Юленька

Россия, 2008

Жанр: триллер

Режиссер: Александр Стриженов

Сценарий: Андрей Курейчик

В ролях: Марат Башаров, Дарья Балабанова, Ирина Купченко, Оксана Лаврентьева, Александр Стриженов

Похожие фильмы:

  • «Омен» (2006)
  • «Дитя тьмы» (2009)

Ради здоровья любимой, которая мучается астмой, преуспевающий университетский преподаватель Андрей Белов (Марат Башаров) переезжает из благополучной, но загазованной столицы в небольшой, но зато богатый чистым воздухом провинциальный городок, где устраивается учителем и по совместительству классным руководителем в пятом классе женской гимназии. Белов быстро понимает — с его классом что-то не так. Пугающие и странные пятиклассницы непохожи на обычных школьниц, их поведение крайне вызывающе и создается впечатление, что все они что-то скрывают. Заправляет же у них некая Юленька (Дарья Балабанова) — не по годам развитая девочка с пронзительным взглядом и крайне навязчивым желанием найти себе нового папу и, соответственно, мужа для своей овдовевшей матери. Приезжий педагог усиленно пытается понять, что же здесь творится, а Юленька, играя людьми, стремится воплотить задуманное, и она не остановится ни перед чем…

Сюжет фильма, в тех или иных вариациях, довольно стандартен для западного кинематографа, но для нашего почти все всегда в новинку и практически за что ни возьмись, получается, что создатели картины становятся первопроходцами на просторах родного Отечества. Так и в данном случае: знакомые и уже где-то приевшиеся события переносятся в российскую действительность, разбавляются парой-тройкой незначительных авторских находок, не слишком, в целом, умелой работой всех ответственных за картину людей, ну и конечно, непрекращающимися попытками сделать «не хуже, чем у них», то бишь на Западе.

Попытки в данном случае не оборачиваются сплошными пытками, но даются все же явно нелегко. Для начала, буквально с первых же сцен, в которых мы лицезреем Юленьку, становится более чем понятно, кто здесь главное исчадие ада. В каждом жесте, в каждом взгляде или слове, она выдает в себе эдакого Дэмьена в юбке, ну или как минимум новую реинкарнацию Ганнибала Лектера. Конечно, можно посчитать, что так и должно быть — мол, юная актриса хорошо справилась с ролью начинающей маньячки. На самом же деле, из-за этого сходят на нет всякие намеки на атмосферу, и нагнетаться уже нечему. Взамен в зрителя с самого начала буквально «тычут» девочкой-монстром, которая, понятное дело, будет все оставшиеся полтора часа экранного действия измываться над несчастным Андреем Беловым и попутно над его семьей. Проще говоря, по-настоящему захватывающим триллером эта картина не стала точно, и в этом видится явная вина сценаристов и, конечно же, режиссера.

Главный герой в исполнении Марата Башарова с самого начала ведет себя чересчур нервно и истерично. То, что выглядит нормально ближе к развязке (благо, характер роли, видимо, не предполагает, что Белов — эдакий брутальный мачо; скорее наоборот, он предстает довольно скромным интеллигентом), когда на него обрушиваются все беды разом, поначалу складывается в отталкивающий образ мужика-нюни и, думается, в этом есть немалая вина переигрывающего в определенных моментах актера. Вообще, актерская игра не является сильной стороной данного фильма; на общем фоне положительно выделяется, пожалуй, одна лишь Ирина Купченко, сыгравшая директора гимназии. Роль у нее хоть и маленькая, но зато сразу видно настоящее мастерство, позволяющее даже второстепенную героиню сделать яркой и убедительной. Стоит также отметить фактор семьи главного героя — во многих подобных фильмах она играет значительную роль в сюжете, обычно превращаясь в активный объект нападок со стороны разномастных злодеев, здесь же ей отведена функция почти декоративная, то есть невеста (Оксана Лаврентьева) и падчерица у Белова как бы и есть, а как бы и нет. В том же ключе они и исчезают из повествования картины.

Имеются в фильме и особенно неубедительные эпизоды, когда мотивация поступков героев выглядит притянутой за уши в угоду сюжету. Яркий пример — сцена, где на мать (Анна Казючиц) зловредной Юленьки, которую дочурка так навязчиво пытается подсунуть молодому педагогу (и которая, правда, и сама в этом процессе ведет себя более чем активно), буквально запрыгивает Белов, до этого ведущий себя вполне адекватно. Почему же он, такой моральный и правильный, искренне любящий свою невесту, почти безразличный к мамаше своей ученицы, так быстро и резко клюет на скромные чары странноватой женщины с ужасно чудной дочерью? Это так и остается загадкой; честное слово, если бы по сюжету мать Юленьки была ведьмой, это бы многое объяснило и сделало фильм целостнее.

Из плюсов «Юленьки» стоит отметить, что фильм, несмотря на явные слабости, в целом смотрится все же неплохо. Да, практически все развитие сюжета угадывается с первых же минут и протекает крайне линейно, но даже несмотря на это, картина вполне смотрибельна, она не вызывает постоянной зевоты и поглядываний на часы в надежде, что все это скоро должно закончиться. Определенная динамика поддерживается и не дает заскучать напропалую. А финальная часть фильма так и вовсе выглядит очень и очень неплохо; конец — это, пожалуй, чуть ли не лучшее, что есть в картине. Нельзя также не отметить композитора фильма: музыка здесь — то немногое, что делает триллер триллером, она довольно хорошо подобрана и используется к месту, пускай без особых изысков.

На многое из того, что здесь перечислено как слабые стороны, при желании можно закрыть глаза, ибо у тех же американцев каждый год штампуется огромное количество подобных картин, где все в разы и разы хуже. Поэтому минусы здесь кажутся яркими, только если мерить «Юленьку» по высоким стандартам. Если же этого не делать, то фильм заслужил свое «удовлетворительно» и один раз, без особых ожиданий, смотрится вполне себе сносно.

 

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх