ГОЛЕМ

Слепое чудовище / Môjû

Япония, 1969

Режиссер: Ясудзо Масумура

Сценарий: Йосио Сирасака

В ролях: Эйдзи Фунакоси, Мако Мидори, Норико Сэнгоку

Похожие фильмы:

  • «Контракт рисовальщика» (1982)
  • «Связанные насмерть» (1988)

По сути, этот фильм — японская инверсия «Коллекционера» Фаулза: вечная история о мужчине, который похищает женщину. По тем или иным причинам герой таких историй считает ее недоступной для «общепринятых» способов завязывания отношений. Инверсия заключается в том, что у Фаулза постоянно подчеркивается, что девушка несравнимо выше героя по культурному уровню, в обычных условиях она ни за что не обратила бы внимания на того, кого презрительно зовет «Калибаном» и считает во всем ниже себя. В «Слепом чудовище» все строго наоборот: девушка — совершенно обычная, а вот ее похититель — талантливый скульптор, но слепой от рождения. Он считает ее тело совершенным и хочет слепить статую, показывающую красоту похищенной девушки, но полагает, что позировать ему добровольно девушка не захотела бы. В общем, правильно полагает: долгое время она только и думала, как бы провести слепца и его мать, чтобы вырваться на свободу.

Правда, стоит учитывать, что все ассоциации с Фаулзом — плод «западного» ума: сам по себе фильм является экранизацией произведения совершенно другого автора, японского классика Эдогавы Рампо, чьи произведения оказали огромное влияние на «эро-гуро», специфический японский вариант «сексплотейшена». Оригинальный роман, кстати, был переработан режиссером: в книге женщина была обычной жертвой, а на экране предстает более глубокой и жуткой фигурой, чем сам скульптор.

Как это часто бывает в японском кино, в работе режиссера и оператора присутствует явный налет театральности: во время диалогов камера зачастую остается неподвижной, а вот актеры двигаются в кадре и взаимодействуют с декорациями. Особенно это заметно в сцене, когда похищенная впервые просыпается в студии скульптора и видит себя в окружении его циклопических работ. Сюрреалистический, изобретательно снятый и очень театральный по построению эпизод, один из самых запоминающихся во всем фильме.

Большая часть фильма воспринимается не как фильм ужасов, а как психологическая драма, причем «в безумии героев есть свой метод», как сказал бы Гамлет. При всей необычности их психологии развитие конфликта обладает железной логикой и полной достоверностью. Придраться можно разве что к деталям: находясь в одной комнате со слепым скульптором, героиня все же стыдливо прикрывается покрывалами. Впрочем, при желании и этому можно найти объяснения, не так ли?

Тем большей неожиданностью оказывается финал фильма, когда реалистическая драма незаметно соскальзывает в сюрреалистический кошмар, настойчиво напоминающий творчество Лавкрафта: в героях просыпаются потусторонние, нечеловечески жуткие силы — но логика развития при этом остается все так же выдержанной.

Однако сам по себе фильм при весьма провокационном сюжете остается довольно скромным: даже когда сценарий предполагает показ актрисы обнаженной, оператор зачастую выбирает довольно сдержанные ракурсы. Видимо, учитывая провокационность содержания ленты, режиссер решил не дразнить цензуру еще и откровенностью воплощения темы. Стоит упомянуть, что Эйдзи Фунакоси, сыгравшая роль жертвы, уже была к тому времени ветераном японского кино: она начала сниматься еще в 1953 году и всего сыграла 76 ролей, причем «Слепое чудовище» — один из последних ее фильмов.

Напоследок отметим, что по мотивам того же произведения снят еще один фильм, причем автором ремейка стал не кто иной, как Теруо Исии, знаменитый японский киноэксцентрик.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх