ФОБИЯ

Натуральная оспа / Variola Vera

Югославия, 1982

Жанр: триллер, драма

Режиссер: Горан Маркович

Сценарий: Горан Маркович, Милан Николич

В ролях: Раде Шербеджия, Эрланд Юзефсон, Дусика Зегарак, Варья Джукич, Раде Маркович

Похожие фильмы:

Натуральная оспа 

Горан Маркович не столь известен широкой аудитории, как его коллеги Эмир Кустурица, Душан Макавеев и Александр Петрович. Однако он один из видных представителей «чешской школы» и с успехом работал как в документальном, так и в игровом кино. Маркович, как он сам говорил, всегда был сторонником разноплановости в творчестве, оттого в его фильмографии присутствуют работы самых разных жанров. Вот и «Натуральная оспа», относящаяся к среднему периоду творчества Марковича, скорее триллер, ведь режиссер уделяет внимание не только драматическим перипетиям сюжета, но и саспенсу.

Оспа, одна из опаснейших болезней прошлого, веками уносившая тысячи жизней, ныне побеждена. Ни одного случая заражения не было больше 40 лет, и врачи постепенно забыли, как ее распознавать и лечить. Но вот однажды некий паломник приобретает у больного оспой дудочку, после чего в Белграде вспыхивает эпидемия.

Горану Марковичу не нужно было что-либо выдумывать. Он сам был очевидцем событий 1972 года, когда как раз и произошла последняя эпидемия оспы. Тогда власти не нашли ничего лучше, кроме как закрыть в больнице, где скончался первый заразившийся, всех, кто там был, не только на карантин, но и для того, чтобы, по старой коммунистической традиции, утаить информацию от населения.

Режиссер далек от обличения ужасов коммунистического режима, тем более что югославская версия социализма была намного мягче того, что творилось в СССР. Однако и там никто не допускал даже мысли о том, чтобы люди узнали правду. Проще изолировать больных со здоровыми в пределах одной клиники, как будто специально для того, чтобы было больше заболевших. Никто и не думал никого лечить — все ждали, пока умрут заразившиеся и закончится 21-дневный карантин.

Натуральная оспа 

Люди по-разному себя ведут перед лицом опасности. Кто-то, как главврач, думает только о себе, оттого не выходит из кабинета и не желает ни с кем контактировать, лишь бы не заболеть. Но у некоторых врачебный долг оказывается сильнее страха за свою жизнь. Быть может, и правда есть в человеке что-то кроме животного инстинкта выжить? Таков, к примеру, доктор в деликатном исполнении бергмановского актера Эрланда Юзефсона. Он не бросает больных даже перед лицом опасности. И в этом нет для него никакого подвига. Это его долг — не только профессиональный, но и человеческий.

Горан Маркович исследует страх на примере конкретного эпизода. Люди словно наказываются провидением за излишнюю самоуверенность. Как будто какие-то вирусы можно навсегда одолеть! Это иллюзия, самообман, ставящий под удар человеческие жизни.

Страх владеет и правительственными чиновниками, которые элементарно не знают, что делать в такой ситуации. Они боятся паники, потому что сами паникуют. В итоге источник заразы так и остался не найденным, а красивая дудочка, которую в начале фильма купили у больного бродяги, перекочевала в правительственные кабинеты, так как понравилась руководителю чрезвычайной комиссии. И эпидемия вполне может повториться. Тот, кто не учится на своих ошибках, рискует наступить на те же грабли. История не прощает невыученных уроков.

Горан Маркович не был пессимистом, но он трезво смотрел на людей. Оказавшись перед лицом опасности, они часто раскрывают свою истинную сущность. Подчас человек меняется до неузнаваемости, как в худшую, так и в лучшую сторону. Для фильма Марковича характерен нетипичный для европейского кино медитативный настрой. Не испугать, но подумать призывал своего зрителя талантливый автор. Подумать о себе, своем поведении, о тех невидимых врагах, что нас окружают. Как же слаб человек, если какой-то вирус, который и не видно иначе, кроме как в микроскоп, может запросто свести его в могилу! И, наверно, лучше, когда человек об этом не забывает. Людьми нас делает способность сопереживать, а сила часто проистекает из преодоления слабости.

Натуральная оспа 

К сожалению, «Натуральная оспа» не получила широкой известности, как и почти все фильмы Горана Марковича. Он здравствует и поныне и даже занимает кафедру кинорежиссуры в Белградской школе драматических искусств. Но время его, очевидно, закончилось с падением коммунистического режима, так что его поздние фильмы вполне можно воспринимать как часть необязательного реквиема. Он умел запечатлеть идеи, само время подсказывало ему адекватную кинематографическую форму. Вот и «Натуральная оспа» отличается спокойной, тихой интонацией. Незачем волноваться. Ведь жизнь — это броуновское движение. Мы никогда не знаем, когда придет наш час. Но главное — это то, что мы оставим после себя, и то, как нас запомнят люди.

После болезни начинаешь особенно ценить жизнь. Ведь она так хрупка, а смерть так страшна и необратима. Мы часто отворачиваемся от больных, ведь даже одно упоминания об этом для многих из нас неприятно. Но ведь все мы нездоровы, а мир — наша общая клиника.

Горан Маркович снял почти притчу о тотальном одиночестве человека и недоверии друг к другу. Страшна не столько оспа, сколько наш страх перед ней. Мы сами выдуваем монстров, как дети выдувают мыльные пузыри. И часто наш страх перед ними вынуждает нас превращаться в натуральных чудовищ в своем первобытном желании выжить.

Страх. Он действительно съедает душу, подчас делая людей неотличимыми от зверей. Иногда лучше не переходить опасную черту, за которой лишь сделки с совестью. Ты, возможно, много приобретешь, но потеряешь душу. И надо решить, что важнее для тебя.

Натуральная оспа 

Оставьте комментарий!

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

(обязательно)

⇧ Наверх