ГОЛЕМ

Большинству как наших соотечественников, так и людям по всему миру при упоминании такого персонажа как Маска всплывает в памяти одноимённый фильм 1994 года, главную роль в котором гениально сыграл Джим Керри. То была криминальная комедия с элементами фантастики и обилием качественного, порой убойного юмора. Маска, благодаря фильму, без преувеличения стал одним из самых узнаваемых персонажей. Однако история героя началась не с Джима Керри, а сам зеленоголовый приколист отнюдь не всегда был столь радужным персонажем.

 

Личина и личное дело

Широкую известность Маска получил в выпуске Dark Horse Presents #10 1989 года и первоначально это был не герой и даже не антигерой, а скорее злодей. Надлежит сразу оговорится что Маска это и не совсем персонаж, как таковой. Это предмет, точнее артефакт, наделяющий своего владельца огромным могуществом, взамен лишающим самоконтроля, после чего владелец и сам становится рабом предмета. Надев маску-личину человек превращается в экстравагантно одетую мультяшку в широкополой шляпе, а-ля Фриказоид умноженный на Дэдпула и разбавленный кучей других суперов. В фильме персонажа так и называют – Маска, однако в комиксе он носит имя Большеголовый (Big-Head). Отличительные признаки внешности Большеголового – зелёная башка, схожая с черепом, огромные зубы и глаза, а также маленький нос.Как и подобает мультяшному герою Маска обладает свойственными способностями. Из его кармана можно вытащить базуку, гаубицу и другие предметы. А фраза “Smoken!”1 стала его визитной карточкой.

Между делом…

Приём использованный в произведениях о Маске весьма примечателен и продуман с точки зрения психологии. Как выразился отец психологии Карл Гюстав Юнг: «Маска – это функциональный комплекс, возникающий для удовлетворения потребности в адаптации или для обеспечения некоторых других удобств, но отнюдь не идентичный личности как таковой». Тем самым получается, что истинная натура человека как правило отличается от его внешнего образа. Всё это обусловлено несколькими факторами, такими как воспитание, формальные правила, этикет, уголовный кодекс и так далее. Никто не говорит, что носить маску плохо, в подавляющем большинстве случаев совокупность ограничивающих комплексов как раз помогает выживать в обществе и самому не стать угрозой ему. Не удивительно что одним из ключевых персонажей как фильма, так и мультфильма является доктор психологии Артур Ньюман.
 

К чему всё это? Создатели персонажа очевидно ориентировались на психологическую составляющую коя характеризует человека. В данном случае использован интересный приём, при котором надев маску носитель проявляет истинную натуру, противоречиво не так ли? Можно даже сказать – авангардизм. Разумеется, это не совсем оригинальный приём в художественном произведении. Яркий образчик «История доктора Джекилла и мистера Хайда» - всем известное готическое произведение. Суть и смысл весьма схожи – герой в результате таинственного обстоятельства меняется до неузнаваемости, если быть точным – став своей полной противоположностью. Первый носитель маски Стэнли Ипкисс, человек слабохарактерный и слабый, одев маску выявил из недр себя всю копившуюся злость, показав своё истинное лицо. Он не смог, впрочем, и не захотел ограничивать свою кровожадность и безумие, которое явились следствием чрезмерной сдержанности в обычной жизни, а получив невыразимое могущество он стал неуправляем. Любой человек если не осознаёт, то как минимум инстинктивно понимает, что копить в себе негатив не самое лучшее действие. Натура и маска должны проявляться в человеке сбалансировано настолько чтобы попросту не довести до беды. Другой носитель маски настоящий блюститель закона Митч Кэллоуэй получив с помощью маски свободу от оков закона, который он защищает, становится линчевателем, карающим без суда и следствия, что чуть не приводит его к убийствам своих же друзей. Чем более проявляет свою натуру тот или иной носитель, тем сильнее это отражается после его соединения с маской.

Другая важная составляющая при создании франшизы является мифология. Не секрет, что маски занимают значительное место в ритуальных обрядах и искусстве древних цивилизаций. Внешний вид маски показанной в комиксе в точности воспроизводит погребальную маску самого известного в истории правителя майя по имени К’инич Ханааб Пакаль. Это несмотря на то что в тех же комиксах объявляется что маска является артефактом вуду. И африканцы и майя в равной степени верили, что в маске воплощается тот или иной дух — хороший, плохой, олицетворение сил природы, либо тьмы или света. Зловещесть многих ритуалов с использованием масок усугублялось кровавыми жертвоприношениями, как правило человеческими. Культисты в масках оказывали на присутствующих очень сильное влияние — эмоциональное напряжение столь велико, что участникам кажется, что в человека в маске, посредством носимого предмета вселяется дух. Посему не удивительно, что наш персонаж приобретает неведомые простому смертному силы, напялив на себя маску.

Когда же режиссёр Чак Рассел решил снять фильм, бэкстори артефакта изменили с вудуистского на скандинавское. Причём создатели фильма разъяснили это сюжетом про наказание Локи. Как известно со слов сказителя викингов Снорри Стурлуссона и Старшей Эдды, Локи являлся богом-проказником, нечто вроде дьявола, но близкого к небожителям. В какой-то момент богам осточертели его выходки и они его связали до пришествия Рагнарока - конца света. Вот только художественные произведения имеют обычай переиначить классические мотивы. Так согласно фильму Локи был заточён в маску-личину и любой кто её наденет (причём ночью, т.к. Локи ночное божество) сольётся с личностью могущественного бога-озорника. Но надо отдать должное  сценаристам которые не сильно исковеркали древнее предание, а лишь немного приукрасили, что не скажешь о том же в сиквеле 2005 года. В дальнейших выпусках комиксов о Маске, артефакт стали изображать таким же как в фильме.

 

История создания или автора-автора!

Большинство долгоиграющих персонажей со временем, подобно растущему человеку изменяются. Маска исключением также не стал. Впервые Маска появился в 1982 году, а его создателем явился Майк Ричардсон. Считается что прообразами персонажа стали Джокер, Крипер2, ну и конечно мистер Хайд. Первый выпуск комикса вышел только три года спустя в самиздательстве APA-5. Автор недолгое время сотрудничал с известным автором комиксов Марком Бэджером. Теперь комикс выходил под эгидой молодого издательства DarkHorseComics и называлась «TheMasque». Надо отдать должное Ричардсону который увидев что его детище стали использовать в политически настроенных сюжетах, отозвал дальнейшие публикации, воспользовавшись авторским правом. «The Masque» представляла собой нуароподобный карикатурный концепт-комикс. Рисунок первых комиксов не отличался высокохудожественностью, однако это и не требовалось. Гротеск вполне пришёлся кстати в подобной истории.

В 1989 году комикс о магической маске получил вторую жизнь. Новый художник Крис Уорнер получил заказ на обновление персонажа. Таким образом оригинальные рисунки Ричардсона были переработаны. За комикс в целом отвечали Джон Аркуди и сценарист Даг Мэнки. Так в комиксе “Mayhem”главный герой появился в нынешнем облике, а Майк Ричардсон увидя новую Маску назвал его помесью Терминатора и Тэкса Айвери3. Кстати наименование артефакта поменялось с "The Masque" на "The Mask". Серия “Mayhem” закончилась после четвёртого выпуска и появился только в 1991 году благодаря тем же создателям Mayhem’а. Новая серия также уложилась в четыре выпуска и стала довольно популярной. В той же серии появился противник Маски громила Уолтер, который даже появился в собственной серии комиксов, а также стал одним из персонажей мультсериала.

Создатели продолжили выпускать новые мини-выпуски, рассказывающие о разных носителях маски. Популярность комикса вылилась в экранизацию фильма в 1994 году с Джимом Керри в главной роли, а потом и мультсериала, по большей части основанного на фильме, а не комиксе.

В 2000 году вышел последний выпуск комикса с участием Маски «Joker/Mask».Персонаж был забыт надолго, пока в 2014 году серию не обновили. Однако прежний стиль с обилием насилия, расчленёнки и чёрного юмора ныне ушёл в небытие, став банальной супергероикой.

Хроники в комиксах

В комиксах Стэнли Ипкисс, зажатый и замкнутый, неуверенный в себе молодой человек. На этом начальные сходства между Ипкиссом киношным и Ипкисом из комиксов заканчиваются. Стэн покупает нефритовую маску из антикварного салона, а не находит в заливе. Надо заметить, что Ипкисс здесь мягко говоря злопамятен и, поэтому неудивительно, что, впервые надев маску сразу встаёт на дорогу кровавой мести. Это обстоятельство также обусловлено издательством Dark Horse Comics, стиль и особенности которого определяются словами «чёрный юмор», «садомия», «секс» и «насилие», частенько с приставкой «бессмысленное и беспощадное». Так или иначе Ипкисс в комиксах падёт жертвой своей кровавой закомплексованности, а если быть точным его кокнула Кэти, его же девушка. Вскоре она и сама надевает маску, хоть и ненадолго.

Кэт испугавшись себя самой передаёт маску Кэллоуэю, крутому копу из Эдж-сити. Кстати в фильме «Маска» Кэллоуэй также присутствует. Лейтенант становится новым носителем, став линчевателем, по типу Роршаха с Карателем, если б у них были ещё и суперсилы. Кэллоуэй в деле борьбы с преступностью выходит за рамки, как и в случае с другими носителями маска начинает склонять его ко злу. Однако ему удаётся справится с собой и снять проклятый предмет с себя.

Не обошёлся комикс без модного слова «кроссовер». Не все из них столь удачны по части угарного юмора, но без сомнения присущего насилия хватает с избытком.

Так Маска сталкивается с такими героями как Бэтмен, Грифтэр4, Лобо и т. д. и т. п. В случае с Бэтменом, маской овладевает никто иной как Джокер. Хотя ведь странно – Джокер и сам ещё тот комик-тире-психопат, с не меньшей больной фантазией чем Большеголовый. Впрочем, Бэт на этом и сыграл, дабы победить, ведь одев маску Джокер приобрёл невыразимое могущество. Что интересно, Джокер изначально был одним из прообразов Маски.

Более запоминающимся является кроссовер «Лобо против Маски». Сюжет комикса вертится вокруг заказа, сделанного Лобо некими инопланетянами на поимку маньяка вселенских масштабов по имени «Абсолютный Засранец». Для выполнения заказа лучший в мире киллер прибывает на Землю нашу матушку. А там, там носителем маски становится нью-йоркский озорной гуляка воришка. Лобо уверен, что зеленоголовый мульт со сверхсилами и есть «клиент». Но так как Маска и не собирается сдаваться, уж тем более он и умереть не может по своей природе, между двумя отмороженными антигероями и мэтрами угара начинается месиво, повлекшее хаос и разрушение Манхэттена. Интересно, что такие герои как Супермен, Бэтмен и другие ДиСишники также присутствуют в эпизоде, но, как и подобает жанру комедии, они не то что не спасают Нью-Йорк от разрушения, но, видите ли заняты домашними делами слишком сильно чтобы отвлекаться на такую банальщину. Чёрный юмор основной двигатель сюжета этого довольно неплохого комикса. Чего только стоит ругань и поношение героев друг друга. Маска один из немногих героев, сумевших не только неплохо отделать «настоящего мужика Лобо», но и вывести его из колеи. Разумеется, Лобо и сам вскоре становится очередным носителем, и это приводит к последствиям более разрушительным чем его столкновение с предыдущим носителем – Лобо попросту начинает уничтожать целые планеты погружая Вселенную в хаос, став тем самым “Абсолютным Засранцем” на которого получил заказ, не правда ли иронично.

Ещё одним комиксом является «Маршал Лау против Маски» в котором Маска предстаёт в привычном образе суперзлодея.

Фильм, фильм, фильм…

Помнится, когда вышел фильм «Тор», многие стали связывать Локи, в исполнении Тома Хиддлстона с персонажем Джима Керри. И тут ничего удивительного. Речь разумеется пойдёт о кинематографическом образе Маски.

«Маска» также, как и её продолжение, вышедшее в виде мультфильма, повествует о стеснительном добряке Стэнли Ипкиссе. Первоначально режиссёр фильма Чак Рассел объявил, что предстоящий фильм не будет отличатся от комикс-оригинала, то есть будет содержать сцены насилия и ужасов, однако это у него не получилось. Рассел известен как режиссёр одной из частей «Кошмара на улице вязов» и других триллеров и фильмов ужасов, поэтому его новая задумка должна была стать очень точной адаптацией комикса, и новой кинофраншизой ужасов.  Вскоре от идеи хоррора режиссёр отказался, переделав в комедию, и в коммерческом плане не прогадал. На это повлиял сам создатель Маски Майк Ричардсон, который поменял концепцию использовав стилистику мультфильмов Тэкса Айвери (это хорошо прослеживается по выходкам героя Джима Керри). В итоге от первоисточника осталось небольшое количество сцен. Что до происхождения Маски в фильме, как уже говорилось также отличается от комикса, в котором маска берёт корни от африканских культов вуду. Локи как нельзя лучше пришёлся для "легенды" о происхождении маски. В скандинавских легендах бог-трикстер и своими выходками схож на персонажа как фильма так и комикса.

Кинообраз героя отличен от комикса тем, что Стэн основной носитель и отнюдь не злодей, а напротив – как принято называть – супергерой, стоящий на страже города, а порой и мира. Становясь Маской, он учиняет такое, что просто невозможно не ржать до колик в животе и слёз на глазах. Чего не скажешь о злодеях, которые носили маску. Образ последних более близок к комиксу. В фильме маска делает из носителя почти всемогущую личность, но с тем отличием от комикса, что носитель становится лучше, то есть не деградирует. Хороший человек не станет отпетым негодяем, добавив себе лишь озорства и безмерного задора, однако плохой человек надев маску станет намного дурнее. Будь носителем Стэн, его собака Майло или ребёнок он не причинит умышленного вреда, тем более добропорядочным людям. Маска может ограбить банк, жёстко, но смешно поиздеваться, к примеру, натянув трусы на голову жертвы. Из киноадаптации более близок к образу Большеголового персонаж-антагонист Дориан Тайрелл в исполнении знатного кинозлодея Питера Грина. Кроме всего прочего в режиссёрской версии картины присутствуют две сцены, не попавшие в окончательный вариант. Во-первых, вырезан пролог, в котором вкратце повествуется о происхождении проклятой маски: известный первооткрыватель Америки Лейф Эрикссон привозит маску с заключённым в ней Локи. Второй вырезанной сценой является убийство продажной журналистки Пэгги Брандт злодеем Дорианом: Тайрелл выкидывает её за ненадобностью в газетный печатный станок, после чего станок сразу выпускает газету с заголовком о загадочном убийстве журналистки. По-видимому, вторая сцена была вырезана дабы не повышать как рейтинг возрастной, так и кровавый.

Следует упомянуть и не очень удачный фильм 2005 года «Сын Маски», являющегося продолжением фильма 1994 года. Однако сиквел вышел не ахти каким, а целевой аудиторией были дети от одного до семи-восьми лет, собственно это заметно и по главному персонажу. Психопатия, злобота и другие нехорошести, присущие традиционной Маске к БОЛЬШОМУ сожалению, напрочь отсутствуют. Скука скучная!

P.S.

Большинство носителей маски в комиксах, какими они хорошими не были бы, погружались с головой во всеразрушающий хаос, терроризируя и уничтожая всё и вся. Маска раскрывает в человеке скрытые тёмные стороны носителя, если даже эти стороны продиктованы благими и благородными побуждениями, маска их преумножит и исказит. Как говорится: “Благими намерениями вымощена дорога в ад”. Что и говорить за тех «масочников», которые изначально являлись негодяями. Носитель становится настоящим воплощением Зла, сея страх и смерть. Кинематографистам же само по себе цензура особо не позволила распоясаться и экранизировать согласно первоисточнику. Впрочем, оно может и к лучшему.

Примечания:

1 Smoken! – переводится с английского как «Дымится!».

2 Крипер – персонаж-антигерой Стива Дитко.

3 Тэкс Айвери – мультпликатор. В честь него был назван герой фильма «Сын Маски».

4 Грифтер, он же Коул Кэш – один из суперсолдат отряда Gen-7, одноимённой серии комиксов.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх