ХРАНИЛИЩЕ

Петля / Hurok

Венгрия, 2016

Жанр: триллер, драма, детектив

Режиссер: Иштван Мадарас

Сценарий: Иштван Мадарас

В ролях: Денеш Сараж, Дорина Мартинович, Жолт Ангер

Похожие фильмы:

Петля 

Не успели мы как следует насладиться «Матрицей времени», как нам уже предлагают очередную «зацикленную» историю. Хотя формально «Петля» вышла еще в 2016 году, а «Матрица» в 2017-м, венгерское происхождение и отсутствие мощного международного пиара оттесняют картину ко второму или даже третьему эшелону. О таких фильмах зритель, как правило, узнает ретроспективно, спустя лет пять, а то и больше, и совершенно случайно.

Адам – мелкий наркоторговец. Из больницы, где работает его отец, регулярно пропадают ампулы с дурманящим зельем. Начальник службы безопасности, Дежо, лично выносит их за периметр вверенной ему территории и передает Адаму. Задача последнего – доставить товар покупателю. Мы застаем главного героя за подготовкой к очередному рейсу. Рейсу, который должен стать последним. Адам планирует сбежать с большой партией товара, набить карманы зелеными банкнотами и окончательно уйти из-под власти Дежо. Но все переворачивается с ног на голову, когда Анна, возлюбленная Адама, сообщает о своей беременности. Как ни странно, будущий отец совершенно не рад подобному известию.

Все-таки любят режиссеры, да и сценаристы играть со временем. И, наверное, никогда так и не наиграются. Одна из главных причин – широкое поле для экспериментов. У современных творцов еще найдется масса ценных идей, как эффектно вывернуть пространственно-временной континуум. Если бы фильм сняли в Штатах, можно было справедливо негодовать: «Ну, куда опять-то! Зачастили!» Но у венгерского кинематографа опыт блуждания по закоулкам времени небогатый. И сразу хочется сказать спасибо за то, что авторы подали материал по-своему, без оглядки на голливудские, да и не только, творения.

Петля

К чему мы привыкли в фильмах «одного дня»? Герой, как правило, просыпается в одном и том же месте в одно и то же время и блуждает в 24-часовых рамках в тщетных попытках что-то понять и изменить. В «Петле» этого не будет. Герой не просыпается, да и спать не ложится вообще. Адам как ошпаренный носится по городу с одной единственной целью – спасти свою шкуру от Дежо. Носится до тех пор, пока не гибнет. Но точки бифуркации нет, нет того момента от которого начинается новый отсчет, нет будильника. Мы вновь наблюдаем старую сцену: Анна бежит по дороге и сталкивается с Адамом. Как? Его же только что убили! В итоге по городу бегает несколько Адамов. Да-да! Венгерский городок наполняется клонами! И самое интересное, что клоны эти могут встречаться, разговаривать и даже драться. Конца вселенной от этого не наступит. Выглядит такой каламбур вполне достоверно, так как основывается на ряде деталей, грамотно вплетенных в сюжет. Единственное, если зритель попытается уложить в голове общую картину и вообще механизм происходящего, то рискует получить перелом мозга. Главное, что выглядит все вполне складно, динамично и свежо, а в детали лучше не углубляться.

Вряд ли имена актеров и режиссера кому-то что-то скажут. Но эти люди не вчера пришли в кино. У каждого уже есть за спиной пара проектов разной величины и значимости. И «Петлю» тоже можно справедливо занести им в актив. Сценарий, как минимум, любопытный. Наиболее слабое место – финал картины. Глядя на сумасшедший бесконечный день Адама, невольно задумываешься, ради чего все это? Ответ будет вполне ожидаемый и в целом грамотный, но все же хотелось бы чего-то помощнее. Актерская игра увлекает; главный герой – Адам – по ходу сюжета ярко эволюционирует. Каждый его «клон» претерпевает ряд моральных и этических метаморфоз, и мы наблюдаем как из эгоистичного, слабого и трусливого парня получается мужчина, понимающий смысл слова «ответственность».

Петля

Визуально «Петля» предлагает нам пасмурную, практически монохромную картинку, временами разбавленную некоторыми оттенками. Городской пейзаж – смесь спального района и безжизненного, вымершего гетто. Если это типичная венгерская провинция, не мудрено, что большинство путешественников при посещении этой страны ограничиваются красотами Будапешта. Местные жители тоже не вызывают особого доверия как у возможного туриста, так и у зрителя. Массовка сработала далеко не безупречно. Глядя на прохожих, возникают ассоциации с толпой безвольных зомби, готовых бежать в нужную сторону при первом взмахе режиссерского хлыста.

Возможно, для Венгрии «Петля» – это неплохой или даже сильный фильм. Для отечественного зрителя, избалованного голливудскими побрякушками, да и вообще многообразием современного кинематографа, это, скорее, проходная картина. История знает много примеров, когда режиссер, имея в арсенале двух-трех актеров, одну единственную локацию и бюджет, помещающийся в кармане брюк, выдавал продукт на голову выше. Когда нет зрелищных спецэффектов, нужно брать напряжением, интригой, тайной и атмосферой. В работе Иштвана Мадараса все это есть, но не так много, как хотелось бы. Тем не менее, если хотите свежего взгляда на извечную тему, – смотрите. Несварения от этого фильма уж точно не будет.

Петля

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх