ТРЕТЬЯ ВОЛНА ЗОМБИ

Мистические сумерки; Чертовщина (антологии)

Составитель: Д. Г. Тихонов

Жанр: мистика

Издательство: Известия

Серия: Фантасмагория

Год издания: 2012

Похожие произведения:

  • «Киммерийская болезнь», «Роковая игра», «Шаги в бреду» (тематические антологии серии «Шедевры мистической литературы»)
  • другие антологии «русской готики»

Антологий «русской готики» до нашего времени сделано немало. Можно даже сказать, пруд пруди. Но что мы видим в большинстве книг подобного рода? Кочующий из тома в том набор, в общем-то, одних и тех же произведений, одних и тех же авторов. «Вий» Гоголя, «Пиковая дама» Пушкина, «Упырь» А. К. Толстого... В общем, классика «золотого века» литературы — «серебряный век» в большинстве антологий представлен беднее, что несправедливо, конечно.

Поэтому всегда приятно, когда составители обращают внимание на вещи менее известные. А если вдруг кто озаботится не просто отобрать мистику и фантастику, а сделать какую-нибудь тематическую подборку, так и того лучше!

Пять лет назад издательство «Известия» в рамках серии «Фантасмагория» выпустило две тоненьких книжки в мягкой обложке. Составителем числился некий Д. Г. Тихонов (уж не известный ли нам Дмитрий, а?). Первая антология — «Мистические сумерки» — прямо скажем, малоинтересна. Под такое название можно отнести что угодно, главное, чтобы в произведении была мистика. То есть, можно брать всё, что традиционно называется «русской готикой». Так составитель и поступил: весь «золотой век» от «Острова Борнгольма» Карамзина до «Призраков» Тургенева вошёл в «Мистические сумерки». Не забыты Гоголь с «Портретом», А. К. Толстой с «Упырём», Бестужев-Марлинский, конечно же, со «Страшным гаданием». Из числа менее известных произведений составитель взял для своей книги «Вальтера Эйзенберга» Константина Аксакова, «Перстень» Евгения Баратынского и «Импровизатора» Владимира Одоевского. Своего рода «тёмной лошадкой» оказался «Чёрный гость» — повесть писателя Е. Бернета, которая в новейшее время переиздавалась совсем нечасто. Так или иначе, «Мистические сумерки» представляются самой рядовой книгой на тему «русской готики», мимо которой можно пройти, абсолютно ничего не потеряв.

Гораздо интереснее дело обстоит с другой книгой в серии «Фантасмагория». Вот тут уже составитель Д. Г. Тихонов проявил большую изобретательность. Томик получил название «Чертовщина», в соответствии с чем был наполнен рассказами русских писателей о чертях, бесах, прочих прихвостнях дьявола и самом Отце Лжи. В этой подборке уже гораздо меньше того, что на слуху, из самых-самых известных — «Вий» Гоголя да «Семья вурдалака» А. К. Толстого.

Тексты в книге следуют по хронологии их создания. Поэтому первым номером и стоит «Большой выход у Сатаны» Осипа Сенковского, рассказ 1832 года. Это не страшная мистика, а сатирическая — как и большинство произведений этого интересного автора. Сюжет достаточно прост: к дьяволу на аудиенцию являются бесы, заведующие разными сферами человеческой жизни, и представляют отчёт о своей деятельности. Следующий рассказ «Концерт бесов» Михаила Загоскина относится к циклу «Вечер на Хопре» и повествует об одной необыкновенной репетиции, на которой «посчастливилось» побывать Ивану Николаевичу Зорину. Далее в книге расположены классические рассказы Гоголя и А. К. Толстого, упомянутые выше, которые, смеем надеяться, знакомы не только любителям именно «русской готики».

А вот всё дальнейшее в «Чертовщине» — малоизвестное и неочевидное. «Попутчик» Александра Амфитеатрова — интересный образец прозы этого плодовитого писателя. Произведение рассказывает о встрече в вагоне поезда двух примечательных персонажей. «Беседа пьяного с трезвым чёртом», «Сапожник и нечистая сила» — оба рассказа авторства Антона Чехова. Ну, мистики здесь не то чтобы много, зато фирменной иронии хватает! Далее — опять дуплет: произведения Максима Горького «О чёрте», «И ещё о чёрте». И хотя снова не видно «готики», но сами тексты как минимум интересны — всё-таки классик русской литературы!

Далее выступает ещё один человечище — Л. Н. Толстой. Составитель включил в книгу его произведение «Разрушение ада и восстановление его». Как-то даже сложно назвать этот текст художественным, однако впечатление он производит сильное. Основная идея перекликается с рассказом Сенковского: мир земной настолько погряз во лжи и разврате, что Сатане не нужно даже прикладывать особых усилий, чтобы совращать людей с пути истинного. Так что, несмотря на отсутствие «пугательных» элементов в повествовании, произведение Толстого способно напугать.

Ну, а дальше — дальше всё возвращается к мистике и ужасам. «Из дневника одного покойника» Михаила Арцыбашева, хоть и не вполне серьёзная новелла, однако формальные признаки готики имеет неопровержимые: мертвец в гробу и заупокойный мир. Зинаида Гиппиус в рассказе «Иван Иванович и чёрт» рассматривает очередной вариант договора с нечистой силой. «Шабаш ведьм» представляет собой отрывок из романа Валерия Брюсова «Огненный ангел». Уже из самого названия можно о многом догадаться: да это те же «Киевские ведьмы», только в Кёльне. Ещё одна история Брюсова, «Ночное путешествие», уводит вообще за пределы нашей планеты. Это практически поэма в прозе, повествующая о том, как герой отправился в космос к одной из звёзд в созвездии Ориона.

Леонид Андреев представлен в сборнике рассказом «Чёрт на свадьбе». В данном случае — совсем не то, чего, по большому счёту, ожидаешь от этого писателя. История гораздо более весёлая, чем можно было предположить, но оценить автора в непривычной для него роли тоже интересно! Но уж Алексей Ремизов своим «Чёртиком» «вдаряет» по хоррору так, как мало кто мог в те времена. Да и не только в те времена... Рассказ довольно странный, непривычный, психоделичный. И щекочущий нервы. Главные герои новеллы задумали вызвать самого дьявола. Что же из этого вышло? — понятно, что ничего хорошего... «Мертвец» уступает предыдущему произведению по напряжению и атмосфере, но и ему есть чем удивить. Несмотря на то что парочка главных героев решила всего лишь пошутить, дело в итоге оказалось невесёлым. И завершает книгу «Советский чёрт» Ивана Соколова-Микитова, опубликованный в 1928 году и уже не имеющий решительно никакого отношения к «русской готике».

В «Чертовщине», прямо скажем, немного серьёзной атмосферной мистики. Ужасов — совсем кот наплакал. Готика пробегает где-то рядом, вот-вот, кажется, её зацепишь — но хватаешь лишь хвост. Да и тот оборачивается иронией и сатирой. И тем не менее, эта подборка всё-таки представляется более интересной, чем абсолютно соответствующие названию, но пресные «Мистические сумерки» с набившими оскомину текстами. Для ценителей жанра «Чертовщина» вообще должна быть весьма интересна — например, «Попутчик» Амфитеатрова нечасто переиздаётся, а «Чёртик» Ремизова, вероятно, вовсе впервые оказывается в антологии «русской готики». Так что было бы хорошо, если б издательство продолжило линейку тематических подборок, где составитель представлял бы малоизвестные и труднодоступные произведения, но, увы, с 2012 года серия «Фантасмагория» не пополнялась новыми книгами.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх