ПОЛУНОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Каннибал / Cannibal

Германия, 2005

Жанр: драма, ужасы, авангард

Режиссер: Мэриэн Дора

Сценарий: Мэриэн Дора

В ролях: Карстен Франк, Виктор Брэндл, Тобиас Зикерт, Хоаким Сигл, Карина Палмер

Похожие фильмы:

  • «Империя чувств» (1976)
  • «Твое сердце в моем мозгу» (2005)
  • «Каннибал из Ротенбурга» (2006)

Каннибал 

В 2001 году в Германии, в небольшом городке Ротенбург с населением около 15 тысяч человек, произошел из ряда вон выходящий случай. Одинокий мужчина Армин Майвес, мучимый детскими впечатлениями о сказке «Гензель и Гретель», мечтал иметь друга, который будет всегда с ним. Кроме того, Майвес был гей, но долгое время подавлял свои сексуальные желания. И вот однажды он оставил на одном ныне закрытом сайте, где люди фантазируют о каннибализме, объявление, что хотел бы найти мужчину, который хочет быть съеденным. Причем сразу написал, что это не шутка. На объявление откликнулось около 300 человек, но лишь один, не менее одинокий мужчина Брандес решил идти до конца и раствориться в своем новом друге в качестве пищи, мяса.

Сухой пересказ реальных событий никогда не позволит ответить на вопрос, почему Майвес и Брандес так далеко зашли, почему они не удовлетворялись секс-фантазиями, ролевыми играми, имитацией. Почему они решили поиграть со смертью? Ведь итог этой игры был заранее известен. Один, Брандес, съеден, а Майвес арестован, пусть не сразу, и сейчас отбывает пожизненное заключение. Несколько режиссеров, как только улеглась шумиха вокруг уголовного дела, принялись за анализ одной-единственной ночи, изменившей юридическую систему Германии и представления психологов о границах дозволенного в интимных играх. Оказалось, что этот случай нельзя счесть убийством, ведь все происходило добровольно, и тому были доказательства – 4-часовая видеозапись Майвеса, которую представляли в суде в качестве улики. Процесс был закрытым, дабы сохранить покой граждан, насколько возможно. Однако люди требовали навсегда изолировать чудовище, что в итоге и было сделано. Мотивы этих двух людей остались, между тем, не проясненными.

Сразу несколько фильммейкеров представили друг за другом свое видение этой ночи и событий, приведших к ней. Хотя внешних предпосылок особенно не было, зато были события внутренние, проявлявшиеся в движениях души в сторону смерти. Мэриэн Дора, культовый немецкий режиссер, был одним из первых, кто взялся за исследование страшного, ирреального мира Армина Майвеса. Он интуитивно почувствовал в этом деле возможность сотворить поэму о бренности человеческого бытия и экзистенциальном одиночестве. Ведь Майвес и Брандес не были отшельниками, а жили среди людей. Для Майвеса сказка братьев Гримм «Гензель и Гретель» постепенно становилась произведением об обретении друга, о котором он так долго мечтал. Режиссер не зря уже в начале, в ретроспективных сценах, акцентирует внимание на улитке. Человек – это улитка. Он прячется от окружающего мира, холодного и враждебного, дабы сохранить самого себя. Для Майвеса каннибализм не был безумной идеей, непременным желанием человеческой плоти. Главной была мечта о друге или о любимом, учитывая нетрадиционную ориентацию Майвеса. Он как бы чувствовал, что любовь проходит, и часто люди расстаются, не научившись жить вместе. Но однажды открывшись другому, он уже не мог упустить такого человека. Майвес был человеком, а Брандес – его духовной (и физической) пищей.

Каннибал 

Мэриэн Дора снимает историю одиночества, наполняя ее образами, деталями, говорящими часто больше, нежели слова. Кукла беременной как указание на стремление Майвеса духовно и физически соединиться со своим партнером. Фотография матери, которая имеет над сыном власть даже после смерти. И Брандес, который мечтает уйти из жизни, как в античности, когда самоубийцы расставались с жизнью в ходе веселья, устраивая пышные проводы. Хотя бы на краю вкусить радость бытия.

Сдерживая свою авангардную принципиальность, демонстрируя порой отталкивающие сцены отраженно, метафорически, Дора добивается впечатляющих результатов. Его фильм как исповедь двух людей, нашедших друг друга в жестоком отчужденном мире. Внешнюю среду Дора изображает широкими мазками живописца, демонстрируя бесцельные попытки Майвеса установить с кем-то личные отношения. Заглушая речь героев музыкой, посторонними шумами, Дора включает диалоги только после знакомства с Брандесом, как бы показывая и этим приемом общность их интересов, близость их душ. Картины отчужденной реальности сменяются поэтическими кадрами, демонстрирующими соединение двух одиноких сердец. Именно это время позволило Майвесу примириться со своей гомосексуальностью, отторгаемой обществом (в Германии только сейчас разрешили однополые браки, а уровень гомофобии пусть и не такой высокий, как в России, но весьма ощутимый).

Все предшествующие работы Мэриэна Дора – лишь ступеньки к поистине впечатляющему фильму. Постановщик раскрывает личности главных героев не только через те редкие фразы, что они говорят, но и чисто кинематографическими средствами. Дом Майвеса как бы застыл во времени, когда он маленьким мальчиком слушал из уст матери сказку о Гензеле и Гретель. Майвес так и не вырос и по-прежнему нуждается в заботе и поддержке. По ходу фильма герои несколько раз меняются местами: то один, то другой занимают доминирующую позицию. Причем в меньшей степени это касается сексуальной сферы.

Каннибал 

В то же время нельзя не заметить, что, помимо философского аспекта, в работе Дора есть аспект социальный. Странные желания героев и их тотальное одиночество обусловлены не столько изломами их психики, сколько жизнью в обществе, полном предрассудков, табу и запретов. Если бы Майвес не опасался навлечь на себя неприятности из-за своей ориентации, и принял бы себя таким, какой он есть, возможно, его каннибальские фантазии, вызванные потребностью в близком контакте с другим человеком, отступили бы прочь. Брандес же, даже имея любовника, не видел никакого смысла в своей жизни. Он также не находил своего места в мире и даже на работе общался в чате, имея потребность быть понятым и не боясь быть осмеянным. Брандес знал, что уже не вернется, желал этого не меньше каннибала, но даже не бросил прощальный взгляд на своего спавшего обнаженного друга. Закрыв дверь в свое прошлое, Брандес открыл дверь в настоящее, где был полностью счастлив с новообретенным другом пусть и коротких два дня.

Фильм Мэриэна Дора, конечно, вызовет шок у неподготовленного зрителя, но из всех интерпретаций истории Майвеса именно его вариант получился самым сильным, говоря со зрителем не языком кровавых расправ и гомосексуальных актов. Картина затрагивает общечеловеческие темы, ибо тема одиночества в социуме крайне важна не только для геев, но и для многих других людей. Человек – это социальное существо. И когда его потребность в понимании, настоящем общении (а не пустой болтовне) не реализуется, это влияет на его психику. Не каждый, конечно, дойдет до каннибализма, однако важно подчеркнуть, что каннибализм в истории Майвеса и Брандеса носит больше ритуальный характер. Еще в древности люди рассматривали каннибала как вендиго, то есть того, кто поглощает сущность другого через его плоть. «Я хочу стать частью тебя,» – говорит Брандес, как бы давая Майвесу карт-бланш и снимая всякую ответственность за содеянное.

Каннибал 

Случай Майвеса и Брандеса всколыхнул всю Германию, поскольку сделал очевидным целый ряд проблем. Во-первых, он показал, как далеко могут зайти два человека в реализации своих желаний, а потому добровольность должна сочетаться с разумностью. А во-вторых, фильм продемонстрировал, что в современном мире, где общение все больше уходит в сферу Интернета, люди гораздо больше ощущают себя одинокими, несмотря на то, что, образно выражаясь, у них на связи весь мир. Простые человеческие контакты стали редки, а люди все больше и больше отдаляются друг от друга, закрываются, словно улитки. И когда Майвес в финале выходит из дома, Дора не просто так обращает внимание зрителя на улитку, впервые уверенно показавшую голову из-под панциря. Майвес осознал себя как каннибала, и он бы не остановился, если бы его не арестовали. Но в то же время такого Майвеса могло бы и не быть, если бы ему вовремя помогли осознать ненормальность своих замыслов и показали бы, что любить человека можно и не поглощая его.

И все-таки они нашли друг друга – Майвес и Брандес, Человек и Мясо, Маньяк и Жертва. Каждый из них получил то, что хотел – Брандес желал быть съеденным, Майвес хотел съесть. Их судьбы решились в ту роковую ночь. И, наверно, главное, что мы можем вынести из их печальной истории – что надо быть внимательными друг к другу, уметь слушать и стараться понять.

Вот об этом авангардный мастер снял свой самый известный фильм.

Каннибал

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх