DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Страшная-страшная сказка

Джозеф Дилейни – один из тех писателей, успех к которым пришел на этом поприще уже в очень зрелом возрасте. На момент выхода первого романа принесшей ему популярность серии «Хроники Уордстоуна» автору было уже 59 лет. К сожалению, экранизация книги, несмотря на немалый бюджет и громкие имена, в числе которых оскароносный Джефф Бриджес, а также Джулианна Мур и наш Сергей Бодров-старший, откровенно подкачала. Сам Дилейни воздержался от резких высказываний по поводу ленты «Седьмой сын», заметив лишь, что ее создатели отбросили многое, что определило самобытность как первой книги, так и всей серии. А книг-то в серии аж тринадцать – о них мы сегодня и поговорим.

Джозеф Дилейни

Джозеф Дилейни

Возвращаясь к экранизации, Дилейни охарактеризовал ее как «веселый фильм с множеством действий и спецэффектов, которые дети найдут интересными» – проще говоря, киносказочка, причем весьма заурядная. Что же касается первоисточника, то его уже нельзя охарактеризовать столь же однозначно. Впрочем, забегая вперед, неоднозначного в книгах Дилейни в принципе очень много.

Крушение идиллии

Завязка серии действительно кому-то может напомнить относительно безобидную сказку. Том Уорд, будучи седьмым сыном седьмого сына, отправляется на обучение к ведьмаку Джону Грегори, основное занятие которого – борьба с нечистью. Поскольку повествование ведется от лица 13-летнего мальчика, это само собой наталкивает на мысль, что сюжет не будет развиваться «по-взрослому» жестко. Кроме того, описание тех мест, где живут герои, создает некоторую иллюзию их глобальной защищенности: сельская идиллия, большая дружная семья, да и старый мудрый Джон Грегори поначалу производит впечатление человека, который может решить практически любую проблему. Кроме того, ведьмак проповедует гуманное отношение даже к ведьмам, предпочитая связывать их цепью и сажать в яму вместо того, чтобы сжигать на костре. В общем, в начале чтения возникают ассоциации с какой-нибудь серией детских романов вроде «Ученика джедая» Джуда Уотсона, где рассказывается о юных годах Оби-Вана Кеноби и его обучении под руководством Квай-Гон Джинна.

Ну а потом идиллия и ощущение сказки рушатся. Конечно, не сразу и не в первой книге, в финале которой, казалось бы, в графстве вновь воцаряется мир и покой. Вот только уже со второй книги начинают происходить события, в результате которых мир вокруг Тома Уорда постепенно становится все более мрачным и безрадостным.

Седьмой сын

Джон Грегори и Том Уорд – кадр из фильма

Метаморфозы

Пожалуй, главная изюминка всей серии – постепенное раскрытие характеров персонажей, так что читатель начинает по мере продвижения по книгам воспринимать их иначе. И вот уже Джон Грегори не такой идеально правильный умудренный «воин добра и света», каким он кажется в начале. Если домашний домовой, который принимает облик уютного котика и готовит на завтрак вкусную яичницу с беконом, не слишком выбивается из идиллической иллюзии, то когда в третьей книге герои переезжают в зимний дом Джона Грегори, там всплывают подробности и методы, которые никак не вяжутся с образом, сложившимся в сознании читателя поначалу. При этом ведьмак от начала и до конца остается положительным героем.

Да и сам домовой ближе к финалу предстает не столько другом, сколько деловым партнером, преследующим сугубо личные интересы, когда раскроются подробности условий, на которых он готов сотрудничать с людьми.

Идем дальше. О том, что мать главного героя не так проста, как кажется на первый взгляд, можно догадаться уже по тому, как она старается избегать прямых солнечных лучей. Вот только все это цветочки, а ее образ и роль в сюжете будет раскрываться даже (спойлер!) после ее смерти. Кстати, возвращаясь к фильму, его нельзя назвать стопроцентной экранизацией первой книги, поскольку сценарий, пусть и в упрощенной форме, отчасти воплощает события шестой и даже тринадцатой книг серии. Ну а что касается матери Тома, контраст между образом, который сформируется у читателя, начиная с середины серии, и той мудрой деревенской целительницей, которой она предстает в начале, поистине разителен.

Или вот ведьма-убийца Грималкин. Поначалу она позиционируется как однозначный враг, причем весьма опасный. Вот только, опять же, начиная с середины серии, в пору задаться вопросом: «А что она плохого-то совершила?» Да, убивала много, но, по крайней мере, в рамках книжной серии ее жертвами были исключительно отрицательные герои. При этом она справедлива, честна и не творит насилия без причины.

Грималкин

Грималкин

Есть и еще один ведьмак – Билл Аркрайт, изначально предстающий властным жестоким алкоголиком, а своими поступками заставляющий усомниться в своей «положительности». Позже читатель тоже начнет воспринимать его иначе.

Но все эти метаморфозы меркнут по сравнению с тем, что произойдет с еще одной главной героиней, Алисой Дин. Пожалуй даже, это тот случай, когда ближе к финалу автор слегка перегнул палку, сделав трансформацию очень уж резкой. Впрочем, забегая вперед, серия кончается, но не кончается история – дальше начинаются уже «Хроники Старблейд», куда перекочует большая часть персонажей из «Хроник Уордстоуна». Ну а, возвращаясь к Алисе, предстает она перед нами стопроцентно положительной героиней, которой не повезло родиться в ведьмовском клане. Вот только постепенно всплывают настолько шокирующие подробности ее происхождения, что кажется, ее судьба предопределена. Кстати, предпоследняя книга в серии написана уже от ее лица, хотя и она вряд ли подготовит читателя к тем событиям, которые произойдут в самом конце.

В общем, у всех в шкафу есть свои скелеты, а у главного героя – Тома Уорда – они по ходу прочтения будут появляться, и ближе к финалу читатель сможет сполна разделить его душевные терзания. Ведь с одной стороны, нужно быть откровенным с учителем, с другой – выполнить волю матери, а тут еще и любовь некстати нагрянула… Драмы в книге действительно с избытком, так что порой читателю вместе с Томом впору задаться вопросом, где здесь добро, а где зло.

Мир без бога, но с Дьяволом

По мере углубления в серию преображается и тот мир, в котором развиваются события. Начавшись с небольшого графства в Англии, постепенно он расширяется как в пространстве, так и в иных измерениях. Дело в том, что параллельно земному, существует еще, как минимум, один мир, являющийся одновременно царством мертвых и обителью сверхъестественных сущностей, среди которых как боги из самых разных верований, так и сам Дьявол. Вообще картина складывается любопытная: если бог из христианской мифологии никак себя не проявляет, да и вообще складывается ощущение, что его нет, то вот Дьявол в сюжете присутствует и является главным антагонистом всей серии. Правда, его хоть и сложно, но можно и связать, и даже победить, причем это вовсе не будет означать конца света.

Ну а что касается привычного мира, то хотя в первых книгах герои будут перемещаться по территории Англии века XVI-XVII, то постепенно на карте откроются Ирландия и Греция, которые также имеют свою сверхъестественную фауну. Частично раскроют себя и темные обитатели Румынии, но на появление Дракулы не надейтесь – у Дилейни все куда интереснее.

А еще где-то в северных землях обитает раса кобалос – разумных монстров, которые разводят людей как скотину, дабы питаться их кровью и размножаться с помощью человеческих самок. Об этом мы узнаем из 11-й книги серии «Скользящий», герой которой как раз и представляет этот народ. Последующие книги дают нам понять, что кобалос заявят о себе в продолжении приключений Тома Уорда в рамках последующих книжных серий.

Ведьмак: скользящий

Бестиарий Дилейни

Ну и, конечно же, разновидностей темных сущностей в серии великое множество. Даже ведьмы очень разные: помимо «классического» варианта, есть и звероподобные водяные, и меняющие облик ламии, и не только они. И, кстати, далеко не все ведьмы злые.

Помимо них, читателю предстоит встретиться с дьявольским отродьем в буквальном смысле слова. Дело в том, что Сатана по Дилейни в любвеобильности, пожалуй, сравнится с греческим богом Зевсом: он не упустит возможности удовлетворить похоть страждущей ведьмы, для которой это тоже имеет свою выгоду. Ну а что касается плода такой любви, то он может оказаться как человеком, так и туповатым антропоморфным монстром, компенсирующим недостаток извилин за счет физической мощи. Хотя сам Враг (именно так часто герои именуют Дьявола), заявит о себе не с первой и даже не со второй книги, кое-кого из его детей мы встретим уже в первой части, и это, как окажется впоследствии, не только Клык.

Не отстают и другие демоны – в частности, не брезгующий зоофилией Танаки. От его союза с волчицей родится на редкость колоритный монстр – кретч. Внешне напоминающий антропоморфного волка, он имеет на теле множество складок, которые использует как карманы для оружия. А еще, если не убить его окончательно, кретч не просто регенерируется, а приобретает новые свойства, становясь еще опаснее.

Из неразумных созданий тьмы особого внимания заслуживают скельты. Выглядят они как гигантские насекомые, а на голове имеют костяные трубки для высасывания крови. Полуразумными монстрами являются бугганы, изводящие жертву не столько физически, сколько на уровне психики, и часто появляющиеся в облике мерзких волосатых гигантов.

Битва с бугганом

***

Как вы могли почувствовать из описания мира «Хроник Уордстоуна», никакой безобидной сказкой там уже не пахнет. Перед нами гремучая смесь темного фэнтези и классического хоррора, лишь поначалу маскирующаяся под овечьей шкурой поучительного фэнтези для всех возрастов. И дело здесь не только и не столько в весьма детальных описаниях смертей и кровавых ритуалов. Начиная со второй книги, почти в каждом произведении Дилейни создает ситуации, когда герои, казалось бы, обречены на верную смерть, и догадаться, каким образом им суждено выжить (и суждено ли) очень трудно.

Читаются все книги серии очень легко, и даже любительский перевод последних частей удивительным образом почти не замедляет скорость восприятия. Сюжеты отличаются динамичностью и увлекают настолько, что после прочтения очередной книги хочется сразу же взяться за следующую.

Подводя итог, серия «Хроники Уордстоуна» – это увлекательное и во многом необычное чтиво, ярко выделяющееся на фоне однотипного фэнтези про эльфов и магов. При работе над книгами Джозеф Дилейни сделал все необходимое, чтобы заинтересовать читателя, заставить переживать и, конечно же, напугать.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)