ЗАКЛЯТЬЕ. НАШИ ДНИ

Мрачный гимн о культуре Природы и природе Культуры

Всегда приятно, когда архаичные верования предков не забываются, а иной раз получают второе дыхание в виде художественного эпоса. Конечно, такие произведения о языческих персонажах, как «Вечера на хуторе...», «Властелин колец», «Снегурочка», не являются народными эпосами, но по масштабу и значению не уступают остальным былинам и легендам славян. Как и подобает эпосу, они красочны и одновременно трагичны. В данной статье мы рассмотрим, пожалуй, одно из лучших творений украинской литературы — пьесу Леси Украинки «Лесная песня».

Порой, зачитываясь прозой и стихами некоторых более или менее современных писателей и поэтов, поражаешься тому, насколько они могли чувствовать время и историю. Ведь многие их произведения рассказывают о давно забытых временах и культурах. К таковым можно причислить Джека Лондона и Роберта Говарда, которые великолепно описывали эпохи прошлого вплоть до зарождения человечества, словно они сами побывали там. Гении творцов не уступают легендарным сказителям, бардам и скальдам, их тексты наэлектризованы своей глубиной и атмосферностью. Не хуже с этим справилась и Леся Украинка.

Большинству читающих людей украинский фольклор, конечно же, известен благодаря Николаю Васильевичу Гоголю. Но если называть его «мужским лицом украинского фольклора», то женским лицом непременно является Леся Украинка (Лариса Петровна Квитко-Косач). Их творчество вполне можно противопоставить друг другу. Причиной является отношение авторов к потусторонним силам. И если Гоголь демонизирует духов, наделяя их смертоносной нетерпимостью к человеку, то нелюди Леси Украинки хоть и опасны для рода людского, но враждебны лишь в крайних случаях, когда нужно защищаться. Различаются творчество Гоголя и Украинки также как материальное и одухотворенное, как логика и интуиция. В пору говорить заезженные фразы о феминизме, не правда ли? Однако это того не стоит. Ведь оба великих украинских писателя внесли неоценимый вклад в мировую культуру, и сложно представить одного без другого.

Особенности сюжета и фабулы

Трудно сказать, когда появился сюжет о любви человека и нелюдя. Порой любовь — единственное, что может быть общего между совсем разными существами, она насыщает жизнь персонажей драматизмом со всеми вытекающими чувствами и переживаниями. Не зря на вопросы Лукаша о семье Мавки, та отвечает неопределенно, не по человеческим воззрениям. В этом различие между современным понятием «фэнтези», в котором все конкретизировано и категорично и старой доброй мифопоэтикой, коя более загадочна и завораживающа.

Действие начинается с местного жителя Волыни, который появляется на лесной поляне со своим племянником Лукашем. Лесная нимфа Мавка хочет погубить их, дабы они не навредили лесу. Однако Леший предостерегает ее от подобного шага, разъяснив, что Лев один из немногих людей, который бережет лес. С приходом весны Мавка просыпается в дупле ивы, услышав, как Лукаш играет на свирели. Чудесные мелодии трогают девичье сердце, она хочет увидеть Лукаша. Однако Леший вновь предостерегает ее, на этот раз от любви к «ребятам человеческим». Вскоре Лукаш и сам дает о себе знать. Он приходит к иве, чтобы нацедить сока, но тут же появляется Мавка и не позволяет это сделать. Юноша удивлен необычной встрече, однако ему симпатична зеленокосая девушка. Он начинает играть на свирели, отчего расцветают цветы и птицы заводят песню. Это лишь начало их любовной истории, пожалуй, самого оптимистичного эпизода. В дальнейшем цепь событий и сопутствующих персонажей будет сгущать краски все больше и больше, приведя к трагедии. Примечательно, что интриги людей приводят к интригам и хаосу между лесными жителями. Однако конфликт существует не только между культурой и природой, но и между мечтой и суровой действительностью, когда любовь и счастье отвергнуты в пользу материальной выгоды.

Похвастаться таким обилием колоритных фольклорных персонажей украинской народной культуры может только Гоголь. Но если Николай Васильевич один из предтеч жанра ужасов, то Леся Украинка в «Лесной песне» полагается больше на поэзию и сказочность, и если по стилю друг на друга несколько похожи Гоголь и Говард, то к Украинке близка поэзия Толкина. Сами посудите, в драме-феерии присутствуют вурдалаки, разношерстные русалки, лешие, водяные, духи половодья и лесного пожара, одухотворенные деревья и растения, а также многие-многие другие. Весьма любопытный момент: один из последних эпизодов рассказывает о том, как главный герой Лукаш за прегрешения был превращен в вурдалака, что может напомнить подобные легенды других народов. Посылом такой метаморфозы является то зло, из-за которого люди порой теряют человеческий облик, а Природа лишь способствует изменению облика. Тем самым восстанавливается баланс сил, и теперь лиходей будет вредить только себе подобным.

Общие точки соприкосновения «Лесная песня» находит со сказкой Андерсена «Русалочка», однако костяк драмы заложен еще в античные времена. Это, конечно же, миф о безответной любви нимфы Эхо к самовлюбленному Нарциссу. Многие элементы мифа, видимо, были адаптированы с учетом украинского фольклора. Тем самым образ Лешего можно интерпретировать как древнегреческого Пана, который тоже питал чувства к Эхо, а в «Лесной песне» является фигурой отца героини. Еще одна заметная деталь, роднящая Эхо и Мавку, это голос, который остался после их смерти, в случае Эхо, это повторяющиеся голоса, а в случае Мавки, это голос, исходящий из свирели.

Адаптации и постановки

Разумеется такой яркий шедевр как «Лесная песня» не мог обойтись без театральных, кино- и мультадаптаций. И дело не в том, что Украинка изначально написала ее в виде пьесы. Исследователи творчества писательницы говорят, что пьеса была написана в 1911 году в кратчайшие сроки, всего за две недели, когда Лариса Петровна пребывала в Кутаиси. Но те же исследователи полагают что «Лесную песню» она готовилась написать всю свою жизнь. Причем некоторые особенности драмы взяты не только из вышеперечисленных мифологических источников, но и из жизни самой поэтессы. К примеру, реальным прототипом дяди Льва послужил ее родной дядя Лев Скрулинский, а Лукаша — его племянник Ярмила, который в юношеские годы катал молодую Ларису в лодке.

Первая постановка спектакля вышла всего семь лет спустя, 22 ноября 1918 года в Киевском Драматическом театре. К сожалению, сама автор не дожила до этого, скончавшись в 1913 году. В дальнейшем пьеса ставилась не раз. Наиболее значимыми стали балет 1936 года Михаила Скорульского по сценарию его дочери Натальи; балет Германа Жуковского и Михаила Гобовича в 1960 году. Балет по пьесе еще не раз был поставлен различными композиторами и хореографами, как Украины и России, так и, к примеру, Литвы.

Начиная с 1961 года драма была неоднократно адаптирована в виде игровых и мультипликационных фильмов. Итак, в 1961 году вышла первая экранизация, постановщиком выступил режиссер Виктор Ивченко. По его словам, стезю режиссера он выбрал именно из-за желания снять фильм по «Лесной песне». Проблема была в том, что сценарий «...песни» годен скорее для театра, а не фильма, это обстоятельство было не раз затронуто критиками Ивченко, но, несмотря на это, они отметили его усердие, которое помогло перенести пьесу на язык кино.

Первую мультэкранизацию поставила в 1976 году режиссер Алла Грачева. А в 1981 году вышла вторая экранизация под названием «Лесная песня. Мавка», в которой режиссер Юрий Ильенко выступил еще и в качестве сценариста и оператора, а его жена Людмила Ефименко воплотила на экране образ Мавки.

В «Лесной песне» языком поэзии отражено взаимоотношение природы и культуры, в том числе борьба наступающей цивилизации с девственным лесом. Наиболее остро это будет показано в предстоящем мультфильме по мотивам «Лесной песни», которая является первым 3D полнометражным мультфильмом Украины. Драма многослойна. В ней виден экологический подтекст, который читается между строк, а Природа выступает в качестве абсолюта гармонии, в противовес разрушительному началу деятельности человека. Другой составляющей является древний как мир сюжет о запретной и трагической любви. Мультфильм будет интересен современной аудитории не только за счет вечной темы о сохранении благоприятной экологии. В нем присутствуют элементы стимпанка, чего, разумеется, в оригинале драмы-феерии не встречалось.

В 2018 году также планируется к выходу и игровая адаптация «Лесной песни» в жанре квест «The Forest Song», разрабатываемая студией «Colabee», которая известна тем, что в 2015-ом получила премию BAFTA в номинации «Лучший дебютный проект» за квест «Never alone 2».

Как видим, пьеса и по сей день не теряет актуальности, осваивая все новые горизонты.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх