DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПОТРОШИТЕЛЬ. НАСЛЕДИЕ

Даниил Супоницкий: «У мрачных и гнетущих произведений есть особая глубина»

В комикс-вселенной Darbore City царит атмосфера нуара, а ее мрачную историю дополняют визуальные приемы известных кинорежиссеров. Это и неудивительно, ведь художник Даниил Супоницкий — большой ценитель кино, а вдохновение для своего творчества черпает в глубинах темного искусства. В интервью DARKER Артем Агеев побеседовал с Даниилом о работе над комиксом в жанре «кинематографический роман», классических хоррорах и Лавкрафте.

Даниил, давайте для начала представим вас читателям. С чего началась история вашего становления как художника и к какому моменту вас привела ее сюжетная линия?

Какой-то особой истории нет — всегда любил рисовать, да и семья у меня очень творческая. После окончания полиграфического колледжа в Москве поступил на худграф педагогического университета, где меня научили академическим основам. Графические программы же пришлось осваивать самому, на это ушла еще пара лет. Осваивал их, параллельно занимаясь фрилансом. В те годы брался за любую работу, поэтому успел поработать и в геймдеве, и в дизайне, и с раскадровками. Сейчас работаю графическим дизайнером, рисую арты и развиваю комикс-вселенную.

Над вселенной Darbore City вы работаете вдвоем с автором Егором Коноваловым. Признаться, выглядит довольно смело: всего двое — и целый мир! Расскажите, как вы пришли к такой идее и почему решили осуществить ее именно в таком формате?

Да, амбиций нам не занимать, это точно.

Идея адаптировать свой роман «Исповедь» в формате комикса появилась у Егора еще до знакомства со мной, хотя поначалу он присматривался и к другим формам, таким как кино или аудиоспектакль. Когда я прочитал первые несколько глав «Исповеди», то остался в полном восторге. Тут, как говорится, звезды сошлись: обожаю нуар и все с ним связанное, поэтому «Исповедь» и видение Егора мне сразу пришлись по душе. Мы быстро нашли общий язык и решили вместе делать комикс и развивать эту, на тот момент еще безымянную, вселенную. Сейчас думаю, что комикс — это наиболее логичный выбор для небольших команд из двух-трех человек, которые хотят рассказать свою историю или создать собственный мир.

Вот так, заряжаясь энтузиазмом друг от друга, мы, каждый со своей стороны, работали над миропостроением и не успели оглянуться, как Дарбор-Сити вырос у нас на глазах.

Вопрос по заявкам тех, кто еще не читал комикс: расскажите о мире Darbore City. О чем эта история? Какие ее характерные черты смогут зацепить читателя?

Дарбор-Сити — это вымышленный город с древней историей и дурной репутацией, расположенный на американском северо-востоке, у побережья Атлантического океана. Именно здесь и разворачиваются события комиксов.

Комикс-тизер «Исповедь в жанре нуар» рассказывает мрачную историю Аллена Херта, детектива полиции Дарбор-Сити в отставке, чья жизнь катится под откос и чьими вечными спутниками стали бутылка виски и верная беретта. От него ушла жена, лучший друг погиб, а сменяющиеся дни непроходящего похмелья настолько похожи друг на друга, что только смерть может вырвать его из этого порочного круга.

Находящийся сейчас в производстве комикс «Цирк» немного отходит от нуарного повествования и раскрывает Дарбор-Сити с другой стороны. Это черпающий свое вдохновение в кино, динамичный комикс-ограбление с нелинейным сюжетом, для которого мы даже придумали отдельный жанр — «кинематографический роман».

Все сюжетные линии так или иначе переплетаются друг с другом, а действия персонажей из одних комиксов оказывают влияние на события в других.

Мир Darbore City — это мир нуара со всеми его атрибутами. Чем вас привлекает это направление? Какие основные источники вдохновения можете отметить?

Для меня нуар — это прежде всего про атмосферу. Всегда любил все мрачное и гнетущее, мне кажется, что у таких произведений есть какая-то особая глубина.

Когда рисовал тизер «Исповеди», помимо классического нуарного кино, комиксов и книг, также находил вдохновение в работах Лавкрафта, Кафки и Майринка, засматривал до дыр первый сезон «Настоящего детектива», переслушивал композиции Вангелиса, Акиры Ямаоки и Сусуму Хирасавы. Все это как раз и помогло создать нужную атмосферу.

К «Цирку» был другой подход. Здесь я немного отошел от привычного нуарного визуала, ведь и сама история, хоть и является частью мрачного Дарбор-Сити, но при этом больше тяготеет к боевику или к фильму-ограблению, если использовать классификацию кино. Для меня источником вдохновения при работе над «Цирком» послужили фильмы Тарантино и Ричи, а также картины любимых мною американских иллюстраторов прошлого века — Роквелла, Корнуэлла, Лейендекера и других.

Вообще, мне показалась интересной идея нарисовать нуарную по своей сути историю без использования клишированных визуальных приемов. В этом смысле можно провести параллель со знаменитым эпизодом из закусочной линчевского «Малхолланд Драйв». При съемке этого эпизода Линч отказался от классических приемов из фильмов ужасов: в сцене нет ничего страшного, она происходит в людном месте и при свете дня. Но при этом гнетущая атмосфера создана так мастерски, что для многих она стала одной из самых пугающих сцен в мировом кинематографе.

Вы называете Darbore City «кинематографическим романом» и периодически рассказываете в соцсетях о визуальных приемах, заимствованных из кино. А есть у вас топ наиболее любимых таких приемов? Если да, то в каких фильмах вы их подсмотрели?

Скажу сразу, мы с Егором обожаем кино и можем говорить про него часами. Я большой поклонник авторов с узнаваемым визуальным стилем. Финчер, Кубрик, Линч, Тарантино, братья Коэн — каждый из них по-своему повлиял на то видение, которое я пытаюсь передать в своем творчестве и в комиксе в частности.

Если говорить о конкретных кинематографических приемах, то весь «Цирк» построен на них. Он изобилует параллельным монтажом, низкоугольными ракурсами, голландскими углами и восьмерками. Один из излюбленных визуальных приемов, к которому часто прибегаю, когда мне нужно работать с портретными фреймами, — так называемый Spielberg Face. Это показ крупным планом эмоционального отклика персонажа на какой-либо внешний раздражитель.

На самом деле, поймал себя на мысли, что теперь ни один просмотр фильма не проходит без какого-то постоянного внутреннего анализа композиции кадра, монтажа, света и прочего. Это, наверное, своего рода профдеформация.

Spielberg Face

Trunk shot

Раз уж вы оказались заядлым киноманом, то назовите, какие классические хорроры считаете лучшими? И почему именно их?

Мне нравятся не столько пугающие джампскейрами или расчлененкой хорроры, сколько рассказывающие крепкую историю или демонстрирующие интересный визуальный ряд представители жанра. Обожаю первую часть «Чужого», часто пересматриваю «Сияние» Стэнли Кубрика или карпентеровское «Нечто». И несмотря на то, что все эти фильмы уже можно назвать устаревшими, меня не перестает вдохновлять то, с какой любовью они сделаны.

Отдельно хочется отметить те картины, которые скорее можно отнести к мистическим триллерам, нежели к классическим хоррорам. На мой взгляд, фильмы этого жанра более тонко играют с человеческой психикой, отчего смотреть их гораздо интереснее. Среди любимых — «Человек-мотылек», «Донни Дарко», «Сердце ангела» и «Лестница Иакова».

Сегодня в сообществе Darbore City доступен тизер «Исповеди» и две главы из истории «Цирк». Сколько всего планируете выпусков? И устанавливаете ли вообще какие-либо рамки, пытаетесь ли соблюдать дедлайны?

Изначально «Исповедь» — это большой роман, который Егор начинал писать еще до знакомства со мной. Это то произведение, вокруг которого и строится весь лор Дарбор-Сити. При этом наш комикс-тизер охватывает лишь небольшую его часть, самое начало.

Сразу после окончания работы над первым выпуском «Исповеди» мы решили немного сменить курс и сделать комикс по другому готовому сценарию Егора. Это было продиктовано прежде всего желанием попробовать создать законченное произведение, а к продолжению «Исповеди» мы договорились вернуться позже. Нашим выбором стал «Цирк». Достаточно камерный и при этом очень динамичный, этот сценарий показывает Дарбор-Сити с иного ракурса, расширяя представление о нем.

Можно сказать, что тизер «Исповеди» мы делали, чтобы проверить свои силы и показать, на что способны. Пара глав «Цирка», выложенных в сообществе, служит, по сути, той же цели — это тоже своего рода тизер. Остальную же часть комикса планируем выпустить сразу по готовности. Так что следите за новостями.

К счастью, сейчас у нас есть возможность делать именно такой комикс, каким мы его видим. Я рисую в свободное от работы время, стараясь выдавать какой-то объем каждый день. И, наверное, не сильно погрешу против истины, сказав, что работа над комиксом уже стала и моим досугом.

Как устроен ваш рабочий процесс? Много ли времени занимает этот «досуг»?

Если говорить именно про процесс работы над комиксом, то все начинается со сценария. Я обожаю работать со сценариями Егора. Это не сухие рабочие документы, а описательные, полные метафор произведения, в которых он всякий раз экспериментирует с формой и подачей. Поэтому при работе с ними любая мелочь, любая деталь сразу запускает мыслительный процесс и становится подсказкой к тому, как лучше решить ту или иную сцену, как передать эмоцию или изобразить действие. При этом сценарии Егора всегда оставляют достаточно большой простор для фантазии, что для меня как для художника особенно ценно.

Сразу после прочтения сценария берусь за поиск визуального стиля и работу с концепт-артами. Довольно много времени занимает этап раскадровки, которую мы в процессе еще несколько раз полируем. Следом идет отрисовка, сначала в лайне, затем в цвете.

Параллельно приходится еще уделять время работе над разными промоматериалами — постами в соцсети, артами, элементами оформления комикса и прочим. Так что времени на это уходит уйма, и к процессу мы подходим максимально серьезно.

Что, по-вашему, самое сложное в работе над Darbore City?

Раньше, когда я только начинал, было сложно найти и выработать свой подход, все-таки какого-то серьезного опыта работы с комиксом у меня до этого не было. Всему приходилось учиться фактически с нуля, начиная с композиции фреймов и заканчивая стилизацией персонажей. Сейчас же, когда рука уже набита и процесс отточен, отвечу: самое сложное — найти на все это время.

Сейчас готовые выпуски из мира Darbore City опубликованы в вашем сообществе, а планируете ли вы издавать будущие комиксы на бумаге?

При работе над комиксом мы, в конечном счете, всегда думаем о нем как о физическом издании. Некоторое время назад мы провели успешный краудфандинг и отпечатали небольшим тиражом первый выпуск «Исповеди», так что такой опыт у нас уже есть. Сейчас «Исповедь» можно найти в продаже в нескольких комикс-шопах и на некоторых маркетплейсах.

Концепт-арт для комикса «Цирк»

Отвлечемся немного от Darbore City. В вашем портфолио можно найти портрет Г. Ф. Лавкрафта — тот самый портрет в тентаклевом антураже, который неплохо растиражирован на тематических ресурсах. Расскажите, как пришли к творчеству этого классика? Как появился портрет?

Долго не мог распробовать прозу Лавкрафта. Читал его рассказы еще в школе, мне они тогда казались просто очередными ужастиками, непонятными, странными, претенциозными, местами не сильно хорошо написанными.

Только спустя много лет, когда смог взглянуть шире, для меня Лавкрафт стал не только неиссякаемым источником вдохновения, но и примером действительно качественного мифотворчества, ведь этот человек не только создал огромный и будоражащий мир, но и фактически в одиночку создал целый жанр.

Да, сейчас определенно могу отнести себя к поклонникам его творчества. Портрет этот нарисовал как дань уважения, в очередной раз возвращаясь на мрачные улицы увядающих городов Новой Англии.

Как относитесь к такой «народной славе», когда вашу работу репостят все, кому не лень?

Отношусь очень положительно. Вообще считаю, что заниматься творчеством, если его никто не видит, — сомнительное удовольствие.

Спасибо за интервью, Даниил! Пусть ваши работы увидит как можно больше ценителей!

Большое спасибо вам, что пригласили на интервью и позволили рассказать о себе и своем творчестве.

Группа комикса Darbore City в VK

Группа художника в VK

Комментариев: 5 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Kanon 06-04-2024 21:55

    Где продолжение истории?

    Учитываю...
  • 2 Гастон 04-10-2023 21:35

    Мало про них в интернете пишут! Спасибо!

    Учитываю...
    • 3 tatimayorova 08-10-2023 21:39

      Гастон, Пожалуйста! Согласны, очень классные ребята)

      Учитываю...
  • 4 Детектив 20-06-2023 20:34

    Где купить-то?

    Учитываю...
    • 5 tatimayorova 22-06-2023 08:40

      Детектив, Озон, Чук и Гик, например)

      Учитываю...