DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

Игры из подземки

Монотонные эскалаторы, мраморные вестибюли станций, длинные ряды колонн, сеть подземных туннелей, грохочущие поезда… Здесь создается ни с чем не сравнимая обстановка, которая в зависимости от личных характеристик оказавшегося в ней субъекта может быть обыденной, томительной, волнующей и даже пугающей. Чем не локация для какой-нибудь жуткой видеоигры?

Ведь платформы так и просят наполнить их мутантами, зомби и людьми с автоматами или пробраться на секретные ветки. А вдобавок можно, например, вообразить, что наверху, на более привычном для жизни уровне, не осталось ничего, что не излучало бы смертельную дозу радиации. Тогда уж выхода не останется: хочешь не хочешь, а придется брать в руки оружие и бродить по зловещему подземному миру.

 

Какой бы широтой фантазии ни обладали разработчики игр, они не брезгуют заимствовать для своих творений те или иные элементы из жизни. Вот и метро — вполне осязаемая локация мира реального — неоднократно воссоздавалось в мире вымышленном. В подземку спускались персонажи многих игрушек, и чтобы никого не томить, начнем их обзор с культовых серий.

Первая на очереди — франшиза «Silent Hill» от японских игроделов из корпорации «Konami». Как известно, сам Сайлент-Хилл — это маленький провинциальный городок, который можно исходить вдоль и поперек, не садясь в общественный транспорт. Поэтому для того чтобы затащить своих героев в подземку, разработчики отправляли их в соседний Эшфилд. Первой там оказалась Хизер, протагонистка «Silent Hill 3», вышедшей в 2003 году. В Эшфилде разворачиваются события большей половины игры, и посредством местного метро девушка добиралась домой из торгового центра, отбиваясь от двухголовых собак.

В 2004 году здесь побывал и Генри Тауншенд из «Silent Hill 4: The Room». Заключенный в своей квартире, он попадал в самые фантастические локации через загадочную дыру в ванной. Оказавшись таким образом в подземке, он встретил там «фирменных» сайлент-хилльских монстров и менее типичных призраков. Одним из самых запоминающихся мест в Эшфилдском метрополитене стал эскалатор, по которому Генри необходимо было пару раз подняться-опуститься, отбиваясь от жутких стенных тварей. Интересно, что традиционно для франшизы топонимы несут особый смысл для хоррорманов: линии метро здесь называются Кинг-стрит и Линч-стрит.

Не осталась в стороне и серия «Resident Evil». Пока Мила Йовович в киношной пятой части «Обители зла» расстреливала зомби на станции «Арбатская» в московской подземке, герои вышедшей параллельно «Resident Evil 6» тоже спускались в метро. Правда, путешествие Леона Кеннеди и Хелены Харпер по туннелям длилось недолго и теряется среди остального экшена, которым игра заполнена до предела.

Персонажи культового зомби-шутера «Left 4 Dead» побывали во многих передрягах, в ходе одной из которых их занесло и в метро. В кампании «Нет милосердию» четверка выживших проходит участок пути подземными туннелями и в итоге добирается до крыши госпиталя, с которой их заберает вертолет.

Но в этих нетленках подземка находится далеко не на ведущих позициях и служит лишь одной из многих локаций. Зато эта тема получала более серьезное развитие в менее именитых проектах. Так, самым популярным из всех метрополитенов планеты в игровом мире по статистике является Московский. Именно на его станциях и туннелях разворачивается действие следующих игр.

 

В 2005 году появился отечественный шутер «Метро-2». Он был призван осветить тему секретных подземных линий Москвы и заинтересовать этим не только российских любителей стрелялок, но и зарубежных (последних намеревалось привлечь названием «The Stalin Subway»).

Действие переносит нас в 1952 год, в самую гущу тайной борьбы за власть: заговорщики во главе с Берией готовят покушение на Сталина. Для этого они собираются доставить мощную бомбу по секретной подземной системе Д-6. Главный герой — лейтенант МГБ Глеб Суворов — пытается предотвратить убийство Великого вождя, но оказывается меж двух огней и вынужден в одиночку противостоять всем, кто попадется у него на пути. Помощи можно ждать лишь от самых близких: отца, занимающегося секретными разработками в ЛИПАНе, и любимой девушки Елены Лапиной, которая работает на Лубянке.

Игра проходит в основном в подземных локациях — станциях метро, секретных лабораториях, катакомбах, коллекторах, подвалах, а финал и вовсе разворачивается в бункере Сталина под Кремлем. По словам создателей, реально существующие (или существовавшие) места воссоздавались с максимально возможной точностью, а локации секретных объектов рисовали, основываясь на собственных предположениях.

Основным достоинством «Метро-2» можно считать неплохую попытку воссоздания атмосферы сталинской эпохи. Тут вам и саундтрек из советских шлягеров, и видеоролики с участием товарищей Сталина и Берии, облегчающие понимание сюжета. Есть и другие плюсы: имеется солидный выбор оружия, здорово работает физический движок, да и визуально игра на момент выхода выглядела вполне удовлетворительно.

Но вместе с тем, «Метро-2» производит впечатление сырого продукта и страдает от многочисленных багов. Очевидно, на этом сказалось то, что начинала ее разработку компания «G5 Software», а заканчивала другая, «Orion Games», причем в сжатые сроки. Будь у них возможность сделать свою работу более тщательно, игра вполне могла бы потягаться с кое-какими хитами своего времени. Есть патчи, исправляющие часть проблем, но и они не обеспечивают комфортного прохождения. В итоге перед слабой реализацией заложенной идей померкли многие достоинства. Тем не менее, «Метро-2» выгодно смотрелось на фоне других отечественных проектов, полонивших игровой рынок в 2000-х. Будучи одним из немногих шутеров, задействовавших знакомые нашему геймеру места, она превзошла многие аналогичные продукты и по общему качественному уровню.

 

Итак, проект оказался достаточно успешным в своей нише, и в следующем, 2006 году обзавелся сиквелом — «Метро-2: Смерть вождя» (для иностранцев — «The Stalin Subway: Red Veil»).

Его действие разворачивается через год после событий оригинала. Сталин умер на своей даче именно так, как мы знаем из учебников истории, а в высших партийных кругах борьба за власть разразилась пуще прежнего. Глеб успел жениться на Лене, но Берия не забыл о том виновнике краха его планов. Вскоре лейтенант оказывается в руках приспешников Лаврентия Палыча. Но его молодая жена избежала столь печальной участи и готова во что бы то ни стало освободить мужа. Именно Елена Лапина является игровым персонажем в «Смерти вождя».

Впрочем, на геймплей это мало повлияло. Самые заметные нововведения — уменьшение количества видов оружия с шести до трех и появление многопользовательского режима. В сиквеле Лена все так же бродит как по, так и под послевоенной Москвой. Авторы явно постарались сделать прохождение более интересным: на одном из уровней даже пришлось расстреливать врагов из окна «Победы», нарезая круги по Красной площади.

В целом же «Смерть вождя» имела меньший успех, нежели оригинальное «Метро-2»: получила худшие оценки и распродалась меньшим тиражом. В результате серия так и осталась дилогией.

Но «Orion Games» не оставили подземную тему, и в одном из своих следующих проектов — «Черная метка» («The Hunt», 2008) — вновь уделили ей внимание. В этом экшене, созданном по мотивам одноименной повести Андрея Дашкова, действие снова разворачивается в столице, но уже образца 2020 года. Главный герой стал участником жестокого реалити-шоу, и теперь его главная цель — спастись от Охотников и выжить любой ценой. Только в отличие от «Метро-2» здесь подземка занимает куда меньше игрового времени, являясь лишь рядовой локацией. Интересно отметить лишь, что в метро будущего появляется новая станция — Пятой демократической реформы 2015 г., — которую и посещает протагонист.

 

А вот «Тайны московского метро» коллектива «Bug Hunter Software» получили заслуженно мало признания. Выпущенная в том же году, что и первый бестселлер Дмитрия Глуховского, игра так же повествует о трудностях выживания в постапокалиптической подземке. После ядерной войны жизнь, какой мы ее знали, закончилась, и почти все живые существа превратились в мутантов, бездумно слоняющихся в поисках пищи. Бродят они по Московскому метрополитену, где их отстреливает главный герой. Он обретает заветную мечту, узнав о существовании города Атом-5, предназначенном для укрытия правительства, военных и ученых где-то в недрах земли. Но найти его не так просто: сначала нужно собрать карту по обрывкам, разбросанным по уровням.

Таков ее сюжет, но сама игра, хоть и выпущена в не таком уж лохматом 2005-м, выглядит так, будто опоздала с выходом лет на десять. Продукт кажется полулюбительским, и его право на попадание в массы представляется сомнительным. Для того чтобы забыть даже о мысли заценить «Тайны московского метро» собственноручно, достаточно лишь взглянуть на скриншот.

 

Но вернемся назад в прошлое. Советская тема не менее ярко раскрыта и в другом шутере 2006 года — «You Are Empty», созданном украинскими командами «Mandel ArtPlains» и «Digital Spray Studios». Его действие происходит в 1950-х годах, но разворачивающиеся события ведут к альтернативному ходу истории. В основе сюжета — мощный излучатель, задуманный для создания из простых людей идеальных строителей коммунизма, но по факту превративший жителей крупного города в зомбиподобных монстров. Всех, кроме одного — главного героя, офицера по имени Владимир Серов. Он и его оружие — все, что осталось противостоять обезумевшим существам в городе, ставшем воплощением кошмара. Его враги довольно однообразны, зато колорита в них хоть отбавляй: на разных уровнях встречаются грудастые медсестры, брутальные сталелитейщики, скелеты в буденовках и даже куры-переростки.

Нагнетанию атмосферы активно способствует дизайн уровней. Городские пейзажи со сталинской архитектурой, завод, колхоз, кино, оперный театр выглядят весьма достоверно. И разумеется, среди многих локаций, посещаемых главгероем, оказывается метро. Причем эта часть — одна из самых запоминающихся в игре благодаря роскошным интерьерам станций с колоннами, скульптурой Ленина и красным гранитом, контрастирующими с явными признаками упадка — накренившимися поездами и бродящими по платформам мутантами.

«You are Empty» по всем параметрам соответствует понятию классического шутера и может похвастаться интересной концепцией и симпатичной графикой, но хитом не стала: банальный, непримечательный геймплей и слабо раскрытый сюжет этому не способствовали.

Вышеупомянутые игры пользовались успехом в большей или меньшей степени, но ни одна из них не способна похвастаться такой популярностью, как следующая.

«Метро 2033» для персоналок и консолей увидела свет в марте 2010-го, спустя пять лет после первого издания одноименного бестселлера Дмитрия Глуховского и через год после запуска книжной серии «Вселенная Метро 2033». Игра создана киевской компанией «4A Games», сотрудники которой ранее трудились над другим популярным хитом — «S.T.A.L.K.E.R». Сюжет оказался достаточно близким к книге: с разработчиками посотрудничал сам Глуховский.

Как и в первоисточнике, события игры происходят в мире, где уцелевшие после ядерной войны люди выживают на станциях метро. И начинается все на неспокойной ВДНХ, обитатели которой страдают от набегов мутантов. Главному герою Артёму впервые в жизни предстоит отправиться в рискованное путешествие. Прибывший на ВДНХ опытный сталкер по имени Хантер поручает ему передать важное послание в Полис — легендарный союз четырех станций, где собрались лучшие умы постапокалиптического метро. Расположен он где-то под библиотекой им. Ленина, и путь Артёму предстоит неблизкий. Разумеется, герою встречается множество трудностей, причем не только в виде встреч с монстрами. Далеко не все станции приветствуют своих гостей: кто-то пытается возродить очередной Рейх, кое-где властвуют криминальные элементы, а здоровый кусок подземки и вовсе захвачен тоталитарной «Красной линией».

В перерывах между приключениями в метро Артём надевает противогаз и поднимается на поверхность, где не только сражается с бегающими и летающими тварями, но и любуется достопримечательностями столицы — Кремлем, Останкинской телебашней, Храмом Христа Спасителя. Не забыт сценаристами «Метро 2033» и легендарный секретный объект Д-6 — ему выделено важное место в сюжете. А финал наступает высоко над землей, на верхушке башни с видом на постъядерную Москву. Кстати, он имеет два варианта, выбор которых зависит от поступков героя на протяжении игры.

Эффектный шутер в переходах и на поверхности контрастирует с умиротворяющими прогулками по дружеским станциям, где особенно впечатляет невероятное внимание создателей к деталям. Здесь можно удовлетворить любопытство, разглядывая окружающие предметы или подслушивая разговоры местных. Здесь же расположены магазины, где можно разжиться боеприпасами, оружием и снаряжением. Примечательно, что в роли валюты в мире метро выступают патроны для «калаша».

Но даже захватывающий сюжет — не самая сильная сторона игры. А все из-за превосходного визуала «Метро 2033». Дизайн локаций, освещение, проработка каждой мелочи — все радует глаз. Проект быстро вырос до международного хита, и это достижение, несомненно, заслуженно.

 

Вполне закономерно, что одной игры для Вселенной оказалось недостаточно. В мае 2013 года на прилавках России, Европы и Америки появилось продолжение — «Metro: Last Light» («Метро: Луч надежды»). Роман «Метро 2034» он не затронул, а стал прямым сиквелом первой части, продолжив повествование о дальнейшей судьбе Артёма. В этот раз герой оказывается вовлеченным в не менее опасные перипетии: красные и фашисты активно готовятся к войне, а ему необходимо предотвратить ее начало, которое может стать концом для всей подземной Москвы. В «Луче надежды» Артём возмужал, успев вырасти из неопытного пацана в бывалого бойца, которого все вокруг знают и уважают за подвиги из первой части.

Сиквел не стал сворачивать с принесшего успех курса и продолжил дело первого «Метро». Погружение в атмосферу постапокалиптической разрухи здесь представляется не менее глубоким. Да и экшена ничуть не убавилось: хватает как перестрелок с бандитами, так и выходов в разрушенный город. Разнообразие геймплею придают «апгрейженная» дрезина Регина, на которой Артём преодолевает часть пути, переправа на плоту мимо гнезд отвратных кикимор, спуск в абсолютную тьму катакомб и прочие зрелищные эпизоды.

Не менее интересно посещать станции. Например, «Театральная», культурная столица постапокалиптического метро, стала пристанищем для бывших актеров Большого театра, и Артём присутствует на их выступлении. А на полузатопленной «Венеции» можно пострелять в тире или заказать у местной стриптизерши приватный танец за пяток патронов.

В целом «Луч надежды» вобрал в себя все достоинства оригинала, за исключением одного. Многие геймеры и критики справедливо отметили, что сценарий упрощен и явно уступает истории из первой части. Это смазывает общее впечатление, но все же не делает игру неудачной: она определенно стоит потраченных денег и времени.

Такой разработчики изображали Московское метро, но этим тема не исчерпывается. Поскольку лучшие образцы игр из подземки выходили в последние годы, можно рассчитывать на то, что эта тенденция не загнется едва начавшись.

Уже сегодня очевидно, что следующим крупным событием в области игр о страшном метро должен стать релиз «U55: End of the Line» от немецкой студии «Effective Evolutions». Действие этого хоррора будет развиваться в Берлинском метрополитене (U55 — название новейшей из десяти его линий). Атмосфера обещает быть что надо, ведь основными источниками вдохновения авторы называют произведения самого Лавкрафта и равняются на такие шедевры как «Silent Hill», «Dead Space» и «Amnesia».

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)