ФОБИЯ

Настоящий детектив / True Detective (1 сезон)

США, 2014

Режиссер: Кэри Фукунага

Сценарий: Ник Пиццолатто

В ролях: Мэттью Макконахи, Вуди Харрельсон, Мишель Монаган, Майкл Поттс, Тори Киттлз

Похожие произведения:

О сериале «Настоящий детектив» в последние несколько недель не писал, кажется, только ленивый. Составлялись длинные списки книг, цитируемых в кадре, или просто рекомендованных к чтению по теме, каждая серия разбиралась чуть ли не по кадрам в поисках каких-то скрытых намеков на то, «что же хотел сказать автор». После этого простому рецензенту трудно сказать что-то новое.

Если кратко описать сюжет, то он не скажет о сериале, считайте, ничего вообще: два детектива расследуют убийство женщины, совершенное где-то в луизианской глухомани в 1995 году. Они, как считается, находят преступника, затем по разным причинам покидают работу в полиции. И живут себе, каждый по своему разумению, пока в 2012-м некто не совершает еще одно убийство, слишком похожее на прежнее, чтобы считать сходство случайностью. Завязка сериала не обещает ничего особенного — с экранов нам продемонстрировали уже, кажется, все девиации человеческой природы, а если говорить о фэнтези и мистике, то и не-человеческой. Поэтому ритуальное убийство — еще не залог успеха. И то, как подается расследование, да и общий тон фильма и неторопливое изложение событий как будто не обещают ничего замечательного. В кадре много разговоров с характерным неторопливым растягиванием слов, картин домашнего быта разной степени неблагополучности, кажущегося бесцельным катания по бесконечным дорогам американских югов и бескрайних луизианских болот. И эти болота, байу, без всяких преступлений представляются самым страшным, что только может существовать на свете. Здесь как будто особенно хорошо приживаются человеческие страхи, грехи, несчастья, страдания. И, конечно же, странные культы, причудливо и зловеще перемешивающиеся с характерной католической тягой к зловещему мистицизму. Так что место действия, еще до того, как начинается что-либо «странное», само настраивает на нужный лад. Здесь может произойти что угодно: от высадки инопланетян до пришествия богов космического ужаса.

Лавкрафтианский ужас à la mode имеет свои недостатки в глазах истинных поклонников. Слишком часто в более новых произведениях вместо тонко страдающих и, разумеется, проигрывающих сражение с космическим ужасом интеллектуалов нам подсовывают размахивающих дробовиками «крутых парней», способных ворваться в самое логово каких-нибудь культистов, перестрелять всех гостей из «открытого космоса» на своем пути и уйти без единой царапины. В «Настоящем детективе» перед нами другой тип героев. Они — и не протагонисты Лавкрафта, и не нереалистичные терминаторы новой волны. Они вообще из другой пьесы. И называется она «Король в Желтом».

Придуманная, но, понятное дело, не написанная в 1895 году Робертом Чамберсом, жителем вовсе не таинственного (или обладающего магией другого рода) Нью-Йорка, эта несуществующая книга на удивление хорошо прижилась на «странном юге». Впрочем, как уже сказано, здесь просто земля такая особенная. «Король в Желтом», если верить Чамберсу, повергает в безумие каждого, кто рискнет его прочитать. Чтобы не устраивать лекцию о книге вместо описания сериала, скажем только, что создатели почерпнули из нее странный город Каркоза, находящийся за гранью времени и пространства, черные звезды, что сияют над ним, и самого Короля в Желтом, безликого и безымянного властителя страхов, тайн и самих человеческих мыслей.

И все-таки отсылки к произведениям Чамберса, если вглядеться, оказываются глубже простого упоминания странных имен и названий. Герои его рассказов соприкасались со сводящей с ума пьесой, будучи особенно уязвимыми. Кто-то уже был поврежден рассудком — и чтение трагически усугубляло это состояние. Кто-то просто болел душой или находился на распутье жизненных дорог — и был утянут в пучину неведомого ужаса. Желтый Знак, как предвестник зловещего безымянного нечто возникает на пути каждого, кто уже надломлен и не сможет противиться потустороннему влиянию отравляющей душу книги.

Так и в сериале герои видят Желтый Знак — а нам не остается ничего иного, кроме как предположить, что спиральный узор на спине первой жертвы и есть этот самый таинственный символ — и… Хотелось бы сказать, что тут-то все погружается в пучину настоящего безумия, но в мире «Настоящего детектива» все и так давно и надежно не в своем уме. И Каркоза становится уже не местом, а состоянием, этаким анти-самадхи, идеальным безнадежьем и отчаянием.

С одной стороны, разумеется, бездумно привязывать все, происходящее на экране, исключительно к «Королю в Желтом», нельзя. С другой, отсылка к этой мифологии придает сюжету особую нотку мистики-которой-нет, и безумный убийца становится чем-то большим. Вестником самого Короля, проводником его воли, как странный сторож в рассказе «Желтый Знак»? Воплощением непобедимого нечто, которое по прошествии времени просто сменит одну физическую оболочку на другую? Некой «Вселенской Тьмы»? «Абсолютного Зла»? Как и «оригинальные» произведения Чамберса, «Настоящий детектив» не собирается отвечать на эти вопросы. Детективная, «материальная» часть повествования закончена, преступник, кем или чем бы он ни был, получил по заслугам. А объяснять, что там было на самом деле — безумие ли, мистика ли, — никто не станет. Именно это, как говорит Джо Пулвер в своем интервью, позволяет отнести сериал к так называемому «канону» «Короля в Желтом».

Вообще, создатели обошлись с творением Чамберса на удивление тактично. Впрочем, есть подозрение, что многочисленные поклонники сериала, бросившиеся скупать сборник «Король в Желтом», были жестоко разочарованы. Никаких крутых детективов, горячего секса и прочей увлекательной мякотки — только неопределенная всеобщая странность.

Зато в случае обратной ситуации «Настоящий детектив» должен полюбиться многим. Сериал «погладил по головке» не только немногочисленных (но от этого не менее одержимых) поклонников Чамберса, но так же столь же немногочисленных фанатов Карла Вагнера (он был помянут в одном из первых интервью фактически наравне с Чамберсом!), любителей творчества Лиготти (который местами цитируется в кадре практически буквально), а так же любителей оккультного и знатоков таких жанров, как «южная готика» и «weird south».

Но, что особенно замечательно, сериал можно смотреть с удовольствием, даже не зная всей этой книжной «мути»! Несмотря на неяркое начало и неторопливую подачу событий, детективный сюжет интересен и не очевиден с первых же минут. Он не описается на костыли затертых клише, а подает расследование в своей уникальной манере, пусть и не столь драматичной, как в иных сериалах. Благодаря довольно необычному формату — каждая серия является всего лишь частью общего рассказа и не имеет самостоятельного законченного сюжета — «Настоящий детектив» воспринимается скорее как очень длинный и сложный фильм. Который понравится не только любителям загадок, но и тем, кто хочет видеть исследование глубин человеческой души и глубины, на которую способно опуститься человеческое существо. Этого в ходе повествования будет предостаточно! Отморозки, проститутки и сумасшедшие — уродства души на любой вкус. Даже главные герои не столько взаимодействуют, сколько противопоставляются на каждом шагу. Иногда начинает казаться, что сериал посвящен их противостоянию в большей мере, чем детективному сюжету. Растин «Раст» Коул, в голос признаваемый самым-самым главным героем, — закрытый, резкий в словах, одержимый и больной на голову в самом прямом и клиническом смысле этого выражения. Возможно, особенно интересным его делает дух трагизма, который как будто обволакивает Раста и всех, кто подходит слишком близко к нему. С другой стороны, Мартин «Марти» Харт — пожалуй, чересчур даже энергичный жизнелюб (особенно той ее части, что касается выпивки и красивых женщин), посредственный отец и совершенно откровенный козел, по крайней мере, в своей «молодой» ипостаси. Они даже стареют по-разному! В то время как один отращивает брюшко и обрюзгает, второй иссыхает и как будто вваливается внутрь себя. (Кстати, еще одна черта сериала, о которой необходимо упомянуть, — благодаря тому, что действие его растянуто на несколько десятилетий, у нас возникает возможность увидеть, как герои меняются со временем, внешне и внутренне. Однозначно прекрасная работа самих актеров, гримеров и костюмеров!

На первый взгляд, невозможно найти ни единой черты, которая была бы для двух детективов общей. Но в итоге оба они оказываются… Хорошими людьми, что ли? Несмотря на козлиность и тупоголовое упрямство Марти, несмотря на нездоровое отношение к жизни Раста, в итоге именно они оказываются теми, кто способен сделать как надо, закончить работу, какой бы грязной она ни была, привнести с мир еще толику справедливости, какой бы жалкой ни была. И, в конце каждый герой находит новую надежду там, где, казалось бы, может быть только конец пути. И, может быть, эта надежда ложная. Но если она позволит им продержаться еще одну ночь и подняться с постели на следующее утро, — еще одно утро, — то так ли это плохо, и имеет ли значение, истина это или ложь в этом мире иллюзий?

Отдельно хочется сказать несколько слов о столь же странном и, прямо скажем, эклектичном саундтреке сериала. На дворе XXI век, а в мире «Настоящего детектива» звучит музыка, созданная, наверное, еще в середине прошлого века. Спиричуэлсы — зажигательные ритмы для призывов конца света; блюз — самая темная музыка на свете, и речь вовсе не о цвете коже музыкантов. Кантри и фолк — песни о несчастной любви и смерти, рок-н-ролл — о призраках, собирающихся в темных переулках. И, здесь и сейчас, начинает казаться, что этот сериал, этот сюжет, эта земля не могут звучать иначе.

Комментариев: 16
  1. Сериал замечательный. Смотрел неотрываясь. И даже с небольшим риском, включая в пробке smile

    Рад, что рецензент отмечает, что мистические мотивы здесь такая особая, замечательная специя, но не стоит обманываться и утыкаться в неё. А еще странно, что сериал часто сравнивают с Твин Пиксом.

  2. Хм...в списке чтения, по ссылке, ни одной книги Джеймса Эллроя. Это странно, учитывая то, Детектив концептуально, а местами и композиционно, многое от него берет.

  3. Отличная рецензия на прекрасный сериал

  4. Очень много положительного слышу о сериале. Нужно глянуть)

  5. Списков, на самом деле, я видела несколько. Просто привела только этот. И потом, никто не мешает составлять собственные smile

  6. Крутой сериал! После того, как прочел о литературных вдохновителях сценариста, -- Баррон, Лиготти, Вагнер, Чамберс -- ройти было просто невозможно. Не без изъянов, но очень и очень достойно -- последнюю серию прямо ждал-ждал smile

    Между тем работа над "Королем в желтом" Роберта Чамберса почти закончена, иллюстрации готовы:

    Изображение

  7. Иллюстрации впечатляют.

  8. Саша, очень классно, бодро и изящно написана рецензия! У меня всё никак руки не доберутся до творчества Чемберса, но теперь уже меня не остановитьsmile

    Насколько мне известно, "Король в жёлтом", точнее его образ, переработан Лавкрафтом и Дерлетом и превращён в Хастура. Если я ничего не перепутал.

  9. На самом деле, Лавкрафт использовал из Короля в Желтом только название "Хастур", и только единожды - в "Шепчущих в ночи". Идея объединить мифологию Чамберса и Лавкрафта принадлежит только и исключительно Дерлету. Если понимаете английский, очень рекомендую интервью Джо Пулвера, на которое есть ссылка в статье - там он очень интересно рассказывает об этом всем. От себя добавлю, что я, как и Пулвер, категорически против объединения этих двух мифологий, и сериал меня радует во многом именно тем, что использует не загрязненного всякими тентаклями Короля в Желтом.

    Еще, если интересно, о самом Чамберсе (и немного - о Короле в Желтом) я писала в статье, которая есть на сайте: http://darkermagazine.ru/page/chelovek-verivshij-v-neobhodimost-prekrasnogo

  10. Саша, а ты забыла о главном: о рассказе Лавкрафта "Скиталец тьмы" или "обитающий во мраке", в зависимости от особенностей перевода. Из текста становится ясно, что не Ньярлатхотеп всему виной, а именно Хастур Невыразимый, способный появляться в обличье чёрного вихря.

  11. Перечитаю повнимательнее. Но по-моему Хастур там даже не упоминается.

    Кроме того, Хастур - это вообще название планеты ;)

  12. Сериал отличный. Финал чуть недоделанный, кмк. Без мистики-которой-нет) смотрелся бы не хуже, но и так хорошо)

  13. Много слышал о сериале хорошего,причем от совершенно разных людей,с разными вкусами и предпочтениями.

    И именно после прочтения вашей рецензии - она интригует донельзя, - взялся посмотреть.

    Отличный сериал!От Растина Коула идут мурашки,потрясный персонаж.

    А что вы хотели сказать,когда написали, что блюз-самая темная музыка на свете? Интуитивно я понимаю о чем вы,но может поясните?

  14. О, смело посоветую этот сериал родителям. Спасибо за рецензию.

  15. Пояснить довольно трудно, потому что у меня ощущение тоже чисто "интуитивное". Знаете, есть такая длинная шутка о том, каким надо быть человеком, чтобы играть блюз. И на какие темы можно сочинять блюз. Мол, надо быть несчастным человеком, неустроенным, желательно с проблемами по всем фронтам от личной жизни до наркотиков. И петь, соответственно, о том, как все плохо. Так как это шутка, все немного преувеличено, но если послушать блюз, действительно, поется в нем все больше о нелюбви, или несчастной любви, или о предательстве, или о несчастье вообще. Да и сама манера исполнения - неровная, со вздохами, как будто сбивчивой речью и повторами, повторами, повторами. Как будто все самое темное и неблагополучное, что есть в человеческой душе ищет способ выразить себя.

    И, кстати, именно про блюзменов часто ходили легенды о том, что они продали душу дьяволу.

    Хотя, возможно, это остаточные ощущения еще с "Южных богов" (это книга, я на нее писала рецензию для DARKER, если что).

  16. У вас, видимо, смелые родители smile

Оставьте комментарий!

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

(обязательно)

⇧ Наверх