Франкеншлюха / Frankenhooker
США, 1990
Жанр: ужасы, комедия
Режиссер: Фрэнк Хененлоттер
Сценарий: Фрэнк Хененлоттер, Роберт Мартин
В ролях: Джеймс Лорринз, Пэтти Маллен
Похожие фильмы:
- «Молодой Франкенштейн» (1974)
- «Невеста реаниматора» (1989)
- «Байки из склепа» (сериал, 1989‒1996)
Как только не издевались киноделы над одним из знаменитейших чудовищ в мире! И пол монстру Франкенштейна меняли, и превращали его то в почти животное, то в нелепого дурачка, то в философствующего пацифиста. С легкой руки сценаристов ему приходилось то сражаться, то дружить с Дракулой, оборотнями и черт знает кем еще… Но такого, как Хененлоттер и Мартин, кажется, не делал никто ни до них, ни после. Чтобы понять, понравится ли вам эта картина, достаточно прочитать ее название. В нем уже есть и главная фишка, и основной комедийный элемент, и сюжетная основа — то есть все то, от чего снобы и рафинированные интеллигенты в ужасе сбегут от экранов, освобождая места для любителей задорного треша, которые подсядут поближе.
Итак, сюжет. «Франкеншлюха» рассказывает историю несчастной любви талантливого изобретателя, хирурга-самоучки и прирожденного механика Джеффри. Так уж получилось, что подарок, преподнесенный им на день рождения потенциальному тестю, сносит голову (буквально) его потенциальной жене. Расстаться с милой Элизабет наш странноватый герой никак не может, так что в суматохе похищает ее голову и решает вернуть возлюбленную к жизни. Ну и, раз такое дело, подарить ей новое тело, совершенное, лишенное всех недостатков, чтобы она больше не комплексовала по поводу лишнего веса. Сделать это проще простого: на каждом углу злачного района города стоит материал для раскройки, только выбирай подходящие элементы.
Если бы создатели картины попытались изобразить хоть какую-то серьезность, вся затея наверняка провалилась бы. Но, к счастью, они этого не сделали, поэтому с самых первых кадров становится ясно: абсурд тут поставлен во главу угла. Персонажи нелепы и карикатурны, а действие порой разбавляется гротескными гэгами вроде сверления главным героем собственного мозга для расслабления. Ведь это куда лучше и безопаснее для здоровья, чем выпивка и табак, не правда ли?
Но, что приятно, никто из тех, кто появляется в кадре, при этом не превращается в картонку, нужную только для произнесения забавных фраз. К примеру, тому же Джеффри, который во многом служит для высмеивания клише о безумных гениях-одиночках, все равно хочется сочувствовать — до такой степени он искренен в тоске по любимой. Он очарователен в той же степени, что и его странноватая мамаша и несчастная возлюбленная (и то, во что она в итоге превратилась).
Впрочем, получились бы все они такими живыми без подходящего окружения? Думается, что нет. И тут нужно воздать должное декораторам: каждая локация фильма проработана до мелочей. Небрежно брошенные вещи, чертежи и схемы, валяющиеся тут и там… и, конечно, странные механизмы и причудливые создания, оживленные больным гением героя! Никакой компьютерной графики — только куклы и машины! Для девяностого года это, конечно, не очень удивительно, но в наше время смотрится наивно и привлекательно, вполне в духе старой классики. Хотя одну из финальных сцен едва ли можно назвать привлекательной, если вы, конечно, не фанат настоящего, сочного боди-хоррора…
В общем же и целом фильм производит впечатление некоторой олдскульной комиксовости. Создатели явно вдохновлялись классикой жанра вроде первых выпусков «Баек из склепа». Со зрителем будто играют в игру, постоянно напоминая, что все происходит понарошку, и приглашая в небольшое приключение. Плюс к тому, морализаторство, нет-нет да проскальзывающее в сюжете, и любовь создателей к демонстрации обнаженной женской натуры даже не намекает, а прямо заявляет, что основная целевая аудитория фильма — подростки, жаждущие развлечений. И на выходе, если проводить параллели с литературой, получаются эдакие «Ужастики» для тех, кому Стайн уже кажется скучным.
Резюме же для «Франкеншлюхи» формулируется просто и коротко. Этот фильм — один из тех, что снят максимально «не для всех», но при этом в своей узкой нише вполне способен стать нетленной классикой. Специфический юмор, очаровательная наивность пионерлагерной байки, немного обнаженки и легкий налет поучительности — вот его основные компоненты. Если от кино хочется чего-то большего, то лучше проходить мимо. Если же вы готовы принять, что иногда фильм — это просто развлечение, выключить мозг и превратиться ненадолго в беззаботного подростка, гогочущего над сшитым из кусков проституток монстром, походя снимающим похотливых мужиков, то пропускать этот небольшой шедевр нельзя ни в коем случае.
1 Frankenhooker 26-11-2020 20:30
"В общем же и целом фильм производит впечатление некоторой олдскульной комиксовости. Создатели явно вдохновлялись классикой жанра вроде первых выпусков «Баек из склепа».2
Такое впечатление, что автор статьи просто не знает, кто такой Фрэнк Хененлоттер.