DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Нейролептики пыльного ада

Серая мать (роман)

Автор: Анна Одинцова

Жанр: триллер

Издательство: АСТ

Серия: Потустороннее

Год издания: 2024

Похожие произведения:

  • Дэн Симмонс «Лето ночи» (роман)
  • Федор Достоевский «Преступление и наказание» (роман)
  • Иэн Макьюэн «Цементный сад» (роман)

Люди очень хотят верить, что мир именно таков, в каком им хочется жить. И что сами они именно таковы, какими себе кажутся. Ну прошлое, да, но можно ж успокоиться после пережитого, можно поверить, что скелеты в шкафу не так уж и смердят, главное, не ворошить прежнего, да и вообще лучше не задумываться, а так, по накатанной, в полусне — и мир ничего, в пыль не рассыпается. В реале примерно все так живут, предпочитая не помнить о себе плохого. Спят. Пока вдруг не является очередная (топоров не напасешься) мерзкая старушонка, вдруг разрастающаяся в чудовищно изуродованный архетип злобной древней матери, знающей о тебе все — и, само собой, компетентной и в том, что с тобой сделать, чтоб ты, «тварь дрожащая», так и не узнал о себе правду и как миленький «делал, что должен». Материнство ее в том, чтоб плодить чудовищ, такая вот древняя тупая сила воспроизводства, но дело у нее не идет без людишек-доноров: то, понимаешь, утробы живые нужны, то стройматериал клеточный. А особенно — питательный компост из мук, страстей, страхов. Желательно длящихся как можно дольше. Для реализации этакого проекта Серая Мать в каком-то нашем реальном городе захватывает кусок подъезда с подходящими человечками — не случайными, ясно, а увесисто так отягощенными пережитым. Тут и наркоман в ремиссии, и супруги-пенсионеры, в прошлом, как водится, попившие кровушки друг у друга, и жирная старая дева-училка, и дура-инфантилка, которой дико мешает пятилетний сын-«довесок», и странная эпилептичка, страдающая от созависимости с другим наркоманом. Жертвы Серой Матери сначала стали жертвами людей и/или обстоятельств, разум их исковеркан, значит, беззащитен перед отточенными веками манипуляциями — хотя особенно нового старушке с рожей «конвульсии трипофоба», наверно, изобретать не приходилось, уж такова природа человеческой мерзости: предательство, зависимость, эгоизм, глупость, трусость. Захватив, Серая Мать переносит их туда, где поджидает «подсадная утка» Толенька, на руках отнесший маленькую дочку живьем в ад, чтоб спасти себя. Далее героям предстоят — вроде как что заслужили? — все прописанные автором круги ада.

Мир Серой Матери — находящийся, может быть, прямо за серым бетоном стены вашего подъезда — континуум, созданный «from dark», а вернее, из пепла мертвых, из распавшихся в пыль костей с целью поживиться чем автор послал, ну и чтоб наконец появилась такая удачная «деточка», которую Мать планирует выпустить сюда к нам, таким глупым, но таким вкусным. А то раньше все как-то неудачно выходило. Поначалу все идет по плану: автор великолепен в наглядной демонстрации того, как беспомощен наш разум, если поместить нас живьем «на тот свет», который медленно рассыпается в пыль по мере того, как этот обман все меньше нужен Серой Матери.

Далее по тексту: как уязвимы люди с вытесненными в подсознание очагами боли — и как злокачественно стремителен распад их сознания, если лишить их как привычной реальности, так и привычных иллюзий. Клинически великолепна авторская эксплуатация наших осознаваемых и бессознательных ужасов в описаниях монстров и локаций — психиатр-нарколог уж знает, что нашептать аlter ego, талантливому автору с пугающе зримым письмом, и с умело, как в аптеке, рассчитанным саспенсом, так что страница за страницей нервам не отдохнуть.

Читать это трудно, как посещать раковый корпус или надзорную палату. Но не потому, что пугают Серая Мать и ее монстряшки. Даже не потому, что сумеречное состояние воспроизведено тут как по учебнику — бредовость, фрагментарность, руминации и обсессии. А потому что, как, к примеру, у Достоевского, куда страшнее явленная правда про нас: если кто-то захочет впрыснуть нам отравы в разум, чтоб мы переступили все границы человеческого, мы мало что — ровно как Родя Раскольников — можем этой отраве противопоставить. Настолько мало, что автору пришлось кое-чем неожиданным для Серой Матери наделить главную героиню, чтоб сюжет (кстати, структурно расписанный по всем этим известным актам) все-таки вырулил к такой концовке, которая не разочарует читателя. В общем, автор придумывает так, как может придумывать только тот, кто лучше других знает про нас правду.

И, пожалуй, главный вопрос текста: а что вообще способно уберечь нас от обнуления личности? Неужто лишь «аномалия», как у главной героини?

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)