Из глубины тролльих пещер, из тьмы лесной...

В 1907 году в Швеции на Рождество появилась книга, ставшая подарком для всех юных читателей. Это был сказочный альманах «Среди эльфов и троллей». Книга покорила всех от мала до велика, и существенную лепту в это внёс шведский художник, украсивший сказки своими иллюстрациями. Этого художника звали Йон Бауэр.

С 1907 по 1915 годы он наполнял страницы ежегодного альманаха «Среди эльфов и троллей» своими рисунками, радуя всех шведских детей. Однако рисунки Бауэра это не только образец хорошего иллюстративного материала и предмет восхищения, но гордость всей Швеции! Именно альманахи «Седи эльфов и троллей» сделали его одним из самых известных и любимых художников Швеции, а затем принесли ему известность и зарубежом.

Йон Бауэр родился на юге Швеции, в городе Йёнчёпинг, в 1882 году. Он был средним из трех братьев. Была у них и сестра, которая, к несчастью, рано умерла – в возрасте 13 лет. Отец семьи, Йозеф Бауэр, родился в Баварии, и, рано осиротев, прибыл в Швецию в поисках счастья и заработка. В конце концов, он остановился в Йёнчёпинге, где женился на дочери фермера. Мать его жены, бабушка Йона, была коренной шведкой, много знающей о суевериях своего народа. Сказки и истории, которые она рассказывала своим внукам, безусловно, оказали своё влияние на маленького Йона.

С самого детства Йон увлекался рисованием. В школе он учился не слишком успешно, проводя время за рисованием эскизов, набросков, небольших картинок и, конечно же, карикатур на учителей. В возрасте 16 лет молодой Бауэр решает ехать в Стокгольм, чтобы учиться на художника. В семье не возражали, и Йон получил «добро» и финансовую поддержку со стороны своих родителей. 

Через два года Бауэр поступил в столичную Академию художеств. Даже будучи таким юным и пока еще неопытным художником, он имеет заказы и рисует для различных журналов.  Поначалу Йон пробует себя в юмористических рисунках, но не останавливается ни на минуту в поисках своего собственного стиля. В 1903 году он начинает свою карьеру иллюстратора детских книг, оформляя сборник рассказов Анны Уолберг «Давным-давно» в стиле модерн, вдохновленный работами Карла Ларссона. Так, постепенно оформляется собственный стиль Йона Бауэра, сказочные существа начинают появляться на его картинах. Молодой художник старается много путешествовать. Вместе с отцом он посетил Германию, для изучения художественного достояния страны, а также побывал в Лапландии, куда ездил по работе в качестве иллюстратора. Поездки очень важны для молодого художника, однако его постоянно тянет на родину, к родным местам, к местам его детства. На протяжении всей жизни Бауэр возвращается к области вокруг южной оконечности озера Веттерн. Его волнуют и вдохновляют густые леса Смоланда, сельская местность вблизи Йёнчёпинга, и именно здесь зарождаются его фантазии и грёзы. «Лес постоянно питает воображение», - говорил художник.

За год до рождения Йона, его отец, работавший мясником в Йёнчёпинге и имевший там свой магазин, построил дачу, виллу Сьёвик на побережье озера. Изначально этот дом использовался как летняя резиденция Бауэров, однако постепенно вилла становится постоянным местом проживания семьи. Виллу окружает нетронутая красота шведской природы. Когда у Йона появляется свободное время, он приезжает сюда и работает в студии дома или бродит по лесам и полям с блокнотом и карандашами. Здесь же Йон выполняет этюды облаков и зарисовывает местную флору – эти работы сегодня принадлежат музею Йёнчёпинга.

В Академии Йон изучает традиционную живопись, историю живописи, изучает моделирование, перспективу, чертеж. Всё это кажется ему несколько скучным и консервативным. Ему, любителю лесных прогулок, душно в классах Академии, и несколько раз он даже подумывает о том, чтобы бросить обучение, но всё же не делает этого. В Академии Йон знакомится с Эстер Элквист, которая через несколько лет станет его женой (девушки-студентки в то время учились отдельно от мужчин). Поженившись, супруги-художники, с 1908 по 1910 годы путешествуют по южной Германии и Италии. Эта новая поездка, во время которой Йон знакомится с искусством раннего итальянского Возрождения, оказала очень сильное влияние на него.

В 1915 году из-за разногласий с издателем альманаха «Среди эльфов и троллей» Йон Бауэр отказывается продолжать его иллюстрирование. У издания падают тиражи. Бауэр на тот момент уже известен на всю Швецию, но после ухода из альманаха у художника наступает тяжелый период в жизни и творчестве. Он пытается обратиться к другим видам искусства: создаёт монументальные фрески, сочиняет сказочные пьесы для детей, пишет либретто для балета «Горный король». Однако это не выводит Йона из затянувшейся депрессии.

Ухудшаются его отношения с женой. Отец Йона, Йозеф, пытается выправить ситуацию. Он строит для своего сына с женой новый дом в Стокгольме. Бауэры решают перебраться туда, чтобы попытаться начать всё сначала. Йону на тот момент 36 лет, и у него трехлетний сын. В Стокгольм они направляются через родное озеро Веттерн. По злосчастному стечению обстоятельств в тот день, 20 ноября 1918 года, на озере разыгралась буря, и небольшое судно, перевозившее пассажиров, пошло ко дну. Никто не выжил.

Показать старые комментарии

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх