ПОЛУНОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Человек, который улыбался / Mannen som log (роман)

Автор: Хеннинг Манкелль

Жанр: детектив

Издательство: Иностранка, Азбука-Аттикус

Год издания: 2014 (в оригинале — 1994)

Перевод: С. Штерн

Похожие произведения:

  • Стиг Ларссон «Миллениум» (цикл романов)
  • Ю Несбе «Харри Холе» (цикл романов)

Одна из особенностей серии романов Хеннинга Манкелля об инспекторе Курте Валландере — единая линия развития событий. Мы не просто читаем очередное дело из архивов Истадской полиции, которое Курту довелось расследовать, мы живем вместе с главным героем. Словно из года в год, мы переходим из книги в книгу. Вот Валландеру уже полвека, Рюдберг — его самый близкий друг — умер от рака еще в первом романе. Кажется, как давно это было, но в то же время Курт до сих пор вспоминает слова и советы своего наставника. Взяв в руки четвертый том и оглядываясь на то, что было прежде, можно уже с полной уверенностью заявить: Манкелль нарисовал настоящую жизнь. И жизнь эта, как водится, состоит из черных и белых полос. Широких и узких. «Человек, который улыбался», пожалуй, одна из самых черных полос в истории Курта.

Если вы не знакомы с серией и впервые слышите о шведском полицейском — советуем отмотать историю как минимум на один роман назад. Ибо предпосылки одной из основных дилемм лежат в предыдущей книге ­— «Белая львица». И дилемма не в том, что какой-то плохой парень остался жив и теперь продолжает бесчинствовать в славной Швеции. Нет, все гораздо проще. В прошлом романе Курт убил человека. Преступника. Впервые в жизни. «Эка невидаль!» — воскликнет читатель. В современных боевиках десяток неприятелей укладывают за одну минуту. Человеческая жизнь гроша ломаного не стоит. Убийца? Насильник? Просто парень в черной куртке и со стволом? Можно смело давить ногой как таракана. Но эта эстетика не в духе Манкелля. Шок от случившегося настигает Валландера еще в третьем романе, а в четвертый шлейфом тянется депрессия. Депрессия, которая подталкивает к единственному выходу — уйти из полиции.

Так бы и закончилась эта история, не успев начаться. Но два неожиданных убийства заставляют Курта переосмыслить свое место в этом жестоком мире. Один из убитых — его знакомый, и он просил у полицейского помощи. Помощь пришла слишком поздно. Теперь Валландер, успевший уже похоронить себя как слугу закона, должен родиться вновь и найти дьявола, который отбирает жизни с улыбкой на лице.

С каждой новой книгой серии Манкелль все дальше отходит от привычного детективного канона. Если раньше он хотя бы пытался озадачить читателя некой интригой, подкинуть заковыристое преступление с парой-тройкой неизвестных, то сейчас этого нет и в помине. Вернее есть, но только для героев романа — Валландера и компании. Для читателя же все карты открыты буквально с первых страниц (не говоря уж про название книги).

С одной стороны, это может показаться скучным. Еще бы, ведь нас, по сути, лишили законного удовольствия, которое жаждешь получить от каждого детектива — возможности погадать, так кто же все-таки главный злодей? С другой стороны, в качестве компенсации мы получили повышенный уровень напряженности. Почти как у Хичкока. Сидят двое и разговаривают. А под столом в это время тикает бомба. Мы о ней знаем, а они нет. Градус растет. В своем неведении Валландер мечется от версии к версии и когда вплотную подходит к «плохому парню» наши кулаки чешутся: «Ну же, давай, догадайся и арестуй его!» Но всему свое время.

«Страшно не то, что великие люди аморальны, а то, что аморальность ведет к величию».

Эти слова французского политика Алексиса де Токвиля в качестве эпиграфа Хеннинг Манкелль взял, конечно же, не случайно. Может ли за законопослушным, человеколюбивым, щедрым и улыбчивым фасадом скрываться настоящий монстр? И если да, то, как привлечь этот идеал к ответственности, когда со всех сторон его защищает шелест купюр и всеобщее обожание? Манкелль покажет читателю, что тьма способна опутать любое сердце, соблазнить его и увести в глубины, из которых уже нет возврата. Тьма пробудит алчность, научит закрывать глаза на человеческие жизни, научит скрывать свою истинную личину за улыбкой. Ведь и главным оружием Дьявола испокон веков была ложь и лицемерие.

Для личной жизни в плотном графике Валландера по-прежнему почти не находится свободного места. Дочь уже выросла и вся в сомнениях по поводу будущей профессии, отец Курта вопреки всему женился на своей сиделке, но даже это не усмирило его причуды:

«— Надо будет залезть на трубу.

— Это еще зачем?

— Охота полетать.

— Разобьешься. А Гертруд дома?

— Мы вместе туда полезем, — сказал отец и закончил разговор».

Сам Валландер, словно романтичный подросток, пишет письма женщине, покорившей его сердце еще во втором романе. Все это органично сливается с основным сюжетом, так, что и не придерешься. Детектив, насквозь пропитанный жизнью. Единственное, что расстраивает, так это странный характер самого Валландера. Его вдумчивость к финалу сменяется чуть ли не инфантильным максимализмом, готовностью бросаться на любые баррикады, лишь бы довести дело до конца. В такие моменты он не считается ни с кем, ни с врагами, ни с друзьями. Он словно оборотень. Скромный полицейский из тихого Истада превращается в настоящего Рэмбо, волка-одиночку. Вот такие вот метаморфозы. Сложный человек, этот Валландер.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх