Художник, без участия которого сейчас трудно представить самый успешный мультимедийный проект постсоветского пространства «S.T.A.L.K.E.R.». Человек, одинаково удачно применяющий свой талант в книжной индустрии, настольных и компьютерных играх. Профессионал, за плечами которого фундаментальное художественное образование. Итак, мы беседуем с мастером своего дела — украинским художником Иваном Хивренко.
Расскажите о себе и о том, как пришли в профессию.
Мой отец — художник-монументалист, родители отправили меня в художественную школу в раннем детстве. Я был не против, так как любил рисовать. Поступил в академию изобразительного искусства, которую закончил в 2000 году, потом была работа в компании «Бостон анимейшн» первым создателем компьютерных игр в Киеве. Ну а после этого я попал в GSC Game World и долгое время сотрудничал с ними.
Как вы считаете, насколько важно удачное оформление книги для ее коммерческого успеха?
Обложка книги — как обертка или коробка товара. Естественно, она важна. Если товар уже стал популярным, то его купят в любой обертке, хотя и в этом случае читателей у хорошо оформленной книги будет несколько больше. А если автор молодой и малоизвестный, то для него удачное оформление особо важно. При этом сама по себе красочная обложка не способна «вытянуть» продукт, то есть сделать книгу успешной. Надо чтобы внутри под оберткой было что-то интересное...
Вы имеете опыт работы с крупнейшими российскими издательствами «АСТ» и «Эксмо». На ваш взгляд, достаточно ли внимания они уделяют внешнему виду своей продукции, нет ли определенной недооценки важности этого компонента?
Как мне кажется, иногда из-за типового дизайна серии качество оформления сознательно ухудшают. Например, в Сталкере черная рамка съедает рисунок, от нее давно следовало бы отказаться, но издательство ради серийности не идет на это. Или вот серия «Героическое фэнтези» — с моей точки зрения, там в серийном оформлении много лишних элементов, ухудшающих общее впечатление.
Сотрудничали ли вы с какими-либо украинскими издательствами? Как там обстоит дело в области оформления книг?
Нет, никогда не сотрудничал. Есть как минимум одно детское издательство с шикарным оформлением книг «Абага-галамага». Других не знаю.
Как происходит создание обложки для книги: вы знакомитесь с текстом и формируете свой образ, вам его предлагает издательство или же свое видение доносит автор произведения? Часто ли по этому вопросу возникают конфронтации между издательством, художником и автором? Как обычно в таких случаях поступаете вы — идете на уступки заказчика или отстаиваете свою позицию?
Бывает по-разному. Иногда читаю всю книгу целиком и выделяю ключевой момент, подходящий для иллюстрации, иногда издательство присылает свои пожелания либо авторское описание обложки. При этом я всегда рисую по-своему, исходя из своего видения, отсылаю в издательство эскиз, они либо принимают его, либо шлют в ответ какие-то свои замечания и предложения... Бывает и так, что эскиз и окончательный рисунок принимаются вообще без всяких оговорок, а бывает, что мы довольно долго дискутируем и пробуем разные варианты. Конфронтацией бы я это не назвал, обычная работа.
Бывают ли у вас периоды в творчестве, когда работа никак не клеится? Как выходите из такого состояния?
Бывает, как и у всех людей творческого плана. А как выхожу... ну, иногда достаточно рюмки коньяка, иногда иду на охоту или занимаюсь чем-то еще. Главное тут смена деятельности, а по возможности и обстановки.
Вас по праву можно назвать человеком, создавшим лицо циклу «S.T.A.L.K.E.R.»: большинство обложек этой серии за вашим авторством, а по признаниям поклонников этого мира, именно ваши работы здесь самые лучшие. Как удалось так прочувствовать Зону?
Возможно, это произошло потому, что я сотрудничал с GSC по Сталкеру раньше, до появления книг, рисовал арты, делал какие-то рекламные материалы. Я играл в Сталкер в офисе компании, когда игра еще не была готова, видел, как развивается эта идея, как исчезают одни элементы и появляются новые.
Но не одной Зоной отчуждения живы… Вы ведь занимаетесь оформлением и других серий, в том числе и визуально весьма удачной «Книга-загадка, книга-бестселлер»?
Да, мне предложили рисовать для этой серии больше года назад, и сейчас я сделал уже около 20 обложек. Оформление КЗКБ решено принципиально иначе, чем, к примеру, у Сталкера, и это очень хорошо — я не зацикливаюсь на чем-то одном.
Что для вас наиболее существенно при создании арта: общая композиция или внимание к деталям?
Без сомнения, важно и то, и то, но общее впечатление, производимое обложкой, все же куда важнее мелочного совпадения всех деталей. В случае «конфликта» я жертвую ими ради нужд композиции.
Помимо оформления книг, вы сотрудничаете и с игровой индустрией — создавали арт для таких компьютерных игр, как «S.T.A.L.K.E.R.», «Анабиоз: сон разума» и «Метро 2033». Важнейшей частью этих проектов является особая атмосфера, которую было важно донести в ваших работах. Полностью ли удалось воплотить задуманное и создавала ли такая постановка задачи дополнительные трудности?
Не создавала, так как при работе над любым артом передача общей атмосферы и настроения проекта — главное. То есть это привычное для меня условие. А насколько удалось воплотить задуманное, мне решить трудно, тут со стороны лучше видно.
А вас можно назвать поклонником компьютерных игр?
Поклонником все же нет, хотя я играю (но в последнее время редко из-за нехватки времени).
«Анабиоз: сон разума» — это игра в жанре survival horror. Тяжело ли передать в статике свойственное хоррору напряжение? Нравятся ли лично вам игры в этом жанре?
Я предпочитаю обычные шутеры. Передача хоррорного напряжения — да, создавало дополнительные особенности, на которые приходилось обращать внимание при работе над этим проектом.
Не считаете ли вы, что с появлением возможностей цифрового арта нивелируется разница между профессионалом, за плечами которого серьезное художественное образование, и талантливым любителем? Стало ли при участии современных технологий рисование доступней?
Компьютер, специальный софт — это ведь всего лишь инструменты, ну как палитра, мольберт... Как раньше мог любитель рисовать карандашом или кисточкой, так теперь он может рисовать на компьютере. Ну и что — по большому счету ничего не изменилось. Академическая база по-прежнему необходима.
Менялся ли по ходу карьеры ваш стиль? Считаете ли вы, что прогрессируете в своем творчестве?
В каких-то технических аспектах, без сомнения, менялся. Глобальных изменений я не замечал. Естественно, я полагаю, что прогрессирую, но я тут слишком субъективен, со стороны это куда лучше заметно (или не заметно).
Ходят слухи, что экранизации «S.T.A.L.K.E.R.» все-таки быть, причем в обозримом будущем. Писатель Андрей Левицкий даже обмолвился, что уже начал писать сценарий. Не обращались к вам по этому поводу? И неизвестно ли, на какой сейчас стадии этот проект?
Пока не обращались. О проекте знаю, но никаких особых новостей там еще нет.
Не пробовали ли вы себя в создании арта для кино, музыки, настольных игр?
Для кино и музыки пока нет, но я постоянно рисую для компании «Звезда», которая занимается настольными играми.
А как на счет рисования комиксов?
Я не люблю их.
Вам больше по душе рисовать что-то реальное (людей, технику, оружие) или наоборот фантастическое (чудовищ, артефакты и т.п.)?
Все-таки, пожалуй, реальное, но в каких-то нереальных фантастических обстоятельствах, обстановке.
Есть ли какие-то авторы или проекты, для которых вам бы очень хотелось создать свое оформление?
Я бы хотел нарисовать для книг Пелевина.
Вы используете для создания лиц ваших персонажей фотографии каких-то реальных людей? Как относитесь к практике ряда ваших коллег, применяющих в своем творчестве образы известных персон, чаще всего актеров?
Чаще я просто фотографирую интересные типажи на улице. А с использованием фотографий известных персон главное не переусердствовать, чтобы их лица на рисунке не были совсем уж показательно, легко узнаваемы.
Поступали ли вам предложения о работе из стран Западной Европы или США?
Поступало из Словении (если ее можно назвать Западной Европой), я какое-то время работал там в компании «ZootFly», но, честно говоря, за рубежом мне не понравилось.
Как считаете, реально ли талантливым художникам с постсоветского пространства пробиться в мировую элиту?
Талант играет немалую роль, но не менее важна удача. Необходимо, так сказать, очутиться в нужное время в нужном месте. Просто таланта или просто пробивного характера не достаточно. При условии наличия таланта, удачливости и энергичности наш художник может попасть в элиту, почему бы и нет?
Насколько, на ваш взгляд, начинающему художнику важно участвовать в различного рода конкурсах, а уже состоявшемуся — получать признание через профессиональные премии?
Мой ответ будет банальным: в принципе, важно, это хороший стимул, да и, чего лукавить, победа в каком-нибудь конкурсе всегда приятна. Главное, чтобы конкурсы и победа в них не становились самоцелью, то есть тут надо помнить, что участие в конкурсах и победы сами по себе не сделают тебя профессионалом и не добавят таланта.
Иван, спасибо, что ответили на наши вопросы. Желаем вам дальнейших творческих успехов и достижения новых высот!
1 saga23 05-05-2013 06:55
В представленных эскизах читается некая монотонность подачи, похожесть ракурсов. Не всегда это хорошо, даже если это и серия. Желательно видеть на обложках больше разнообразия в подаче темы и персонажей. В целом, конечно, серия решена грамотно, со вкусом и настроением.