DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

Юрий Бурносов: «Киберпанк писать легче, но мистику - интереснее!»

Говоря в этом номере преимущественно об отечественном хорроре, вспоминаем прошлую жизнь DARKER (когда это был еще PDF-журнал «ТЬМА») и публикуем интервью с писателем Юрием Бурносовым, автора романов «Охота на НЛО», «Числа и знаки», «Зеркало Иблиса» и многих других, которое он дал нам в уже далеком 2007 году.

Юрий Николаевич, Вы начинали карьеру писателя в популярном нынче жанре «киберпанка» в соавторстве с Виктором Косенковым, под общим псевдонимом Виктор Бурцев. Однако Ваши сольные работы, в частности «Числа и знаки» или последняя книга «Чудовищ нет» - это мистические произведения чистейшей воды. Расскажите, почему Вы решили отойти от востребованного «киберпанка» и писать в менее популярном (пока) у нас жанре мистики? Что Вас на это подтолкнуло? Или кто подтолкнул?

Строго говоря, киберпанк мы написали скорее случайно, нежели целенаправленно. Я в то время не читал ни Гибсона, ни Стерлинга (да я их и по сей день почти не читал), даже «Сердца и моторы» Вохи (Владимира Васильева – прим. ЛоТ) не читал, и киберпанковские вещи Лукьяненко тоже. Это скорее был такой футуристический боевик, а получилось, что киберпанк, притом востребованный и высоко оцененный. Ну, мы спорить и не стали.

Помимо киберпанка, Виктор Бурцев писал и пишет криптоисторию – «Зеркало Иблиса», «Пленных не брать»... Наверное, из этих последних бурцевских вещей в чем-то проистекли и мои сольные вещи. Сейчас, кстати, я пишу роман-фэнтези в соавторстве с Михаилом Кликиным, а сам по себе - вообще нечто странное, не знаю даже, форматное ли.

Все, так или иначе состоявшиеся авторы на вопрос молодых и талантливых «о чем писать?» отвечают, что пишите, дескать, о том, что сам хорошо знаешь. Каким образом этот постулат может быть связан с творчеством авторов «темного» направления в литературе? Чем же таким должен увлекаться автор мистических триллеров или хоррора, чтобы правдоподобно описывать убийства, смерти и прочие кровавые безобразия?

Теоретически автор должен быть серийным убийцей, сатанистом и некрофилом, но вот Стивен Кинг, например, хороший семьянин, добрый дяденька и т.п. Правда, он в свое время изрядно пил и принимал наркотики... С другой стороны, слова «что сам хорошо знаешь», можно понимать широко. К примеру, главным героем можно сделать журналиста или врача, если вы журналист или врач, а там уже пускай он ловит вампира или ищет Грааль, исходя из своих профессиональных фишек. У того же Кинга главный герой часто писатель и есть.

Ну и теоретическая база, наверное, должна быть. Нельзя написать хороший роман о вампирах, посмотрев только «Дракулу» Копполы.

Как Вы вообще относитесь к тем, кого в писательско-издательской среде называют МТА (молодой талантливый автор)?

Имея в друзьях множество издателей, я порой читаю вещи так называемых МТА, которые не проходят в печать. Страшно, страшно было бы, пройди они редакторские препоны. Но и то, что выходит, порой ужасно. Но дело, наверное, не в МТА - я могу с ходу назвать авторов, имеющих по пять книг, но пишущих все на том же уровне пресловутых МТА. И вот на этом фоне человек, прочитав очередной никудышный роман, думает: а я чем хуже? И пишет нечто подобное. Отсюда и плодятся МТА, среди которых, конечно же, есть определенный процент потенциально хороших авторов. Но мне лично кажется, что потенциально хорошие в большинстве своем отсеиваются, а вот графоманы частенько пролезают.

Среди моих друзей довольно много МТА, я стараюсь им по мере сил помогать, если это того стоит.

Для предания достоверности Вашим повествованиям используете ли Вы в своих работах реально существующие места, людей, события? Или все «высасываете из пальца»?

Иногда использую. Например, в романе Бурцева «Охота на НЛО» (авторское название было «Очередь за солнцем», но Армада почему-то поменяла его на идиотское) масса персонажей - мои земляки, друзья, то же касается привязки к местности. В романе «Чудовищ нет» тоже полным-полно черт Брянска и Севска, городка, в котором я родился. Что касается событий, то «военные» бурцевские романы на 90 процентов основаны на реальных событиях. В том и хитрость. Да и те же «Чудовища» в их «народовольческой» части – сплошная реальность.

Как Вы относитесь к теперешнему засилью «ширпотребовского» фэнтези и шаблонно-картонной боевой фантастики? Что читаете сами, что можете посоветовать из прочитанного?

Я читаю сейчас преимущественно переводную литературу, хотя качество перевода порой весьма и весьма низкое. Но даже оно не может испортить заведомо хорошие тексты. Из последнего прочитанного отмечу Геймана, Чайну Мьевиля, Норфолка... Что до русских авторов, то я в растерянности: иногда полчаса можно пролазить по стеллажам в книжном и ничего не купить. Вроде бы и фамилии знакомые, и люди хорошие, но... Могу сказать, что приятно меня удивил «Черновиком» Сергей Лукьяненко. Кирилл Бенедиктов с «Асгардом» и «Шутом». Миша Тырин давно не издавался, но чего-то пишет, жду с нетерпением. От Дивова хочется чего-то уровня «Лучшего экипажа Солнечной»... А в целом из прочитанного «нашего» за последние несколько лет для меня наиболее сильный текст – «На будущий год в Москве» Рыбакова. Может, кого-то забыл, но в целом, да - боевые роботы, мечи и магия, Алекс Орлов... беда, в общем. Зато и деньги целее.

Пробовали ли Вы сами писать в вышеизложенных жанрах? Как впечатление? И возвращаясь к жанру «киберпанка» и мистического триллера вопрос, - в каком жанре Вам работается легче всего? Интереснее?

Легче - киберпанк. Интереснее – мистический триллер, несомненно.

Что касается «вышеизложенных жанров», то я пока не пробовал серьезно этим заниматься, хотя ради быстрого заработка – вполне смог бы, наверное. Под псевдонимом, разумеется. Про каких-нибудь космических пиратов или отважного эльфа-воителя.

Расскажите, пожалуйста, о работе над сборниками «Новые Легенды». Какое отношение этот проект имеет к мистике и хоррору? Что представляют собой те самые «харизматичные писатели»?

Да тут, наверное, все должно быть понятно из названия. Сборник объединяет вещи очень широкой направленности, многие из которых мистическими можно назвать лишь условно. Это скорее современная неординарная городская проза с общим мистико-философским уклоном. Рассказы для сборников подбирает небезызвестная Маша Звездецкая, великая и ужасная. Попасть туда трудно, сразу скажу, и при этом не играет роли, насколько автор покупаем, мастит, прославлен и т.п. Главное – качество, туда и с дебютным рассказом можно попасть. А харизматические писатели – литературное объединение, если его можно так назвать, созданное уже очень давно. Собственно харизматических писателя два – я и Игорь Алимов. В деятельности клуба активно участвуют также Алан Кубатиев, Владимир Березин, Кирилл Бенедиктов, Василий Мидянин, Игорь Пронин, Михаил Бабкин, Никита Красников, Александр Бачило, Олег Овчинников, Андрей Плеханов, Евгений Прошкин... Проводятся даже так называемые «Тиньконы». В общем, хорошие люди собрались вместе, вот как это лучше всего можно охарактеризовать. А оказалось, что они еще притом и писатели.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)