DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

КУКЛОВОД

Нашествие кровопийц

Москиты / Mosquito

США, 1995

Жанр: триллер, фантастика, ужасы

Режиссер: Гари Джонс

Сценарий: Том Чейни, Стив Ходж, Гари Джонс

В ролях: Гуннар Хансен, Рон Эшетон, Стив Диксон, Рэйчел Луизелл, Тим Лавлэйс

Похожие фильмы:

  • «Они» (1954)
  • «Тарантул» (1955)
  • «Москит» (1993)

Москиты 

Режиссер Гари Джонс так и остался в нише низкобюджетных ужастиков direct-to-video, получив относительную известность своими энимал-хоррорами «Пауки» и «Крокодил 2». А начинал он в далеком 1994 году с интересного треша «Москиты», сделанного в нарочито дурацком стиле старых фильмов ужасов.

Интерес к насекомым, мутировавшим до больших размеров, был характерен для американского кино 1950-х как реакция на проводившиеся в те годы испытания ядерного оружия. Гордон Дуглас («Они»), Джек Арнольд («Тарантул») и прочие в своих наивных, с точки зрения сегодняшнего зрителя, жанровых работах, выражали искреннее беспокойство за окружающий мир, существованию которого угрожает гонка вооружений и поспешные научные открытия. В дальнейшем животная тема была забыта, ожидаемо уступив место мистике и маньякам и лишь изредка напоминая о себе в любительском и полулюбительском кино вроде дебюта Натана Шиффа «Ласки разрывают мою плоть». Режиссеры этих фильмов вдохновлялись именно старым американским хоррором, сопротивляясь веяниям времени. В 1970-е, после коммерческого успеха «Челюстей» Стивена Спилберга, «земные» ужасы как будто вновь стали актуальны. Но это, увы, продолжалось недолго.

Оказалось, что мало кто из последователей и эпигонов голливудского мастера мог с ним тягаться не только в организации комбинированных съемок, но и в создании атмосферы страха. А муляжи тел и механические монстры, увы, слишком быстро устаревали. Вот и получилось, что к 1990-м животные-убийцы оживали лишь на экранах телевизоров да в видеосалонах, а в большом прокате для них уже не было места. Гари Джонс, желая как-то выделиться на этом фоне, решил совместить «животный» сюжет с космической фантастикой, сделав завязкой фильма крушение летающей тарелки. Любопытный комар садится на серую кожу космического визитера и обнажает хоботок. Скоро в округе появляется новый вид комаров, которых уже не так просто прихлопнуть газетой. И они нападают на всех в округе.

Москиты 

Гари Джонс осознавал как свои малые финансовые возможности, так и отсутствие режиссерского опыта, оттого разбавил сюжет комедийной составляющей. От комаров, напавших на летний лагерь, удалось спастись лишь борцу с насекомыми, который спрятался в лодке. А сцена секса в ночном лесу двух кемперов была некстати прервана залетевшим в палатку гигантским комаром, которого девушка поначалу принимает за своего парня. Режиссер, избавленный от студийной цензуры, не боится потешить зрителя явно непристойным сопоставлением хоботка насекомого с пенисом, который вонзается в нежную кожу девичьей попки, и ее крик ужаса становится почти неотличимым от вершины оргазма.

Гари Джонс как будто решил процитировать работы художника Г. Р. Гигера, для творчества которого всегда был характерен вызывающий эротизм. Вот и комары, представляющие собой в моментах с мультипликацией забавных зверушек с крыльями, подчас напоминают перевозбудившихся самцов, поджидая людей с обнаженными хоботками в самых укромных местах. А режиссер отдает должное и шедевру Тоуба Хупера «Техасская резня бензопилой», вводя в повествование беглых грабителей под предводительством Гуннара Хенсена, самого знаменитого исполнителя роли Кожаного лица.

Творящийся на экране нарочитый абсурд, вызванный не в меру разгулявшимся воображением создателей фильма, порой переходит все границы. Достаточно упомянуть начальную сцену, где пара главных героев сбивает на дороге (!) комара и долго не может понять, что это за зверь такой и что с ним делать дальше — выкинуть в кусты или исследовать. Труп комара в багажнике становится завлекательной авантюрой, так что поневоле вспоминаются многочисленные комедии о приключениях мертвецов вроде «Уик-энда у Берни». И как-то даже не кажется невероятным безумная мысль, что стая комаров повсюду преследует героев лишь затем, чтобы забрать тело своего крылатого собрата.

Москиты 

«Москиты» едва ли способны понравиться среднестатистическому зрителю, который будет явно недоволен не только массой абсурдных и явно неприличных ситуаций, но и гипертрофированной игрой практически всех актеров. Такое ощущение, что они лишь прикалываются, сами едва сдерживаясь от смеха. Хотя, скорее всего, в реальности так и было.

Однако то, что плохо для нормального кино, может отлично подойти для треша, если создает атмосферу веселья. «Москиты» в 1990-е уже не могли конкурировать даже со своими малобюджетными собратьями по части атмосферы ужаса или интересного сюжета. Но причина, по которой этот скромный фильм собрал в прокате почти миллион, намного превзойдя свой бюджет, как раз в том, что режиссеру удалось создать почти пародию на жанр, некий комариный беспредел, да еще и с хорошо заметными фрейдистскими ассоциациями. Если в сиквеле «Техасской резни бензопилой» бензопила обыгрывалась как фаллический символ, то в «Москитах» столь же неприличным орудием кажется хоботок. Комары словно воплощают темное начало, очарование и притягательность зла, и, конечно, оно трактуется исключительно в рамках теории сексуальности Зигмунда Фрейда. Оттого вам наверняка навсегда запомнится сладострастно посасывающий кровь комар, оседлавший обнаженную девушку-кемпера, и эта абсурдная, но притягивающая каким-то своим нездоровым эротизмом сцена становится настоящим апофеозом всего треш-беспредела.

Интересно, что «Москиты» в связи с их выходом в середине 1990-х на видео в России дарили на программе «Поле чудес», и впечатлительный Леонид Якубович, конечно, не смог удержаться от нелестного комментария в адрес фильма Гари Джонса. Хотя для треша отрицательный отзыв все равно что похвала!

Москиты 

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)