DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Любовь к живым существам, не знающая границ

Гамера / Gamera

Япония, 1965

Жанр: кайдзю, фильм-катастрофа

Режиссер: Нориаки Юаса

Сценаристы: Нисан Такахаси, Ёнедзиро Саито

В ролях: Эйдзи Фунакоси, Харуми Киритати, Митико Сугата, Ёсиро Китахара.

Похожие произведения:

  • «Годзилла» (1954)
  • «Горго» (1961)

Гамера 

«Нефти, я хочу много нефти, чтобы ярче горела…»

Гр. Градусы

Начнем с банальной истины – воровать нехорошо! Вот только вся индустрия развлечений основана на принципе «Посмотри, что удалось конкурентам, и сделай свое, с блэкджеком и шлюхами». Ну, или, выражаясь цветасто и в тему, по-японски: «Взяв у другого, наполни своим содержанием». Так и кочуют по книжным полкам и экранам малолетние волшебники, малолетние вампиры или малолетние выжившие после апокалипсиса. Вот и студия «Daiei» решила побороться с конкурирующей «Тохо» на ее поле и сделала фильм о кайдзю – гигантском монстре.

Завязка фильма проста: над Северным ледовитым океаном американские истребители перехватывают неизвестные бомбардировщики с ядерными боеприпасами на борту. Один из нарушителей падает во льдах, бомбы детонируют, в результате чего пробуждается спящая со времен Атлантиды «огромная черепаха ростом 60 метров». Зверюга в гневе топит японский научно-исследовательский ледокол, после чего отправляется в Японию. Ибо там есть Токио. А в Токио есть телебашня. А, как мы знаем, плох тот гигантский монстр, который не хочет разрушить Токийскую телебашню! Отдельная проблема в том, что Гамера неуязвима для любого оружия и впитывает всю попавшуюся на пути энергию – от электростанций до эшелонов с нефтью. И как такую прелесть остановить?

Будем откровенны: сейчас «Гамеру» 1965 года можно смотреть в трех случаях: А) вы фанат винтажного японского кино, Б) вы фанат абсолютно всех фильмов про гигантских монстров, и В) вам срочно нужно поржать над каким-нибудь трешем. Все три категории в итоге останутся довольны.

Гамера

Начнем, пожалуй, с главного недостатка: фильм невероятно устарел. И дело даже не в черно-белой цветовой гамме и не в неуклюжей черепахе, крушащей картонные декорации и игрушечные вагончики (в конце-концов, есть и куда более убогие кайдзю-фильмы, а подобный ретро-стиль, скорее, можно занести в плюсы). «Гамера» устарела морально, и лучше всего это видно по сравнению с оригинальной «Годзиллой». Чтобы было понятнее: творение студии «Daiei» – это эдакий блокбастер Майкла Бэя с рейтингом PG-13, нацеленный на средний и старший школьный возраст. «Годзилла» начиналась медленно: мы не видели монстра всю первую треть фильма, мы слышали обрывки радиопередач, наблюдали, как неведомая сила топит корабли, вызывает цунами, смывающие целые деревни, причем, видели с точки зрения простых людей, бессильных перед стихией. Это медленное нагнетание атмосферы, саспенс, впечатляет даже сейчас, более 60 лет спустя. Что делает «Гамера»? С первых же кадров мы получаем воздушный бой истребителей и бомбардировщика, а страховидла полностью показана к шестой (!!!) минуте фильма. «Годзилла» знакомила нас с героями, «Гамера» – сразу с монстром. Вся интрига и хтонический ужас, которые создатели хотели нагнать практически лавкрафтианскими эскимосами и таинственными табличками, улетучиваются (хотя для кого-то ужас улетучится просто от вида главного эскимоса, который, стараясь выдать максимум пафоса и страха, истерически смешно пучит глаза). А когда ближе к середине выясняется, что помимо унаследованных от Годзиллы размеров (хотя тут создатели переплюнули конкурентов, решив, что раз ящер был ростом в 50 метров, значит их монстр должен быть минимум 60 – хм, Фрейд остался бы доволен) и огненного дыхания, Гамера умеет летать (!!!) на реактивной тяге (!!!). Самая абсурдная и гомерически смешная сцена фильма – фотографии Парижа и Нью-Йорка с плохо пририсованным летающим панцирем и комментарием: «Гамеру видели по всему земному шару». Интересно, о чем думала гигантская рептилия, пролетая мимо Эйфелевой башни?

Гамера

Далее, в попытке ориентировать фильм на детскую аудиторию, создатели вводят в сюжет мальчика Тосиё. Задумывался он, видимо, как персонаж трагический: рано потерял мать, отец часто переезжает, из-за проблем с социализацией больше времени проводит с черепахами, чем со сверстниками. С папой и сестрой ему тоже не повезло: родственники в воспитательных целях требуют отпустить черепашек, или они «их выкинут, когда ты уйдешь в школу». Собственно, впервые столкнувшись с Гамерой, Тосиё предполагает, что это нехило вымахавший домашний питомец, отпущенный днем ранее. Но, честное слово, ближе к концу фильма аудитория просто мечтает, чтобы мальчугана сожрала черепаха, погребло обломками дома, подорвало вместе с нефтяными цистернами или прибило бомбой. Тосиё – возможно, самый одномерный и раздражающий ребенок в истории кино. Понятно, что с такими родственниками сам бог велел куда-то бегать, но он весь фильм настойчиво лезет в самое пекло, заставляя окружающих его спасать, при этом втирая им нехитрый посыл, что «черепашке просто одиноко и хочется кушать». Особенно мило это смотрится в моменте, когда монстр рушит полное людей здание, выжигает выживших радиоактивным пламенем, а Тосиё, смотря вдаль с другого конца города, говорит: «Гамера, веди себя хорошо!». И в таком духе мальчуган отжигает вплоть до самого финала.

Ну и напоследок, центральная идея фильма. Вернее, попытки ее обнаружить. Здесь намешаны и страх перед холодной войной, и сакраментальное «Берегите природу, мать вашу!», и «Мир во всем мире», когда советские и американские ученые помогают японцам бороться с Гамерой. Особенно хороша тема конфликта поколений: полиция разгоняет концерт местных хипстеров перед приближением монстра, на что им отвечают: «Да ладно, кто эту Гамеру видел, продолжаем веселиться!». Но по факту весь смысловой посыл фильма – «черепашка – добрая» и «любовь к живым существам, не знающая границ». Опять же, сравните это с Годзиллой – ходячей метафорой нового страха японцев перед ядерной бомбой и старого ужаса перед стихией, которая может стереть острова с лица земли. В финале фильма один из главных героев, создавший еще более страшное оружие, уничтожает Годзиллу ценой собственной жизни, унеся тайну изобретения с собой в могилу, чтобы никто не мог его использовать, как когда-то атомный заряд. Сильно? Сильно! А тут – развязка а-ля «до свиданья, дьявол, улетай в свой космос!»

Гамера

После такого у вас может возникнуть вопрос, а есть ли вообще у этого фильма хоть какие-то достоинства? Разумеется, есть, просто с годами недостатки стали гораздо более выпуклыми и сильно режут глаз, даже с поправкой на наивность 60-х. Следует также учитывать, что «Гамера» проигрывает сравнение именно первому фильму о Годзилле, а продолжения этой великой (без шуток) картины не оставили от нее камня на камне. С этой точки зрения, наш сегодняшний пациент вполне вписывается в тогдашний тренд, чем и объясняется желание как можно скорее показать товар лицом и включить в сюжет ребенка (чтобы маленькие зрители ассоциировали себя с ним и кричали «Вау!», мечтая самим поучаствовать в таких приключениях).

Большинство героев, хоть и прописаны пунктирно, со своими ролями в сюжете справляются и раздражения не вызывают. Спецэффекты, по большей части, действительно хороши для своего времени, а то, что фильм черно-белый (последний из черно-белых фильмов про кайдзю, кстати) только добавляет ему «ламповости». Если сравнить с какой-нибудь «Годзиллой против Розозавра» или «Ультрамэном», так вообще смотрится отлично. Гвоздь программы – это, конечно, сама Гамера, с шипастым панцирем, бивнями и горящими глазами. Впечатляет операторская работа – динамичная, аккуратная, некоторые стоп-кадры хочется отдать на какой-нибудь конкурс черно-белой фотографии. Особенно удались тихие, камерные сцены, но и масштабные зарисовки вышли неплохо. Не говоря уже о шикарном антураже – красивые хромированные автомобили, строгие костюмы, красивые японские актрисы и пафосная музыка.

Это, по сути, памятник эпохе гигантских монстров и практических эффектов а-ля Рэй Харрихаузен – фильм, который стоит посмотреть, как минимум, ради интереса и расширения кругозора.

Гамера

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)