DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

Дракула в закоулках криптоистории

Историк / The Historian (роман)

Автор: Элизабет Костова

Жанр: мистический хоррор

Издательство: АСТ, Мидгард

Серия: Интеллектуальный детектив

Перевод: Г. Соловьева

Год издания: 2005, 2007 (в оригинале — 2005)

Похожие произведения:

  • Брэм Стокер «Дракула» (роман)

  • Б. Олшеври «Вампиры. Хроники графов Дракула-Карди» (роман)

  • Артуро Перес-Реверте «Клуб Дюма» / «Фламандская доска» (романы)

  • Марина Юденич «Welcome to Трансильвания» (роман)

Мы видели разных вампиров. От кровожадных матершинников из «30 дней ночи» (комикса, не фильма) до обладающих тонкой душевной организацией упырей Энн Райс. По поводу франшизы «Сумерки» остается только скорбно промолчать. Кажется, стали забывать, как выглядит настоящий «носферату» в традициях Байрона и Стокера! Поэтому дебютный роман Элизабет Костовой, вышедший в 2005 году (и довольно шустро переведенный на русский на волне успеха «Кода Да Винчи»), стал не то чтобы глотком свежего воздуха, но, как минимум, предложил любопытный взгляд на избитую тему.

Роман, который автор писала на протяжении 10 лет, парадоксален тем, что каждый его плюс в глазах одного читателя может стать минусом для другого и наоборот. Попробуем разобрать механизм произведения и посмотреть, как он тикает.

Сюжет можно разделить на три переплетенных линии, разделенные десятилетиями. Основным персонажем, глазами которого мы наблюдаем за событиями, является безымянная девушка, альтер-эго самого автора, унаследовавшая от своего отца интерес к истории. Роман неторопливо начинается в 1970-х, когда героиня натыкается на необычную пачку писем в дальнем углу отцовской библиотеки. Конечно же, ее интерес приводит к обнаружению пары скелетов в семейном шкафу. Второй пласт сюжета раскрывается в рассказах ее отца, третий представляют как раз те самые письма, автором которых является его бесследно пропавший наставник. Каждый из героев так или иначе сталкивается с тайной Дракулы (исторического Влада Цепеша) и убеждается, что Валашский господарь не-жив, но вполне здоров и до сих пор живет среди нас с вами.

Завязка не то чтобы оригинальна, однако подкупает скрупулезным воплощением. Действие происходит уже в ХХ веке, но по стилю и структуре это, в первую очередь, классический викторианский роман, в котором есть и мистика, и история взросления, и многостраничные описания путешествий по восточной Европе. И вот тут мы натыкаемся на главную особенность, разбивающую всю массу читателей на два лагеря. Для одних роман обстоятелен. Подробно описываются чувства героев, путешествия занимают добрую половину романа, атмосфера дальних стран и странствий передана на «отлично»! Но эта же обстоятельность делает повествование безумно затянутым, когда на самом интересном месте рассказчик прерывается, чтобы описать бытовую сценку или удариться в размышления о природе истории и всего человечества. Кого-то неспешный темп романа очарует, кто-то уснет, кто-то со злости запустит книгой в дальний угол комнаты. Чтение, в общем, не для всех.

Персонажи полностью соответствуют стилю — они очень подробно выписаны. Несмотря на то, что автор очень скупо описывает их внешность, каждый образ получился рельефным и обладающим плотью в читательском воображении. Каждый рассказчик, будь то оксфордский профессор из 1930-х или его ученик из 1950-х, в теории, обладает собственными особенностями речи. Однако на практике получается, что далеко не всегда мы можем отличить стиль героини от ее отца, особенно в оригинале, где нет различия между мужским и женским родом. Автор, тем не менее, достаточно эффективно жонглирует сюжетными линиями, подогревая читательский интерес. Отдельно стоит отметить богатство языка, выгодно отличающее книгу от большинства исторических и конспирологических детективов, вышедших в 2000-х. Читая описание мест, куда Костова закидывает героев, мы начинаем видеть их глазами панорамные виды со стен древнего горного монастыря, слышать напевный говор местных в душной балканской чайной, ощущать жуткий, сладковатый запах разложения, исходящий от страниц загадочной книги, найденной одним из героев на своем столе в библиотеке. Одним словом, роман очень «вкусный», хотя, как уже говорилось, все же чересчур многословный.

Отдельная удача — сам формат сюжета и образ Дракулы. С одной стороны, Цепеш здесь главный злодей, но его читатель увидит только ближе к концу книги. Это не мятущийся демон Гэри Олдмана, не роковой соблазнитель Кристофера Ли, не инфернальный упырь а-ля граф Орлок. Это непостижимое многовековое зло, действия которого не поддаются логическому объяснению или предсказанию. Однако есть и пара любопытных черточек, добавляющих персонажу иронии — например, его увлечение библиотеками (у Влада даже есть собственная копия «Дракулы» Брэма Стокера). Чего не сделаешь от столетней скуки.

И все же, главные герои и злодеи этой книги не люди и монстры, а Ее Величество История. Рассказчики преследуют Дракулу не по следу из остывших и остывающих обескровленных трупов, а по старинным книгам, документам и картам. Перед нами разворачивается многовековая история противостояния балканских княжеств и оттоманской империи, гораздо более жуткая и кровавая, чем любые злодейства Влада Цепеша. Кстати, о крови. Несмотря на то, что роман, по сути, о вампирах, Костова практически полностью избегает жестоких сцен. Классическое вбивание осинового кола в грудь вампира вообще всего одно, что идет только на пользу книге и делает этот момент гораздо более запоминающимся и эмоциональным. В конце концов, персонажи не опытные ванхельсинги, крошащие кровососов пачками, а историки, вынужденные противостоять гораздо более сильному злу. В целом, книга, как и классические викторианские и готические романы, на которые ориентировалась Костова, создает скорее атмосферу тайны и легких мурашек по коже, чем всеобъемлющий ужас, треш и угар. Так что любители вдумчивых неторопливых произведений явно не уйдут обиженными. Любители классических вампирских романов тоже останутся довольны. Остальным читать на свой страх и риск.

P. S.

Отдельно подкупает отношение автора к своему роману. Костова объехала весь мир, общаясь с читателями и обсуждая с ними впечатления от книги. Автор этой рецензии, например, наткнулся на объявление о встрече с читателями в книжном магазине небольшого хорватского городка. Мелочь, а приятно!

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)