DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

Фатальный маршрут построен

Последние дни Джека Спаркса / The Last Days of Jack Sparks (роман)

Автор: Джейсон Арнопп

Жанр: хоррор, мистика

Издательство: Эксмо

Год издания: 2018 (в оригинале — 2016)

Серия: Хоррор. Черная библиотека

Переводчик: Е. Шульга

Похожие книги:

  • Дэвид Кроненберг «Употреблено» (роман)
  • Тед Чан «История твоей жизни» (рассказ)
  • Вопреки расхожему утверждению, атеисты есть и в окопах самых жестоких войн, и в падающих самолетах. А вот в фильме или романе ужасов встретить отъявленного скептика практически невозможно: материалистические убеждения моментально развеиваются, как только в темноте вспыхивают глаза демона или возникает расплывчатый силуэт привидения. Гонзо-журналист Джек Спаркс, главный герой нового романа Джейсона Арноппа, производит впечатление человека с более твердой позицией. Ни разбушевавшийся полтергейст, ни странности одержимой девочки не заставят его поверить в существование сверхъестественного. УЖАСТИК Спаркса (Учет Животрепещущих Аномалий: Список Теорий и Концепций) содержит только два объяснения, почему люди утверждают, что видели нечто необъяснимое: либо они стремятся обмануть окружающих, либо окружающие обманывают их.

    Джек Спаркс сделал себе карьеру на скандальных журналистских расследованиях. В погоне за успешными материалами он объехал всю Британию на детской игрушке, внедрялся в преступную группировку, употреблял наркотики… В поисках очередной «хайповой» темы Джек обратил внимание на сверхъестественное. Ни зрелищный сеанс экзорцизма, ни обряд изгнания беспокойного духа не убедили непримиримого скептика в существовании потусторонних сил. Любые необъяснимые явления он встречает едкой усмешкой и дерзкими издевками. Удар по рациональным взглядам наносит странное видео, выложенное кем-то неизвестным со страницы Джека в социальной сети. Последовательность жутких кадров сопровождают загадочные слова, которые не слышит никто, кроме самого журналиста. Пытаясь разобраться с происхождением ролика, Джек сталкивается с многочисленными привидениями, участвует в спиритических сеансах Паранормального Голливуда — сборища повернутых на мистике фриков, становится очевидцем кровавого кошмара…

    Если воспринимать роман Джейсона Арноппа на полном серьезе, он покажется неровным и непроработанным произведением в псевдодокументальном стиле. Автор слишком долго нагнетает атмосферу, в результате чего напряжение постепенно идет на спад и превращается в нетерпеливое ожидание — когда уже сверхъестественные силы проявят себя на полную катушку. Как только гость из потустороннего мира все-таки вторгается в обыденную реальность, украшая ее воплями обреченных и кровавыми брызгами, темп романа становится слишком стремительным. Резкий переход гнетущей затянутости в неудержимый галоп лишает книгу гармонии, развеивает саспенс, приглушает эмоциональный окрас пугающих сцен. Впрочем, разве стоит от Джейсона Арноппа — известного сценариста и журналиста — ждать однобокой прямолинейности?

    «Последние дни Джека Спаркса» предстают совершенно в ином свете, если рассмотреть их как постмодернистскую игру, наполненную иронией, цитатами, пародиями и симулякрами. Под прицелом язвительного стеба оказываются фильмы о паранормальных явлениях, сообщества поклонников оккультизма, социальные сети, атеисты. Автор пытается показать события романа с разных точек зрения. В основном повествование ведется от лица Джека Спаркса. Большая часть текста — это его записи, сделанные во время работы над роковой книгой о сверхъестественном. Здесь снова проскальзывает постмодернистская игра — отдается дань популярному жанру фильмов ужасов «found footage». Псевдодокументальные вставки — отрывки из интервью с различными персонажами — позволяют по-иному увидеть ключевые эпизоды и всерьез задуматься: какая же из представленных картин мира правильная?

    Но даже если рассматривать «Последние дни…» в постмодернистском ключе, роман не выглядит более сильным и состоявшимся. Автор затрагивает множество актуальных тем, но ни одна из них не получает детальной проработки или принципиально иного осмысления. Культовый режиссер Дэвид Кроненберг, обратившийся в своей дебютной книге «Употреблено» к похожей проблематике (только без сверхъестественного), гораздо смелее и конкретнее препарировал кризисы современности. Джейсон Арнопп работает на поверхности, избегая погружения в глубину — видимо, из страха увидеть там нечто такое, перед чем померкнут жуткие результаты психокинеза. Отдельные сцены выглядят излишними даже в контексте постмодернизма, например, встреча Джека Спаркса с легендарным режиссером Роджером Корманом. Если бы речь шла о фильме, камео столь известной личности привлекло бы внимание аудитории и создало ажиотаж. В книге же этот эпизод кажется полностью лишенным смысла, тем более что он не оказывает никакого влияния на дальнейшее развитие событий.

    Если сюжетная линия бьется в конвульсиях и местами теряет признаки жизни, то персонажи прописаны автором максимально подробно, жизненно и убедительно. Будь то одна из центральных фигур вроде соседки Джека Бекс или герои второго плана, как, например, чудаковатые участники Паранормального Голливуда — все они изображены полноценными личностями со специфическими характерами, судьбами, мировоззрениями. Конечно же, больше всего внимания автор уделяет главному герою. Детальная проработка образа Джека Спаркса получилась даже слишком подробной и убедительной — сложно придумать более неприятный и отталкивающий типаж. Капризный, самовлюбленный, циничный, поверхностный, фальшивый — отрицательные качества главного героя раскрыты в полной мере, но ему невозможно сопереживать, он не производит впечатление обаятельного подонка или притягательного злодея. Эмоциональная оторванность читателя от персонажа (ну как можно поставить себя на место человека, которого «никогда никто не интересовал, кроме Джека Спаркса»?) снижает накал произведения, делает его менее интересным и актуальным.

    Присутствующая в романе околодетективная линия накапливает немало тайн, которые требуют четкого — пускай и фантастического — объяснения. Предложенная Джейсоном Арноппом развязка не выглядит оригинальной: подобный сюжетный ход использовался в различных произведениях — от «Гарри Поттера и узника Азкабана» до «Интерстеллара». Манипуляции со временем могут выглядеть вполне оправданными, если наполнить их философским смыслом и органично вписать в сюжет, как это сделал Тед Чан в «Истории твоей жизни». Концовка «Последних дней…» втягивает выстроенную интригу в черную дыру детства Джека Спаркса, оставляя горькое психоаналитическое послевкусие.

    Развитие (или деградация?) главного героя сложным извилистым маршрутом движется от упертого атеизма к истеричному выводу: «Сверхъестественное существует. Загробная жизнь существует. Дьявол существует. Все, черт подери, существует. Мы просто слишком заняты собой, чтобы замечать это». Впрочем, скептицизм изначально был поверхностным — научной базы он под собой не имел и проявлялся лишь в подписке на страницу Ричарда Докинза в социальных сетях да циничном высмеивании веры в сверхъестественное. Попытка залатать детские травмы показной бравадой ведет Джека Спаркса по фатальному маршруту. Название книги сразу намекает на катастрофический исход — автор с неумолимой неизбежностью ведет к нему главного героя, но для читателя путь, усеянный искажениями пространства-времени и человеческими смертями, выглядит скорее увеселительной поездкой по комнате страха, нежели обреченными шагами в бездну.

    Комментариев: 0 RSS

    Оставьте комментарий!
    • Анон
    • Юзер

    Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    (обязательно)