотреть историю со множества сторон.

Но роман Холланда – не просто совершенная литературная игра, по сравнению с которой «Лига Выдающихся Джентльменов» Мура или «Ночь в тоскливом октябре» и постмодернизмом-то назвать нельзя. В первую очередь интересны идеи автора, облаченные в столь нетривиальную форму. Все мы – рабы своей жажды. Жажды познания, денег, славы, спасения… Ради своей страсти человек готов на все. Принесет ли ему это хоть какое-то удовлетворение? В определенный момент страсть притупляется, вместо радости от обретения желаемого человек ощущает лишь пустоту… и еще более сильный голод. Но всегда остается надежда…

Показателен образ главного героя, в должной мере раскрывающий авторский замысел. Доктор Элиот – конкретный, собранный человек, на первый взгляд не поддающийся никаким страстям. Но глубоко внутри него живет самая страшная жажда – жажда познания. Медленными шагами Джон идет к своей подлинной сути, чтобы однажды сменить данное при рождении имя на другое – имя, ставшее легендой. В начале романа врач живет в беднейшем квартале Лондона, пытаясь помочь всем вокруг – нищим рабочим, проституткам. Он лечит, приносит жизнь, в этом его истинное призвание. В определенный момент ему приходится убить ребенка-вампира. Для Джона это не уничтожение смертельно опасного монстра, а в первую очередь убийство невинного существа, сына его друга. Этот же самый человек превращается в безжалостного убийцу, проходя на этом пути все стадии полнейшей нравственной деградации. Огромную роль в этом сыграла таинственная индийская аристократка, на поверку оказавшаяся намного более страшным и древним существом, играющим окружающими людьми и их судьбами. Элиот пытается оградить от её влияния своего слабого характером друга, но в какой-то момент сам попадается на удочку. Каждому она предлагает именно то, чего желает его душа. В присутствии этой женщины все получается само собой: выгодный определенным лицам законопроект, сенсационные исследования…Она – вдохновение, и она же – погибель, сильнейший наркотик, содержащий в себе причудливое переплетение светлого и темного, прекрасного и мерзкого, возвышенного и уродливого, жизни и смерти. Она способна показать что угодно, поманить самой возможностью осуществления желаний. Вероятно, именно это и важнее всего. Цель жизни каждого человека, влекущий его маяк, не должна быть достигнута. И лучше примириться с этим, не стать рабом своей жажды, бесплодно стремящимся доплыть до маяка. Ведь если все получится – маяк потухнет. Жан-Батист Гренуй будет растерзан.

Есть ли выход? Да. Надежда и стремление. Надо идти вперед, отдавая себе отчет в том, чего вам будет стоить достижение цели.

Итог: Эти два романа – две половинки одного из самых загадочных и непостижимых веков в истории человечества. Вдохновением для них послужили две части эпохи. Её становление и её закат. Полидори и Стокер. Наполеон и королева Виктория. Дилогия как единое произведение, передающее саму суть времени, совершенна. Литературное качество, оригинальность и глубина второго романа искупают прямолинейность первого, чрезвычайно атмосферного тома. Рискнем порекомендовать цикл не только поклонникам вампирской тематики, но и любителям литературных игр и просто качественной литературы.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)