DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Элементарно!

Жанр ужасов и детективы по сути своей настолько близки, что одно с легкостью может перетечь в другое. Вспомним классическое произведение «Десять негритят» за авторством несравненной леди Агаты: действующие лица, втянутые в хитроумно спланированную акцию возмездия, в какой-то момент, не в силах найти удовлетворительное и рациональное объяснение, начинают рассуждать о материях мистических. В то же время герои романа Кодзи Судзуки «Звонок» проводят полноценное расследование с поднятием архивных материалов, опросом свидетелей, поиском улик и доказательств, что в итоге приводит их прямиком к сверхъестественной сущности. Франшиза «Скуби-Ду» вообще построена на разоблачении якобы паранормальных происшествий дедуктивным методом, пусть даже «для младшего школьного возраста». И таких примеров множество.

Сегодня мы отдадим дань почтения наиболее известным персонажам-детективам игровой индустрии. Конечно, с некоторыми оговорками — речь пойдет исключительно о протагонистах темного жанра. Поэтому за скобками окажутся небезызвестный Шерлок Холмс, о котором выпущено столько игр, что впору писать отдельную статью (кстати, одноименный фильм режиссера Гая Ричи отлично демонстрирует, как продуманная интрига способна обрасти мистическим ореолом). Также не нашлось места в обзоре нуарному нью-йоркскому копу Максу Пэйну — а все из-за махрового реализма, лишь изредка прореживаемого галлюциногенными кошмарами. По причине отсутствия хоррора пройдут мимо и персонажи Disco Elysium и самого дотошного симулятора детектива L.A. Noir. Игровая адаптация комиксов Fables — The Wolf Among Us — тоже не удостоилась внимания, ведь, несмотря на харизматичного главного героя, это не столько ужасы, сколько банальный детектив в обертке городского фэнтези.

Итак, приступим к изучению личных дел оставшихся кандидатов.

Внимание: в тексте встречаются спойлеры к сюжетам упоминаемых игр!

Мэнни Калавера, Grim Fandango

Формально протагонист этого классического квеста 1998 года от живого классика Тима Шейфера никакой не детектив. Мэнни отрабатывает прижизненные грехи в Департаменте смерти загробного мира. Его дело — обслуживать клиентов (вновьумерших), продавая им билеты в различные миры. Такая вот сюжетная тавтология. Однако, несмотря на кажущуюся комичность ситуации, в основе повествования лежит слишком много элементов классического нуара. Коварные заговоры, роковые красотки, бесстрашные герои, которым как бы нечего терять, и запойные алкоголики с трезвым взглядом на жизнь — все это превращает похождения Мэнни Калаверы в цифровой эквивалент фильмов с Хамфри Богартом.

Увы, как и эти фильмы, сам жанр квестов в последнее время чувствует себя не намного лучше клиентов Мэнни: по всем пунктам мертв, но еще трепыхается и подает признаки жизни. Современную аудиторию в силу дряхлости исполнения игра вряд ли заинтересует (даже в виде вышедшего шесть лет назад ремастера). Поэтому она вызывает в первую очередь академический интерес.

Дэвид Янг, D4: Dark Dreams Don’t Die

Главное действующее лицо D4 — эталонный сыщик. Бывший полицейский, переквалифицировавшийся в частные детективы. В анамнезе убитая жена, положенная на поиски виновных жизнь, два напарника — один бывший, другой бутылка текилы, плюс домашняя кошка, которую воспаленный горем, неурочной работой и алкоголизмом разум Янга видит настоящей девушкой. Ну, или всему виной застрявшая в тот роковой день пуля в голове, кто знает? Ах да, от ранения герой потерял память, но по мере распутывания новых дел постепенно обретает воспоминания.

Визуально и геймплейно игра напоминает The Wolf Among Us, во многом из-за сел-шейдинговой графики. В остальном градус безумия в разы выше благодаря тому, что у истоков стоял матерый японский сценарист Хидетака Суэхиро, более известный как SWERY65. Другой особенностью проекта можно назвать заточенность под Kinect. Увы, но D4, несмотря на очевидные достоинства, так и не сыскала массовой народной любви, ограничившись первым сезоном из двух эпизодов и пролога.

Френсис Йорк Морган, Deadly Premonition

Раз уж зашла речь о творениях SWERY, то никак не обойтись без предшественника «D4». Прозванная интерактивной версий «Твин Пикс», игра Deadly Premonition вышла в 2010 году и обзавелась полушутливым титулом «самой лучшей худшей игры на свете». Полушутливым потому, что, несмотря на обилие достоинств, играть в нее было чуть ли не физически тяжело, во многом из-за кривого управления и отвратного геймдизайна.

В центре сюжета — молодой агент ФБР Френсис Йорк Морган, расследующий дело об убийстве в американском городке Гринвейл. Методы работы агента Йорка (будем называть его так, ведь все это делают) крайне эксцентричны, что роднит его с агентом Дейлом Купером из «Твин Пикс». Есть у протагониста и своя «Дайана» — некий «Зак», голос в голове, чьи советы и рекомендации Йорк выполняет беспрекословно. Полученная в детстве психологическая травма, вызванная убийством матери отцом (с его последующим самоубийством), предположительно снабдила героя не только вымышленным другом, но и особой чувствительностью к паранормальным явлениям. Этот талант помог раскрыть несколько странных дел, что закономерно привело к повышению Йорка до специального агента.

Кроме эксцентричности и высокого интеллектуального уровня, не чужды герою и простые человеческие слабости, сиречь вредные привычки. Среди самых навязчивых — страсть к кофе и табачная зависимость. Курение — одна из основных фишек персонажа, активно подчеркиваемая создателями игры. Из личных пристрастий у него замечены любовь к фильмам категории «В» 80-х годов прошлого столетия и панк-року того же периода.

Себастьян Кастелланос, дилогия The Evil Within

Раз уж выше упоминалось о японском видении западных детективов, то стоит отметить Себастьяна Кастелланоса, героя двух частей хоррора The Evil Within. Созданием игры занимался знаменитый геймдизайнер Синдзи Миками, автор серии Resident Evil. По его словам, в новую игру он впихнул все безумные идеи, которые по разным причинам не подходили для главной серии его жизни. Поэтому отдельные геймплейные элементы и образы схожи с «Обителью зла» (включая серию фильмов с Миллой Йовович), а часть будто перешла из родственной франшизы Silent Hill. К примеру, Хранитель-Сейфоголовый — один в один Пирамидоголовый из туманного городка.

Приключения детектива Кастелланоса начинаются с вызова в психиатрическую лечебницу «Маяк». Прибыв на место вместе с коллегами, герой обнаруживает следы массовой бойни и трупы как персонала, так и пациентов заведения. Единственный выживший доктор бормочет что-то о некоем Рувике, который, видимо, и устроил резню. Но при этом свидетель говорит, что этого не может быть. А дальше череда нелепых совпадений приводит Себастьяна в некий виртуальный мир, спроецированный этим самым Рувиком (игроки вместе с героем узнают об этом ближе к концу первой части).

Но уже в сиквеле потерявший работу и семью (зато взамен пристрастившийся к алкоголю) бывший детектив погружается в аналогичную симуляцию добровольно. Теперь у него для этого личные мотивы: в продолжении другой мир строится на сознании дочери Себастьяна Лили, долгое время считавшейся погибшей. К слову, сиквел, в отличие от экшен-ориентированного оригинала, активнее использует именно детективные элементы: здесь приходится осматривать пусть и вымышленные, но места преступлений и анализировать их, чтобы составить картинку произошедшего.

Пол Просперо, The Vanishing of Ethan Carter

Заниматься изучением места преступления, сбором улик и последующей визуализацией в хронологическом порядке предстоит и Полу Просперо, паранормальному сыщику из красивого триллера The Vanishing of Ethan Carter. Получив письмо от двенадцатилетнего мальчика по имени Итан Картер, Просперо сперва принимает его за еще одно послание от воодушевленного поклонника своих талантов. Но пацан, по словам самого сыщика, в подробностях и деталях описывает такие вещи, которые маленьким мальчикам знать не положено. А вскоре он исчезает при загадочных обстоятельствах. Главному герою не остается ничего другого, кроме как отправиться в штат Висконсин, в городок под названием «Долина Красного Ручья», чтобы разобраться в произошедшем.

Как личность Пол Просперо довольно примитивный образ. Несмотря на то, что он активно комментирует каждый свой шаг и любую находку, узнать что-либо о нем крайне сложно. И на то есть своя, сценарно обусловленная причина: дело в том, что сам Просперо — плод воображения умирающего от отравления угарным газом Итана Картера. А все ужасные преступления с убийствами, поджогами и вызовом древних спящих божеств а-ля лавкрафтианские Древние — также результаты буйной фантазии мальчишки, мечтавшего стать писателем.

Эллис Линч, Blair Witch

Исчезающие маленькие мальчики и последующее шастанье в их поисках является сюжетной завязкой и относительно свежей Blair Witch от польской студии Bloober Team. Протагонист — Эллис Линч, бывший полицейский с посттравматическим синдромом — отправляется в жуткие леса Блэк Хиллз, что окружают городок Беркитсвиль, штат Мэриленд. По последним данным, здесь потерялся какой-то пацан, а герой видит в его спасении искупление собственных грехов прошлого.

Как это принято в жанре, у Линча непростая судьба, да и в целом жизнь скорее катится под откос, чем идет в гору. Мучимый чувством вины, терзаемый воспоминаниями о прошлом, он угробил личную жизнь и карьеру, а сейчас, кажется, держится больше на морально-волевых качествах. Да и вообще похоже, что он попросту безумен и психически нестабилен и что его место в специальном учреждении с квалифицированной медицинской помощью. Но надежда на обретение катарсиса теплится. Хотя — как все обернется в итоге, зависит только от игрока и принимаемых им решений (зачастую неочевидных). К примеру, от того, как герой относится к своей собаке по прозвищу Пуля, как часто играет с ней или, наоборот, ругает. Или от того, сколько времени он трындит по допотопному сотовому телефону с подругой. Все это худо-бедно складывается в единый пазл и ведет к одному из двух возможных финалов.

Даниэль Лазарски, Observer

Творчество поляков из Bloober Team не ограничивается переложением киношной классики на игровые рельсы. Есть у них в загашнике и психологический киберпанк-хоррор «Observer», обзаведшийся недавно ремейком под современные системы. Сей опус примечателен, среди прочего, тем, что главную роль в нем исполнил потрясающий актер Рутгер Хауэр — он воплотил в жизнь образ детектива-наблюдателя Даниэля Лазарски, разыскивающего своего сына Адама. Что поделать, тема поиска детей весьма популярна как в хоррорах, так и в детективах.

Действие Observer разворачивается в Кракове в 2084 году. Мир поразила эпидемия так называемой «цифровой чумы» — нанофага, что привело к войне и глобальным изменениям в геополитической обстановке. На территории Пятой Польской Республики действует режим тотального контроля, поддерживаемый подразделениями Наблюдателей — детективов, способных вести допросы через подключение к нейросетям.

Пан Лазарски — один из таких детективов. Но его главная цель на протяжении игры — не распутывание криминальных дел, а поиск сына, которого долгое время он считал пропавшим. Внезапный звонок от Адама приводит героя в многоквартирное гетто, после чего он идет по следу из трупов. Расследование завершается обнаружением оцифрованного сознания Адама, зараженного нанофагом и заточенного в карантин. Цифровому призраку нужен физический «доспех», чтобы покинуть виртуальную тюрьму. Ради этого он готов использовать тело отца. Однако несогласные с таким решением игроки могут выбрать вариант концовки а-ля «Тарас Бульба»: Даниэль, жертвуя собой, убивает обезумевшего сына.

Эдвард Карнби, серия игр Alone in the Dark

В далеком 1992 году появилась игра, названная позднее родоначальником жанра «survival horror», — Alone in the Dark. Одним из двух её главных героев (задолго до бума толерантности здесь уже можно было выбирать между мужчиной и женщиной) явояется частный детектив Эдвард Карнби — по крайней мере, так гласит потускневшая медная табличка на его двери. Его нанимает торговец антиквариатом и вместе со своей племянницей (это второй главный персонаж) отправляет в Луизиану, разобраться с загадочной смертью владельца поместья Дерсето. Собственно, по прибытии в поместье начинается сама игра, заложившая на долгие годы основы жанра: мало боеприпасов, темнота, теснота, головоломки и жуткие враги.

В дальнейшем серия получила развитие и несколько продолжений, центральным персонажем которых стал Эдвард Карнби. Эмили Хартвуд, племянница антиквара, появлялась в третьей части, но уже как второстепенный, а не игровой персонаж. А вот сам частный сыщик, заполучивший славу специалиста по паранормальным делам, кочевал из одной игры в другую. В продолжении 2008 года его даже занесло из 1938-го в наши дни. Правда, скучный и непрописанный характер пришлось аннулировать волшебной амнезией (что, впрочем, только пошло на пользу сценарию).

Собственно, в силу давности, когда законы игровой драматургии были иными, биография Эдварда Карнби так и не обросла интересным психологическим портретом. Все, что заслуживает внимания, относится не столько к характеру, сколько к независящим от детектива обстоятельствам: стал героем родоначальника целого жанра, побывал в будущем, был сыгран Кристианом Слейтером в отвратительнейшей экранизации за авторством Уве Болла. И да, это один из первых игровых персонажей, который столкнулся с истинно лавкрафтианскими ужасами — и выжил. В дальнейшем такими достижениями похвастаться практически никто не сможет, но сам тренд даже спустя без малого тридцать лет будет находить воплощения.

Собственно, самое время перейти к ним.

Джек Уолтерс, Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth

Частные сыщики и детективы, нанятые для расследования загадочных событий и попадающие в переплет с паранормальными и сверхъестественными силами, — это, можно сказать, одна из фишек наследия Говарда Филлипса Лавкрафта, наряду с журналистами, собирающими материал для очередной статьи (что, в принципе, роднит обе профессии). Не избежал этой участи и Джек Уолтерс, главный герой ставшей уже классической игроизацией Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth.

Расследуя деятельность некоего таинственного Братства Йит, Джек пробирается в загадочный дом в Бостоне, где запускает непонятное устройство. В следующий раз он приходит в себя спустя шесть лет, в Аркхемской психиатрической лечебнице, совершенно при этом не помня, что с ним происходило за это время. Тем не менее ему удается вылечиться и даже возобновить карьеру детектива, что, в лучших традициях жанра, добром не кончится. Новое задание наводит Джека на след очередного культа — Тайного Ордена Дагона. Дальнейшая история обернется сущим кошмаром: Джека будут преследовать галлюцинации, адепты культа, безумные сектанты, нелепые чудовища Глубоководные и прочий бестиарий обширного литературного наследия писателя и его последователей. Заканчивается все в свойственной Лавкрафту манере — безумием протагониста с последующим самоубийством: человеческий разум не в силах вынести откровений о существовании могущественных инопланетных сил.

Эдвард Пирс, Call of Cthulhu

С религиозным культом сталкивается и герой почти одноименной игры Call of Cthulhu 2018 года. Эдвард Пирс — частный детектив, нанятый расследовать гибель семьи Хокинсов во время пожара в родовой усадьбе. В отличие от большинства виртуальных коллег по сыскному бизнесу, у Пирса есть навыки сыщика, непосредственно влияющие на прохождение. Например, вкачав скилл «Расследование», можно быстрее и точнее составить улики в картинку происходящего, а умение «Поиска» позволит найти больше зацепок. Собственно, это одна из немногих игр про детективов, где приходится восстанавливать картину произошедшего непосредственно на месте преступления.

Эдвард Пирс — представитель так называемого «потерянного поколения». Ветеран Первой мировой войны, он живет в Бостоне, штат Массачусетс, где подрабатывает детективом. Ему приходится раскрывать супружеские измены, преступления из мелочной мести и исчезновения людей, скрывающихся от кредиторов. Мучимый посттравматическим синдромом, он топит собственный экзистенциальный кризис в виски, щедро сдобренном таблетками. А каждую ночь ему снятся кошмары о войне.

Так продолжается до тех пор, пока к нему не обращается мануфактурщик Стивен Уэсбстер. Его дочь Сара Хокинс погибла вместе с мужем и сыном в пожаре. Официальная версия властей гласит, что Сара сама стала виновницей пожара, так как была душевнобольной, но отца такой расклад не устраивает. Пирс с радостью берётся за дело и отправляется на остров Блэкуотер в надежде размяться после скуки обывательского болота. Однако теперь его кошмары станут еще страшнее. И что самое ужасное — они будут не отголосками прошлого, а предупреждением о грядущем.

Расследование, как это принято у адептов Лавкрафта, приведет героя к почитателям Древних, а финальный выбор либо поможет пробудить спящего Ктулху, либо заточит Пирса в ловушке разума и мягких стенах скорбного дома. Выбор, как водится, остается за игроком.

Чарльз Рид, The Sinking City

Чуть ли не под копирку списан и герой следующей игры — Чарльз Уинфилд Рид, протагонист The Sinking City от украинской студии Frogwares. Впрочем, это неудивительно: с произведением Cyanide Studio, заделавшей «Зов Ктулху», творение киевлян связывает долгая и не очень приятная история с заказом от издателя, передачей прав и последующими юридическими разборками. Но в итоге вместо одной игры по мотивам творчества Лавкрафта счастливое человечество получило сразу две.

Итак, Чарльз Рид. Ныне частный сыщик, ранее ветеран Первой мировой войны, отслуживший в военно-морских силах США. Единственный выживший с судна «Циклоп», пропавшего в печально известной акватории Бермудского треугольника, в силу чего немножко страдает галлюцинации. Лежал в психиатрической клинике, но был реабилитирован как полезный член общества. Рид прибывает в вымышленный городок Окмонт, штат Массачусетс (как Стивен Кинг любит Мэн, так Лавкрафт не прочь пошалить в Массачусетсе), постепенно превращающийся в бледную тень самого себя. Город постепенно затапливает череда наводнений, а местные жители страдают от массового психоза (или наслаждаются им, что тоже в некотором роде верно). Именно для расследования причин эпидемии сумасшествия Рида и пригласил местный житель Йоханнес ван дер Берг.

Студия Frogwares ранее отметилась целой плеядой квестов про Шерлока Холмса, поэтому неудивительно, что именно детективная часть игры выполнена на высоком уровне — в пику кривой боевке и однообразному открытому миру. Пожалуй, в «Тонущем городе» реализована одна из лучших форм дедуктивного метода, которая включает в себя сбор улик, чтение архивов, некоторые размышления игрока с последующей визуализацией. В общем, наработанные годами навыки украинцы явно использовали с умом.

Но опять же: открытый мир и однообразная боевая система могут испортить все впечатление. А кому-то может прийтись не по нраву и концовка с тремя различными выборами. В лучших традициях Mass Effect 3, только без череды принимаемых ранее решений.

Итан Томас, дилогия Condemned

Если же вернуться из 20-х годов прошлого столетия в наше время, то выяснится, что тема секретных культов и галлюцинаций процветает и без влияния Говарда Филлипса. К примеру, в дилогии Condemned агент ФБР Итан Томас неплохо так сталкивается с деятельностью некоего ордена под названием Оро, адепты которого развивают в себе определенные телепатические навыки путем вживления механических имплантов.

Из-за деятельности этих граждан у обывателей потихоньку повышается общий уровень агрессии, что ведет к излишней жестокости и членовредительству. Но Итан Томас этого пока что не знает. Пока что он просто идет по следу серийного убийцы, одного из многих в своей карьере. Задача осложняется тем, что некий «серийный убийца серийных убийц» добирается до подозреваемых раньше агентов ФБР и убивает их теми же методами, которыми они расправлялись со своими жертвами. И вот уже главному герою (а вместе с ним и игроку) предстоит охотиться на «серийного убийцу Икс», а после встречи с ним — скрываться от собственных коллег в надежде прожить достаточно долго, чтобы успеть обелить свое честное имя и доказать невиновность в разыгранном спектакле с убийством других полицейских.

Но жанр игры, к вящему сожалению ценителей работы серого вещества, не располагает к дедуктивному методу. Скорее тут уместен деструктивный подход. Condemned знаменита тем, что это своеобразный файтинг от первого лица, эдакий beat’em-up. Огнестрельного оружия в игре крайне мало, а эффективность его стремится к нулю (не говоря уже о крайне ограниченном боезапасе). Большую часть времени Итану придется отбиваться от люмпенов и маргиналов подручными предметами, лишь изредка разыскивая отпечатки, следы и прочие улики.

Ронан О’Коннор, Murdered: Soul Suspect

Но как ни крути, перманентный мордобой вместо комплекса сыскных мероприятий — это еще не самый худший поворот событий. Вот Ронану О’Коннору, детективу с криминальным прошлым из городка Салем, штат Массачусетс, повезло меньше — его убили. Прямо на рабочем месте, во время расследования серии жестоких убийств, похожих на дело рук одного маньяка. Первая очная встреча с ним заканчивается полетом на мостовую из окна четвертого этажа и смертью детектива — а ведь это только начало игры.

Уже будучи духом, способным общаться с другими неупокоенными мертвецами, Ронан продолжает свою благородную миссию по поимке маньяка. Образ героя можно назвать одним из самых удачных воплощений харизматичных призраков в игре: шляпа, небритость, татуировки и сигарета. Довершают его несколько сквозных ранений в грудь, коими маньяк добил упавшего и раненого полицейского. Расследование духа-детектива сводится к активации подсвеченных призрачным светом точек на месте преступления. О’Коннор может также читать мысли случайных зевак и столпившихся прохожих, находя в них, если повезет, зацепки для дальнейшего поиска виноватых.

В целом похождения мертвого копа, кроме непосредственно дедуктивной деятельности, имеют в списке достоинств такие элементы, как умение вселяться в живых, сводить с ума электронику, забираться в потаенные места — все то, что в кинематографе зрителям обычно показывают с точки зрения стороннего наблюдателя, здесь необходимо выполнять с завидной регулярностью.

Многоликая кода:

Завершить обзор детективов в игровых хоррорах хочется двумя проектами французской студии Quantic Dream — Fahrenheit и Heavy Rain. Отдельного упоминания они не достойны, так как в каждой игре по несколько главных персонажей и детективы там отнюдь не на первых ролях. В «Fahrenheit» расследованием убийства главным героем незнакомого мужчины занимаются детективы полиции Нью-Йорка Карла Валенти и Тайлер Майзл. При небольшой разнице в возрасте эти персонажи будто полные противоположности во всем: педантичная и целеустремленная Карла с головой бросается в новое дело, в то время как жизнерадостный Майлз готов все дважды взвесить и не рисковать понапрасну.

В нашумевшей некогда Heavy Rain тоже задействованы двое. Агент ФБР Норманн Джейден зависим от триптокаина, но при этом полностью на стороне главного героя. А вот частный детектив Скотт Шелби, самостоятельно расследующий дело «Мастера оригами», является чуть ли не самой большой читерской подставой от разработчиков за всю историю игровой индустрии. Дело в том, что этот персонаж, за которого регулярно предстоит играть, разыскивает маньяка, похищающего детей, при этом сам им и является. Примерно как судья Уоргрейв в бессмертных «Десяти негритятах» леди Агаты.

Таким образом, замкнув круг упоминанием сей классики детективного жанра, благоразумно следует закончить и наше расследование. Пока в его ходе мы не вышли на самих себя.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)