DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Цукумогами. Часть четвертая. Живые артефакты: все, все, все!

Об японских духах можно говорить бесконечно. Но впереди еще так много культур, а в них всякой жути, от которой побегут мурашки по коже. Вот и пора подвести итоги, рассказать о нескольких десятках цукумогами, о старых и новых, об опасных и добрых. Обо всех, всех, всех!

Бебу-нодзоки

Этот цукумогами — развратник, который появляется из ширм бебу и подглядывает за грязными делами жильцов. В высоту дух достигает двух метров, гибкое тело позволяет ему подглядывать за хозяевами из разных углов. Одет он, как правило, в белое кимоно, напоминающее наряд юрэй. Бебу-нодзоки любит улыбаться черными зубами, нависая сверху, когда видит романтические дела.

Екая придумал Торияма Сэкиэн для книги «Дополнение к 100 демонам прошлого и настоящего». По словам автора, цукумогами появляется только из старых ширм, около которых постоянно занимались любовью. Также, решив придать екаю веса, Сэкиэн придумывает шутку о китайском императоре Цинь Шухуанди, якобы в попытке убежать от убийц, знатный человек в шоковом состоянии перепрыгнул ширму выше семи сяку (1 сяку = 30 см).

Бива-бокубоку

Бива — японский струнный музыкальный инструмент, который чем-то напоминает столь знакомую европейцам лютню. Изначально инструмент появился в Китае под названием «пипа», а уже в XIII веке был завезен в Японию и адаптирован под местную культуру.

Цукумогами бивы играет сам по себе. Точнее, можно сказать, что он сам себе музыкант, ведь после превращения отращивает себе руки, ноги и глаза. Любимое занятие екая — бродить по дорогам и играть мелодии прохожим за небольшие вознаграждения.

Дзоригами

Если хозяева плохо обращались с напольными часами, то пусть ждут беды. Выброшенные или оставленные поломанными механизмы рано или поздно превратятся в Дзоригами и будут бесчинствовать в доме, ломая мебель, разбивая посуду, губя домашних животных и растения.

Несмотря на то что после ремонта часов цукумогами исчезнет, а это случай уникальный, любое живое существо, подобное тому, что он уже загубил, никогда больше не сможет жить в доме. О реальном происхождении екая, к сожалению, ничего неизвестно.

Иттан-момэн

Этот екай близок по духу к уже упоминавшемуся Дзятаю. Только в отличие от продолговатого собрата Иттан-момэн — это любой кусок хлопковой ткани. Его размер составляет 30 сантиметров в ширину и 15–30 метров в длину. Как и Дзятай он пытается задушить человека, а после удачной попытки улетает вместе с телом. По некоторым версиям, набрав понравившуюся высоту, екай скидывает тело и наблюдает за тем, как оно разбивается о землю. На японских форумах можно встретить истории о самоубийцах, которые на самом деле являются жертвами екая.

Главное отличие Иттан-момэна от всех других цукумогами можно узнать из легенды о том, что если порезать его, например, ножом, из раны потечет кровь, а от кровопотери екай может умереть. Эта версия позволяет классифицировать Иттан-момэна не как цукумогами, а как полноценного обакэ (оборотня).

Кото-фурунуси

Кото представляет собой струнный музыкальный инструмент японцев, в европейских культурах люди знают его как цитру. Последняя получила распространение на территории современных Германии, Австрии и Венгрии.

Цукумогами возникает из кото в том случае, когда на нем долго играли, а потом забросили. Нередко, превратившись в екая, инструмент сам меняет себе струны. По характеру этот цукумогами замкнутый, он боится людей, но ему нравится, когда они восхищаются его игрой. Исполняет он в основном старые песни, вышедшие из моды, и только те, которые на нем когда-либо игрались.

Внешний вид у екая жуткий. Он выглядит как взлохмаченная собака со струнами на спине и острыми когтями на лапах. Однако вреда цукумогами никому не причиняет, а если его находят, он старается быстрее ретироваться и продолжить играть свои песни.

Судзури-но-тамаси

Представляет собой чернильницу, которая множество раз использовалась для переписывания одной и той же истории. Когда она превращается в цукумогами, то вбирает в себя образы произведений, может призывать их к жизни и устраивать жильцам проблемы. Например, призвать маленьких самураев, чтобы те разнесли рабочее место хозяина или напугали впечатлительную хозяйку.

Одной из самых кровопролитных войн в Японии считается война Гэмпэй между кланами Минамото и Тайра. В последнем сражении в море клан Тайра был уничтожен. А где насильственная смерть, там и онре (призраки). Считается, что погибшие воины того сражения передают свои эмоции в тушечницы, наполняя их злобой, скорбью и болью. Нередко можно услышать из них вой, звуки воды, крики, лязг стали. Есть версия, что чернильница может наполняться кровью тех, кто пал в этом бою.

Тетин-о-баке

В Японии, во время знаменательных событий, улицы украшаются бумажными фонарями. Но те из них, кто был заброшен в дальний угол пыльной подсобки, вполне могут превратиться в те: тин-о-бакэ. Во время трансформации бумага разрывается вдоль деревянного основания, образуя большой рот, из которого вываливается крупный, мокрый язык. В верхней части фонаря появляются глаза, по бокам вырастают руки и одна или две ноги.

Данный екай не желает причинять вред человеку, его занимает просто пугать людей гримасами, криками и безумным вращением глаз. Однако под маской дурашливого фонаря может прятаться онре с сильной энергией, который своим безобидным обликом заманивает людей в смертельную ловушку.

Тэндзенамэ

Екай представляет собой высокого, худощавого монстра с очень длинным языком. Он появляется в жилищах с высокими потолками преимущественно в зимнее время. Ведь именно тогда темнота все чаще находит себе пристанище в уголках дома. Тело тэндзенамэ покрыто кусочками бумаги. Предполагается, что это матои — пожарные флажки эпохи Эдо.

Тандзенамэ (потолочный лизун) назван по своему любимому делу: лизанию потолка. В его увлечении большую роль играет возраст помещения и количество грязи в нем. Чем старше и грязнее строение, тем с большим упоением екай будет смаковать содержащиеся в нем нечистоты, словно хорошее вино. Когда существо приступает к «уборке» в доме, у балок, на стенах и крыше появляются темные разводы.

Торияма Сэкиен в своей работе «Хякки цурэдзурэ букуро», в которой впервые упоминается тэндзенамэ, не объясняет происхождение цукумогами прямо, лишь из внешнего облика монстра можно предположить, что он является духом флажка матои.

С первого упоминания тэндзенамэ в XVIII веке его образ стал использоваться для сочинения страшных историй. Одна из них гласит, что некий самурай из замка Татэбаяси (префектура Гумма) поймал тэндзенаме и использовал его для очистки грязи в своих владениях. Другая история гласит, что пятна, оставленные языком цукумогами, принимают форму искореженных страхом и болью лиц. Если долго смотреть на них, они начнут преследовать любопытного зрителя, пустыми взглядами доводя его до безумства или даже смерти. В более современной интерпретации считается, что эти лица — люди, ставшие жертвами пожаров.

Унгайке

Дух зеркала, который способен видеть истинную сущность стоящего перед ним человека или екая. Поэтому этот цукумогами нередко изображается как зеркало, отражающее лицо демона. В Японии считают, что унгайке может проклинать, внушать людям и демонам свои идеи. Также екай любит издеваться над людьми, показывая не то, что они хотели бы видеть, глядя в зеркало. Внушать определенные идеи и мысли всем, кто заглянет в него; может отражать не то, что существует на самом деле, или же просто существовать в своем зазеркалье и через зеркало общаться с теми, кто зеркалом пользуется. Как правило, унгайке не покидает пределов стекла, но в некоторых случаях может выходить в реальность.

Однако японцы не первые, кто оставил в своем фольклоре волшебные зеркала. Первые истории о духах, живущих в по ту сторону, пришли из Китая. Например, история императора Ди, который направил зеркало на свою наложницу, а увидел в ней девятихвостую лису-демона. В Японии образ екая попал благодаря Сэкиену, который и придумал унгайке.

Если Сэкиен считал, что предмет превращается в цукумогами спустя сто лет, то Шигеру Мизуки говорил, что если во время праздника О-Цукими (Созерцания луны) набрать в емкость дождевой воды, а потом нарисовать ею на зеркале образ духа, то тот, несомненно, поселится в зазеркалье.

Современная культура часто связывает образ тануки и унгайке. У барсука-оборотня ожившее зеркало висит на животе, чтобы в случае встречи с незнакомцем понять, кто перед ним.

Ханаки-гами

Ханаки-гами — это цукумогами, живущий в метле. Любимым временем года для екая является осень. Если в этот период рано встать и выйти во двор, то можно увидеть, как дух с завидным усердием сметает в одну кучу опавшие листья.

В давние времена метла на востоке не использовалась в быту, а применялась как ритуальный предмет для очищения. Считалось, что она способна прогонять демонов и выметать из дома негативную энергию. Ее также использовали для безопасных родов, но только в качестве маленькой метелки, которая вешалась на шею будущей матери или подвешивалась рядом с кроватью роженицы.

Хонэ-каракаса

По поверьям, данный цукумогами представляет собой порядком износившийся китайский зонтик. Фрагмент «хонэ» в названии можно перевести как «кость». Это слово появляется в имени екая из-за того, что каркас зонтика без покрытия напоминает кости рыбы. Как правило, цукумогами дает о себе знать в дождливую и ветреную погоду. Он начинает летать над поселением или крышей конкретного дома, предвещая плохую погоду, а иногда и стихийное бедствие.

Не стоит путать Хонэ-каракаса с Каса-обакэ — это два разных существа, появляющиеся в мире по разным причинам. Подробнее о Каса-обакэ.

Современные екаи

Во всех прошлых статьях мы обсуждали екаев, которые появились в эпоху Эдо или того раньше. Но фольклор, как и культура, явления подвижные, они не стоят на месте. В современной Японии, благодаря работам такого художника как Sakyu, стали появляться свои духи, связанные с прогрессом и технологиями.

Кутиоой

Кутиоой — это цукумогами выброшенной медицинской маски. Он способен напасть на человека, который выкинул или наступил на него. В ответ на оскорбление он запрыгнет грязной стороной на лицо обидчика. Справедливо будет отметить, что современные цукумогами имеют одну общую черту — никто из них не достиг 100 лет. Первый образец привычной нам медицинской маски был изобретен в конце XIX века, но он отличался от того, что сегодня мы можем найти в магазинах.

Кутиоой является своего рода наследием недавней пандемии Covid-19. Ношение маски стало настолько привычным для людей, что они не брезговали надевать одну и ту же по нескольку раз. Это в перспективе могло стать причиной других заболеваний или как минимум привести к раздражению кожи лица. Кутиоой представляет собой карателя от мира гигиены, который не прочь преподать людям урок на всю оставшуюся жизнь.

Кухете

Это дух старого CD-диска, который появляется перед человеком в образе огромной блестящей птицы. Но его яркая внешность таит в себе главную опасность. Неосознанно отражая солнечные лучи, цукумогами способен вызывать сильные пожары, сжигающие целые деревни и храмы. Однако существуют истории, где кухете не сжигает поселения, а наоборот, помогает сельским жителям отпугивать птиц от посевов.

Дамаситанси

Перед тем как сделать пару ксерокопий или забрать с собой в дорогу очередной материал, автор статьи нередко мучается с тем, чтобы вставить флешку в разъем. С недавних пор он стал подозревать, что в носителе появился дамаситанси — дух USB-флешки. Этот цукумогами не опасен, но вполне способен довести человека до белого каления. Он любит перемещать свое лицо с одной стороны носителя на другую, тем самым мешая ей попасть в гнездо.

Тамамоттэкэ

Газировка рамунэ — популярный вид напитка в Японии, его особенностью является бутылка с узкой горловиной, в которой находится металлический шарик. Этот шарик выполняет функцию второй пробки, а также дозатора. Благодаря ему газировка дольше хранится, а лимонад в стакан вытекает в умеренном количестве, чтобы не быть разлитым, не запачкать мебель и одежду.

Однако в бутылке рамунэ, оставленной валяться где-то в общественном месте, может завестись злой дух, и имя ему тамамоттэкэ. Цукумогами бродит по улицам в поисках людей, которые способны вытащить из него тот самый шарик. В городской среде можно встретить даже криминальные истории, связанные с этим существом. По слухам, в случае отказа доставать из него нежеланный груз, существо само разобьет себя об голову прохожего, вызволив шарик на свободу.

Оохякко

В торговых центрах нередко можно встретить таблички, поясняющих правила пользования эскалатором. Но что если аппарат неисправен, и несмотря ни на что пытается схватить человека за различные части одежды? В современной Японии такие травмоопасные шалости приписывают оохякко — цукумогами эскалатора. Кроме шнурков, он хватает все, что касается пола, и отобрать у него украденное слишком тяжелая задача. Выглядит екай как огромная сколопендра, поэтому не заметить его появление попросту невозможно.

Энрасери

Уважаемые читатели, знакома ли вам ситуация, когда разговаривая по телефону с близким человеком, вам кажется, что он какой-то не такой: злой, нервный, невнимательный к вам? Скорее всего, вас в данный момент ссорит энрасери. Доводить людей до взаимной ненависти — любимое занятие этого цукумогами. Он может исковеркать сказанное, может поселить в человеке чувство раздражение, заставить его говорить грубые слова. Все это он проделывает благодаря испускаемым радиоволнам. Помните поучения родителей о том, что носить телефон у сердца или держать под подушкой вредно? В случае японцев эти нотации не лишены смысла.

Сикэмокурэн

Еще один цукумогами, появившийся как желание наказать мусорящих людей — сикэмокурен. Это существо представляет собой злобного дракона из сигаретных окурков. Его тело нагревается и пышет ядовитым дымом. По одной из версий, этот дым представляет собой угарный газ, который дух по своему желанию превращает в огонь. Если человек вдохнет его, то екай может сжечь бедолагу изнутри. По второй версии, дракон не управляет своим огнем, что, как и в случае с кухете, может привести к страшным пожарам.

Исю: дзамэ

До выхода пять минут, а рубашка по-прежнему не поглажена, вся в складках, да еще и пятно оставил неряшливый человек. Дух доволен собой, в следующий раз он прожжет этому олуху огромную дырку на брюках. Не стоило и задумываться о том, чтобы купить утюг современной модели. Исю: дзамэ — это дух чугунного утюга, которые уже редко где можно встретить. Видом своим он напоминает акулу, плавающую по волнам ткани, любит оставлять помятости и ожоги на одежде.

Вот такой у нас получился парад цукумогами, растянувшийся на 4 месяца и 4 статьи. Многих духов повидали, много ужасных артефактов посмотрели. Пора двигаться дальше. Если мы не упомянули кого-то, то обязательно напишите об этом в комментариях к статье. До скорого!

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)