ПОЛУНОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК

 Rage against the machine

В этой группе играл племянник первого президента Кении, а пел мексиканский рэпер. Тематикой их песен были проблемы национальных меньшинств, борьба с произволом полиции и другие острые вопросы, а убеждения группы были откровенно левыми, прокоммунистическими. Тем не менее, после выхода первого же демо за право подписать контракт с этими революционерами и бунтарями передрались международные корпорации, а победила… Epic Records, то бишь, по сути, Sony. Вряд ли их можно заподозрить в симпатиях к марксистам и партизанам из третьего мира. Разгадка проста: музыка Rage Against the Machine не имела и не имеет себе равных. 

Стоит напомнить, что их дебютный альбом вышел в 1992 году: Cannibal Corpse и Deicide еще казались тогда чем-то смелым и вызывающим, хотя Джон Зорн уже готовил свой гибрид джаза с грайндом… Волна популярности блэка еще только была на подходе, а Варг Викернес пока еще не зарезал Иеронимуса. И вот на эту почву ложится альбом, совместивший предельно яростный хардкор с… рэповым вокалом, что на тот момент казалось любителям тяжеляка едва ли не оскорблением чувств верующих. Более того, у пластинки было едва ли не индустриальное звучание за счет прорвы разных скрэтчей, сэмплов и хитрых звуковых эффектов. Вот только все это было… иллюзией, хотя и довольно убедительной. В буклете к альбому можно было обнаружить гордую надпись «Сэмплеры, синтезаторы и клавишные не были использованы при создании этой записи». Все эти невероятные звуки издавала… гитара Тома Морелло. Не зря он попал на сороковое место в списке лучших гитаристов журнала «Rolling Stone».

Вообще об этом альбоме говорить можно долго – начиная от обложки с фотографией самосожжения Тхить Куанг Дыка, вьетнамского монаха-буддиста. Как известно, таким образом он выразил протест против притеснений своих единоверцев в Южном Вьетнаме. Тексты песен пластинки были написаны на таком суровом слэнге, что до конца иностранцу его не понять, да и прирожденные-то американцы не факт, что все понимают. Тем не менее, политическая заряженность лирики Зака де ля Роча оказалась настолько сильной, что текст как минимум одной песни в буклете первоначально не напечатали. И это была мегакультовая «Killing in the Name»… Суть песни – в утверждении, что некоторые из сотрудников полиции попутно состоят у Ку-Клукс-клане. Знаменита эта песня и тем, что в ней Зак 17 раз выплевывает матерные выражения, проделывая это с редкой экспрессией. Впоследствии песня не раз вызывала судебные разбирательства, когда ее незацензуренная версия случайно звучала то по радио, а то и вовсе в супермаркете.

Есть на альбоме, впрочем, и другие ударные песни – одна Bullet in the head чего стоит: и музыкально, и по тексту она ни в чем не уступает своей более знаменитой соседке по диску. А одна из песен альбома, кстати, прозвучала… в финале «Матрицы».

Следующий альбом группы был назван «Империя Зла» – по общеизвестной цитате из речи Рейгана, который окрестил так Советский Союз. Есть подозрение, правда, что RATM имели в виду как раз США – что совершенно не помешало пластинке достичь первого места в хит-параде американского «Биллборда». В других странах диск тоже плотно оккупировал чарты, неся новое яростное послание.

На этот раз группа вступилась еще и за права индейцев, посвятив майя одну из самых выразительных песен альбома – знаменитую «People of the Sun», на нее был снят довольно выразительный клип. Режиссером его, как и нескольких других клипов коллектива, выступил никто иной как Питер Кристоферсон, один из отцов-основателей индастриэл, участник Throbbing Gristle и Coil. С «Bulls on Parade», еще одним явным хитом альбома, вышла не менее любопытная история: это крайне провокационная вещь, с выпадами против военно-промышленного комплекса и вообще американской политики… И, тем не менее, популярность ее оказалась достаточно велика, чтобы песня вошла в компьютерную игру «Guitar Hero III: Legends of Rock». Сам по себе альбом снова демонстрирует филигранную гитарную технику, предельно яростные композиции и… несколько изменившийся звук. С одной стороны, группа ощутимо «потяжелела», это уже не хардкор, а почти метал, но с другой – появился более отчетливый, чем раньше, привкус фанка. Довольно удачная пластинка, хотя, по мнению некоторых поклонников, на ней все же меньше отдельных хитов, чем на предшественнике.

Третий студийный альбом «The Battle of Los Angeles» вышел в 1999 году и снова поменял звучание группы: на этот раз оно стало несколько легче, раскованнее – но, тем не менее, почерк узнается с первых нот, как и провокационный, заряженный яростью настрой. На этот раз альбом буквально переполнен хитами: «Calm Like a Bomb», вошедшая в саундтрек к «Матрица: Перезагрузка», «Testify», «Sleep Now in the Fire», «Guerrilla Radio». Клипы к песням снимал, на этот раз, одиозный режиссер-документалист Майкл Мур, часть съемок происходила на Уолл-стрит – причем из опасений перед толпой фанатов группы пришлось запереть… двери Нью-Йоркской фондовой биржи. Среди тех, кому были посвящены песни - Мумия Абу-Джамал, бывший активист «Черных пантер» и радиоведущий, получивший пожизненный срок за убийство полицейского. Впрочем, его виновность в этом преступлении оспаривается годами, без особого успеха, но RATM явно на его стороне: не зря же в посвященной ему песне поется «Ты не смолкающий голос безгласых». Но, как и во многих других случаях, музыкой альбома можно наслаждаться, даже не вникая в политические пристрастия ее авторов.

После этого у группы вышел только сборник кавер-версий в их исполнении, причем Зак де ля Роча был против выхода этой пластинки. Среди авторов песен, перепетых на этом сборнике – Брюс Спрингстин, Боб Дилан, MC5, но как бы то ни было, звучит диск гораздо менее изобретательно и термоядерно, чем оригинальный материал музыкантов. Выходил и концертный альбом – впрочем, у группы их было немало, разной степени официальности, благо, вживую они звучат потрясающе. Но, все же, главный их след – в трех студийных дисках.

Как ни крути, но это был весьма необычный культурный феномен: группа, постоянно идущая на конфликты, провоцирующая всех и вся – но неизменно оказывавшаяся на вершине популярности и успеха. Никто не мог и не может до сих пор сплавить метал, панк и рэп в настолько неповторимый и яростный коктейль, когда само по себе звучание песни становится непреодолимой мощности призывом к бунту.

 Rage against the machine

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх